Дело № 33-511/2024 (2-2366/2023)
Судья – Мангасарова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
18.01.2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.
судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глуховой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Индустриального района г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 05.10.2023.
Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя администрации Рупасовой О.Н., представителя ООО «ПМУП Городское коммунальное и тепловое хозяйство» Накряковой О.П., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
администрация Индустриального района города Перми обратилась в суд с иском ООО «ПМУП Городское коммунальное и тепловое хозяйство» (далее- ООО «ПМУП ГКТХ), в котором просила обязать ответчика организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу г. Пермь, ул. Мира, д. 9 в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу, в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок взыскать с ответчика в пользу истца настойку в размере 5000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что по данным реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «ПМУП ГКТХ» осуществляет управление многоквартирным домом № 9 по ул. Мира г. Перми. Ответчиком не организовано место сбора и накопления отходов для собственников МКД № 9 по ул. Мира г. Перми. Информация о наличии места (площадки) накопления отходов в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Индустриального района г.Перми, размещенном на официальном сайте муниципального образования город Пермь, отсутствует. В результате отсутствия места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по указанному адресу на муниципальной территории возле входной группы сада им. Миндовского со стороны ул. Снайперов регулярно образуется стихийная свалка твердых коммунальных отходов, влекущая неблагоприятные последствия: нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. В адрес ответчика было направлено письмо о необходимости предоставления информации о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов с указанием адреса, обращение оставлено без ответа. По информации ИГЖН Пермского края расположение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресу г. Пермь, ул. Мира, д.9 невозможно с учетом соблюдения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При осуществлении муниципального контроля проведено выездное обследование, в ходе которого установлено, что по адресу г. Пермь, ул. Мира, д.9 не создано место (площадка) накопления твердых бытовых отходов, никаких мер по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для собственников МКД № 9 по ул. Мира г.Перми ответчиком не предпринято.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 05.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Индустриального района г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что ответчик в администрацию района с заявкой на согласование места накопления отходов для жителей МКД по ул. Мира, 9 не обращался. Администрация района считает вывод суда о невозможности создания места накопления отходов на территории многоквартирного дома с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, ошибочным ввиду отсутствия заключения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. Представленный ответчиком договор не является допустимым доказательством, его наличие не указывает на исполнение ответчиком обязательств по созданию места накопления отходов. Использование жителями МКД по ул. Мира, 9 в г. Перми места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенного по адресу г. Пермь, ул.Танкистов, 17, не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком обязанности по организации места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, поскольку ответчик не представил документы, подтверждающие согласование использования (получения разрешения на использование) такой площадки накопления отходов для обеспечения своей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе посредством заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Индустриального района г. Перми - Рупасова О.Н. на доводах жалобы настаивала, представитель ООО «ПМУП ГКТХ» - Накрякова О.П. против удовлетворения жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
От Департамента ЖКХ администрации г. Перми поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в котором поддерживается позиция, ранее изложенная суду первой инстанции.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом № 9 по ул. Мира г. Перми осуществляет на основании договора управления многоквартирного дома от 27.04.2020 ООО «ПМУП Городское коммунальное и тепловое хозяйство» (л.д. 11-22).
По данным реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ООО «ПМУП ГКТХ» имеет лицензию на осуществление указанной деятельности (лицензия № ** от 11.04.2018) (л.д. 23-26).
Администрацией Индустриального района г.Перми в адрес ООО «ПМУП ГКТХ» 28.03.2022 направлено письмо с просьбой в срок до 04.04.2022 предоставить в администрацию района информацию о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующем СанПиН 2.1.3684-21 и предназначенном для жителей многоквартирных домов, в том числе и по адресу г.Пермь, ул. Мира, д.9, с указанием адреса, на котором расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, с приложением фотоматериалов либо иных документов о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 29-30).
Администрацией Индустриального района г.Перми 26.04.2022 в адрес ИГЖН Пермского края направлено письмо с требованиями принять меры в рамках имеющихся полномочий в части соблюдения управляющими компаниями, в том числе, ООО «ПМУП ГКТХ» в отношении дома №9 по ул. Мира в г. Перми, лицензионных требований, в случае выявления нарушений применить меры административного воздействия (л.д. 31-32).
Согласно ответу ИГЖН Пермского края от 28.06.2022 начальником инспекции 27.06.2022 проведен осмотр земельных участков вышеуказанных многоквартирных домов. Расположение границ земельных участков не позволяет организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов с учетом соблюдения требований п. 3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (л.д. 33).
