УИД 11RS0001-01-2019-011963-14 Дело № 2-8648/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.,
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
представителя истца Загидулиной Л.В.,
представителя ответчика ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» Трушина П.Ю.,
представителя соответчика ООО «РубЛион Синема» Махмутовой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
31 октября 2019 г. гражданское дело по иску прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», ООО «РубЛион Синема» об обязании обеспечить соблюдение прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» об обязании в срок до ** ** ** привести в соответствие с требованиями Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001» зрительные залы, расположенные на третьем этаже <данные изъяты>, к ООО «РубЛион» об обязании в срок до ** ** ** приобрести комплекты оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов в количестве, регламентированном Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, а также о внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденный приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, утвержденными приказом Минкультуры России от 27.06.2018 № 1017, а также организовать их работу на постоянной основе.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель соответчика с требованиями согласилась в части оборудования одного из кинозалов комплектом оборудования для проведения тифлокомментирования и субтитрирования.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что прокуратурой города Сыктывкара по обращению председателя КРО «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов со стороны администрации ООО «РубЛион Синема».
В ходе проверки установлено, что в соответствии с Уставом ООО «РубЛион Синема» предметом деятельности общества является, в том числе показ фильмов, организация отдыха и развлечения. Данный вид услуг оказывается населению в помещениях третьего этажа ТРЦ «Парма», расположенного по адресу: ....
По сведениям Росреестра собственником здания, расположенного по адресу: ..., с ** ** ** является ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», до ** ** ** собственником здания являлось ООО Управляющая компания «Альфа».
В кинотеатре «РубЛион Синема» находится шесть зрительных залов, из которых осмотрено три зала ...
Согласно информационному письму ведущего специалиста-эксперта инспекции Госстройнадзора по городу Сыктывкару, Корткеросскому и Усть-Куломскому районам в ходе осмотра зрительных залов установлено:
- в зрительном зале ... ширина дверного проема в зрительный зал составляет 0,86 м., высота порога - 0,04 м. Входная группа в помещение зала решена посредством коридора и лестницы, ширина которых составляет 0,98 м. Высота первой ступени входной лестницы - 0,20 м; высота последующих ступеней - 0,16м. Пространство зала решено в нескольких уровнях. Каждый уровень имеет связь посредством лестниц. Внутренние лестницы оборудованы перилами по стене, поручни которых расположены на высоте 0,96 м, а также в местах открытых частей маршей и перепадов по высоте имеются ограждения, поручни которых расположены на высоте 0,58 м и 1,02 м. Горизонтальные части поручней перил по стене начинаются со 2 пределы лестниц. Все ступени зала имеют подсветку, что соответствует п. 8.1.5 СП
59.13330.2016, однако противоскользящие полосы согласно п. 6.2.8 СП
59.13330.2016 должны быть контрастными с поверхностью ступени, общей
шириной 0,08 - 0,1 м. Помимо основного входа-выхода, в зрительном зале имеется 2 эвакуационных выхода, расположенных по обе стороны от зрительного экрана. В целом помещение зала не соответствует требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- в зрительном зале ... - ширина проема в зрительный зал - 1,35 м, высота порога- 0,04м. Эксплуатируемое пространство решено в нескольких уровнях. Ширина марша лестницы - 1,10 м. Внутренние лестницы оборудованы перилами по стене, поручни которых расположены на высоте 1,02 м. Высота первой ступени лестницы - 0,24 м; высота последующих ступеней
- 0,11 м. Первый ряд сидений, расположен по правую сторону от входа в зал в
уровне вестибюля кинотеатра. Между лестницей (примыкающей к входу) и
креслами первого ряда имеется свободное пространство размерами 0,61x0,60 м в плане. Существующий зал в целом не соответствует требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
- в зрительном зале ... - ширина дверного проема в зрительный зал составляет 0,87м, высота порога - 0,04 м. Входная группа в помещение зала решена посредством коридора и лестницы, ширина которых составляет 1,02 м. Высота первой ступени входной лестницы - 0,26 м; высота последующих ступеней - 0,16 м. Пространство зала решено в нескольких уровнях. Каждый уровень имеет связь посредством лестниц. Внутренние лестницы оборудованы перилами по стене, поручни которых расположены на высоте 0,99 м, а также в местах открытых частей маршей и перепадов по высоте имеются ограждения, поручни которых расположены на высоте 0,63 м и 1,02 м. Горизонтальные части поручней перил по стене начинаются со 2-й ступени и заканчиваются на уровне последней ступени марша, а не выступают за пределы лестниц. Все ступени зала имеют подсветку, что соответствует п. 8.1.5 СП 59.13330.2016, однако противоскользящие полосы согласно п.6.2.8 СП 59.13330.2016 должны быть контрастными с поверхностью ступени, общей шириной 0,08 – 0,1 м. Помимо основного входа-выхода, в зрительном зале имеется 2 эвакуационных выхода, расположенных по обе стороны от зрительного экрана. Существующий зал не соответствует требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В целом, доступ маломобильных граждан в помещения кинотеатра «РубЛион Синема не соответствуют требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильиых групп населения».