Администрация Индустриального района г.Перми 25.07.2022 направила в адрес Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю письмо о согласовании схемы размещения МНО, в том числе, по адресу г.Пермь, ул. Мира, д.9 (л.д. 34-36).
09.08.2022 Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в адрес администрации Индустриального района г.Перми направлен ответ об отклонении от согласования заявки в связи с отсутствием данных, необходимых для документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы (л.д. 37-38).
Администрацией Индустриального района г.Перми 11.08.2022 в адрес ИГЖН Пермского края повторно направлено письмо с требованием обязать управляющие организации, обслуживающие МКД, в том числе по адресу г.Пермь, ул. Мира, д.9, обустроить на придомовых территориях места накопления отходов (л.д. 39-40).
На указанное письмо ИГЖН Пермского края 08.09.2022 сообщила Администрации Индустриального района г.Перми, о том, что расположение границ земельных участков вышеуказанных многоквартирных домов не позволяют организовать место (площадку) накопления ТКО с учетом соблюдения требований п. 3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, согласно которым мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не более 20 метров, но не более 100 метров от входных подъездов (л.д. 41-42).
Администрацией Индустриального района г.Перми в адрес ООО «ПМУП ГКТХ» 25.10.2022 направлено письмо с требованием в срок до 11.11.2022 выполнить работы по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующем СанПиН 2.1.3684-21 и предназначенном для жителей многоквартирных домов, в том числе, по адресу г.Пермь, ул. Мира, д.9. (л.д. 43-44).
26.10.2022 администрацией Индустриального района г.Перми в адрес ООО «ПМУП ГКТХ» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому в нарушение п.п. 5.1, 9.4.3 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 №, 277 ООО «ПМУП ГКТХ» не создано место (площадка) накопления отходов для собственников многоквартирного дома № 9 по ул. Мира г.Перми, предложено устранить допущенные нарушения (л.д. 27-28).
Ответчиком в доказательство исполнения обязанности по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу г. Пермь, ул. Мира, д.9 представлен договор № ** на содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе и по адресу г. Пермь, ул. Мира, д.9, заключенный с ООО УК «Престиж», согласно которому жители многоквартирного дома № 9 по ул. Мира г. Перми осуществляют накопление твердых коммунальных отходов (ТКО) на контейнерной площадке, расположенной по адресу г. Пермь, ул. Танкистов, д.17, ООО «ПМУП ГКТХ» оплачивает услуги по содержанию мест накопления отходов, оказываемые ООО УК «Престиж» (л.д. 118-124).
Как следует из письменных пояснений представителя ИГЖН Пермского края, невозможно организовать контейнерную площадку в районе дома по ул. Мира, д.9 г. Перми без нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 62).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь абзацем 2 пункта 1.1 статьи 17, частью 1 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 5, 6, пунктом 4 статьи 8, пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее – Правила №1039), пунктом 3.7.1. Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», пунктом 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, пунктом 26 (1) «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2023 № 290, исходил из того, что организация контейнерной площадки (место) для накопления отходов на придомовой территории многоквартирного дома по ул. Мира, д.9 в г.Перми с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства истцом невозможна. При этом суд отметил, что ответчик в целях организованного накопления отходов в уже созданном месте размещения контейнерной площадки по ул. Танкистов, д.17 организовал сбор ТКО для жителей дома по ул. Мира, д.9 (л.д. 118-124), заключил договор на ее обслуживание, тем самым предпринял меры для исключения возможности несанкционированного накопления отходов. По этим основаниям суд в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм права и верной оценке доказательств по делу, доводами представления они не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и пункту 3 Правил № 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил № 1039).
Из системного толкования указанных норм следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Кроме того, согласно пунктам 1, 3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункту 2 Правил № 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к правилам.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.7.6 Правил № 170 и в пункте 3.3.7 Правил № 61.
В случае, если площадь земельного участка, сформированного для многоквартирного дома, не позволяет обустроить в границах участка площадку накопления ТКО с соблюдением пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления, то обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО для такого многоквартирного дома возлагается на орган местного самоуправления (статья 8 Закона № 89-ФЗ).
Приведенная позиция изложена в пунктах 24, 25 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно принял во внимание результаты выездной проверки, проведенной по инициативе истца ИГЖН Пермского края, по результатам которой установлено отсутствие возможности размещения места накопления ТБО на территории многоквартирного дома по ул. Мира, д.9 в г. Перми с соблюдением санитарных норм и правил. Достоверных доказательств иного в деле не имеется, зафиксированные истцом на основании схемы программы 2 ГИС ( л.д. 36) расстояния между объектами не позволяют сделать вывод о расстоянии до границ земельного участка, а также конкретном месте, в котором по мнению истца, с учетом требований санитарного законодательства, может быть размещена площадка накопления отходов.