Конвенция о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 г. резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН) налагает на государства-участников, к которым относится Россия, обязательства по принятию мер к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования средствами связи и информации; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минкультуры России от 09.09.2015 № 2400 «Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» учреждения культуры (музеи, библиотеки, организации исполнительских искусств, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения) обязаны обеспечить инвалидам и другим маломобильным группам населения условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включенных в пункт 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении в настоящее время закреплены в СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр.
В ходе проверки было установлено, что зрительные залы кинотеатра «РубЛион Синема» функционируют с нарушением следующих требований СП 59.13330.2016:
- п. 8.1.5 - в зрительных залах, на трибунах спортивно-зрелищных сооружений и других зрелищных объектах со стационарными местами должны быть предусмотрены места для инвалидов из расчета не менее 5% общего числа зрителей, в том числе для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м). Остальные 4% мест должны размещаться в зоне действия системы усиления звука, в зоне видимости «бегущей строки» и зоне слышимости аудиокомментирования;
- п. 8.6.4 - в многоярусных залах необходимо предусматривать места для инвалидов на кресле-коляске на уровне первого яруса, а также на одном из промежуточных; п 8.6.5 - места для инвалидов в зрительных залах следует располагать в отдельных рядах, имеющих удобный путь эвакуации; согласно п. 8.1.5 выделяемая для зрителей на креслах-колясках площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 1,5%. Каждое место должно иметь размеры в плане не менее 0,9 х 1,4 м.;
- п. 6.1.5, п. 6.2.4 - ширина входных дверных1 проемов принимается от 0,9 до 1,2 м; дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.;
- п.6.2.8 - проступи ступеней должны быть горизонтальными шириной 0,3 м (допустимо от 0,28 до 0,35 м); подступенки должны иметь высоту 0,15 м (допустимо от 0,13 до 0,17 м). Применение открытых ступеней (без подступенка) не допускается. Применение в пределах одного марша ступеней, различающихся по высоте и ширине, не допускается. Применение ступеней, выполненных из прозрачных и полированных материалов, не допускается;
- п. 6.2.11 - вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны быть расположены в одной, вертикальной плоскости. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м и иметь травмобезопасное исполнение;
- п. 6.2.32 - освещенность на путях эвакуации (в том числе в начале и конце пути) и в местах оказания (предоставления) услуг для МГН в зданиях общественного и производственного назначения следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СП 52.13330. Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.
Доказательств обратного в силу требований статьи 56 ГПК РФ стороной ответчика ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» не представлено.
Доводы ответчика ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», что СП 59.13330.2016 применяется только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, судом не принимается.
Как установлено, здание ТРЦ «Парма» введено в эксплуатацию 26.11.2014.
В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, п. 76).
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
СП 59.13330.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Отступление от установленных в СП 59.13330.2016 норм, не включенных п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, не является безусловным свидетельством нарушения, вместе с тем, должны быть представлены доказательства того, что принятыми мерами обеспечивается необходимый уровень доступности маломобильных групп населения, который достигается при исполнении требований, включенных Приказ Росстандарта от 17.04.2019 № 831.
В ходе проверки, были выявлены нарушения норм СП 59.13330.2016, в частности пунктов 8.1.5, 8.6.4, 8.6.5, 6.1.5, 6.2.4, 6.2.8, 6.2.11.
Аналогичные нормы содержится в пунктах 4.1.12, 4.1.15, 4.1.16, 5.1.4, 5.2.1, 5.2.4, 5.2.9, 5.2.10, 5.2.15 СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Таким образом, требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении здания должны соответствовать не только СП 59.13330.2016, но и ранее действовавшему СП 59.13330.2012.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. № 689-О-О, от 24 октября 2013 г. № 1632-О).
В связи с этим, довод ответчика ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», что он является ненадлежащим ответчиком, обязанность привести зрительные залы в соответствие с СП 59.13330.2016 должна быть возложена на арендатора помещения ООО «РубЛион Синема», судом не принимается.
Таким образом, требования истца об обязании ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» привести зрительные залы, расположенные на третьем этаже Торгово-развлекательного центра «Парма» по адресу: ..., в соответствие с СП 59.13330.2016, подлежат удовлетворению.
В соответствии с приказом Минкультуры России от 09.09.2015 № 2400 кинотеатры обеспечивают наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов.
Согласно приказу Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» организациями культуры, предоставляющими услуги, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечиваются, в том числе предоставление инвалидам по зрению, при необходимости, услуги скрытого прямого тифлокомментирования, проводимого профессиональным тифлокомментатором, включая обеспечение доступа тифлокомментатора; оснащение кинотеатров и кинозалов комплектами оборудования для обеспечения скрытого автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов.
В соответствии п. 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, утвержденных приказом Минкультуры России от 27.06.2018 № 1017, демонстраторы фильмов обеспечивают приобретение и эксплуатацию оборудования, необходимого для демонстрации тифлокомментированных фильмов, показ которых осуществляется в кинотеатре, и выдачу указанного оборудования инвалиду на время просмотра фильма. Выбор типа приобретаемых специальных устройств, позволяющих демонстрировать фильмы с тифлокомментарием, осуществляется демонстратором фильмов самостоятельно.
Количество приобретаемого оборудования, указанного в абзаце первом настоящего пункта, рассчитывается с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.
Согласно п. 2 Правил не менее чем 3% от количества зрительских мест в одном из кинозалов кинотеатра (но не менее 3 мест в кинозале) должно быть оборудовано специальными устройствами, позволяющими демонстрировать фильмы с тифлокомментарием.
В ходе проверки установлено, что в кинотеатре «РубЛион Синема» отсутствует оборудование для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов, что ответчиком ООО «РубЛион Синема» не оспаривается.
В связи с этим, требования истца об обязании ООО «РубЛион Синема» приобрести и оборудовать один из кинозалов, расположенного на третьем этаже <данные изъяты> по адресу: ..., комплектами оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора города Сыктывкара удовлетворить.
Обязать ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» обеспечить зрительные залы, расположенные на третьем этаже <данные изъяты> по адресу: ..., местами для инвалидов в соответствии с п.п. 8.1.5, 8.6.4., 8.6.5 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», входные дверные проемы, дверные проемы привести в соответствие с п.п. 6.1.5, 6.2.4 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», проступи ступеней, подступеньки лестниц привести в соответствие с п. 6.2.8 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ограждения с поручнями привести в соответствие с п. 6.2.11 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», освещенность на путях эвакуации привести в соответствие с п. 6.2.32 Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01.06.2020.
Обязать ООО «РубЛион Синема» приобрести и оборудовать один из кинозалов, расположенного на третьем этаже <данные изъяты> по адресу: ..., комплектами оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов в количестве, регламентированном Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, а также о внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ, утвержденный приказом Минкультуры России от 16.11.2015 № 2800, утвержденными приказом Минкультуры России от 27.06.2018 № 1017, в срок до 01.06.2020 и организовать их работу на постоянной основе.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено ** ** **