Довод жалобы об отсутствии заключения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о возможности (невозможности) создания такой площадки на придомовой территории, не ставит под сомнение законность решения суда, поскольку обязанность направить запрос в Роспотребнадзор возложена не на ответчика, а на истца (пункт 6 Правил № 1039, Приказ Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 23.12.2022 № 304 «О порядке согласования обустройства мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территориях Пермского края»), которая истцом выполнена не была, несмотря на неоднократный запрос со стороны Роспотребнадзора недостающей информации для подготовки заключения, разъяснение действующего порядка согласования мест накопления ТКО (л.д. 37, 75-77, 82,90, 140-141).
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что управляющая организация обязана для обслуживания многоквартирного дома создать место (площадку) накопления ТКО на территории многоквартирного дома, несостоятелен.
При этом исходя из пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса управляющая организация может выполнить указанные действия только на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, который относится к общему имуществу собственников помещений в таком доме.
В материалах дела такое решение общего собрания собственников в том числе по вопросу наделения ответчика полномочиями для обращения к истцу, с заявлением о предоставлении места размещения такой площадки на придомовой территории, отсутствует.
Пункт 12 Правил №1039 предусматривает, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Реестр должен содержать данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО, сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются ТКО, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 19 Правил № 1039).
В соответствии с правилами ведения указанного реестра уполномоченный орган должен учитывать в реестре многоквартирный дом, как источник образования ТКО, складируемых на определенной площадке.
Как следует из сведений, опубликованных на официальном сайте муниципального образования город Пермь по состоянию на 25.01.2024, в Индустриальном районе г. Перми имеются оборудованные муниципальные площадки накопления ТКО, расположенные на территории МКД Индустриального района г. Перми, на территории ИЖС Индустриального района г. Перми, а также предприятий, организаций, учреждений, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО (https://www.gorodperm.ru/actions/jkh/Razvitie%20infrastrukturi/toclean/reestrtko/mnoindus/).
Однако спорный многоквартирный дом по адресу г. Пермь, ул. Мира, д. 9 не включен администрацией в реестр мест (площадок) накопления ТКО в Индустриальном районе г. Перми в качестве источника образования ТКО.
Исходя из этого, ответчик в уже организованном месте размещения контейнерной площадки по ул. Танкистов, д. 17, включенном в соответствующий реестр администрацией (источниками для образования ТКО для этой площадки являются близлежащие МКД по ул. Мира, 3, 5, Карпинского 36, 38, Стахановская, 21,23, Танкистов 17, 23, 34, 36, 38) самостоятельно организовал сбор ТКО для жителей дома по ул. Мира, д.9 (л.д. 118-124), на основании договора на обслуживание для жителей спорного дома, что закону не противоречит (л.д. 118-124).
Тем самым, поскольку спорный многоквартирный дом по адресу г. Пермь, ул. Мира, д. 9 вопреки нормативным требованиям Правил, не включен администрацией в соответствующий реестр как источник образования ТКО, при этом на придомовой территории организовать место накопления ТКО не представляется возможным, в такой ситуации на истце лежит обязанность организации муниципальной площадки для указанного многоквартирного дома с последующим возложением на управляющую организацию – ответчика – обязанности по содержанию такой муниципальной площадки либо иной площадки, созданной для нескольких домов в соответствии с действующими правилами в сфере обращения с ТКО.
Доводы жалобы о том, что разрешение на использование площадки накопления ТКО по ул. Танкистов, 17 от истца не получено, ответчик не обращался в администрацию района с соответствующей заявкой, при установленной обязанности истца создать место накопления ТКО, правового значения не имеют. При установленных обстоятельствах, наличии у истца информации о невозможности организации площадки на придомовой территории многоквартирного дома еще в июле 2022 года, предпринятые ответчиком меры связаны с необходимостью обеспечения потребностей жителей дома в организованном накоплении ТКО, поскольку истец, на которого возложена эта обязанность, необходимых и достаточных мер для решения указанного вопроса не предпринял.
В целом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 05.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Индустриального района г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий: |
/подпись/ |
|
Судьи: |
/подписи/ |
|
|
|
Мотивированное определение изготовлено 25.01.2024