Решение от 14.04.2023 по делу № 2-455/2023 от 18.01.2023

66RS0016-01-2023-000027-57

                Дело № 2-455/2023

Мотивированное решение составлено 21.04.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2023 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поджарской Т.Г., с участием представителя ответчика Карюгина М.В., при секретаре Дружининой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гостеевой Л. М. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ТЕМП» об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию в сторону уменьшения на сумму 1 744 руб. 86 коп., исключить начисления по строке: «Прочие начисления – электроэнергия МОП» и данную строку из платежного документа,

УСТАНОВИЛ:

    Гостеева Л.М. обратилась в суд с иском к ООО «ТЕМП» об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию в сторону уменьшения на сумму 1 744 руб. 86 коп., исключить начисления по строке: «Прочие начисления – электроэнергия МОП» и данную строку из платежного документа.

В обоснование исковых требований истец Гостеева Л.М. в иске указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Считает, что ООО «УК «ТЕМП» нарушаются права истца как потребителя, в том числе на достоверную информацию. Ответчик занимается вымогательством, поскольку ежемесячной «попрошайкой» принуждает истца оплатить за содержание и ремонт жилого помещения, которое истец содержит и ремонтирует за собственные средства. «Попрошайка» представляет собой лист машинописного текста от ООО «ТЕМП» без названия, распечатанный на принтере. В разделе 4 «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги» в строке «Прочие услуги» незаконно и необоснованно указано отдельной строкой «Электроэнергия МОП». С 2018 года данная услуга приравнена к жилищным и входит в оплату «Содержание и ремонт жилого помещения». Таким образом, ответчик, нарушая права потребителя, предъявляет истцу плату за электроэнергию в местах общего пользования дважды: в «Содержание жилья» и в «Прочие услуги». По данному вопросу истец обращалась к ответчику с претензией 30.03.2022, ответа на которую не последовало. Так, с 01.01.2019 по 28.02.2023 ответчиком незаконно выставлена сумма в размере 1 744 руб. 86 коп. (2019 год – 388 руб. 92 коп., 2020 год – 405 руб. 60 коп., 2021 год – 426 руб., 2022 год – 447 руб. 84 коп., 2023 год – 76 руб. 50 коп.), которая подлежит исключению из начислений (л.д. 4, 12).

Истец Гостеева Л.М. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась без указания причин (л.д. 114).

Представитель ответчика ООО «УК «ТЕМП» Карюгин М.В., действующий на основании доверенности (л.д. 57), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. ООО «УК «ТЕМП» осуществляет управление МКД по адресу: <адрес>, в котором расположено жилое помещение истца, с 01.04.2015. С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым было введено понятие мест общего пользования, на основании чего управляющая компания и выставляет счета за потребление коммунальных ресурсов в местах общего пользования - воду, электричество. 01.01.2018 заключен договор энергоснабжения между АО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «УК «ТЕМП». Ответчик как управляющая компания осуществляет начисление и сбор денежных средств по строке места общего пользования. Начисление платы за места общего пользования в отношении спорного дома всем его собственникам осуществляется по нормативу, данный способ начисления выбран самими собственниками. Спорный дом двухэтажный, состоит из 16 квартир, в доме 2 подъезда.

    Суд, с учетом мнения представителя ответчика, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, ознакомившись с доводами иска, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При этом органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (п. 1 ст. 44 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 678 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 153, 154 и 157), граждане (наниматели и собственники жилых помещений) обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).

Согласно п. 29 Правил N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 года в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

    Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что Гостеева Л.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.12.2004 (л.д. 6).

Управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляет ООО «ТЕМП» на основании договора на ремонт и содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме от 01.04.2015 (л.д. 24, 25-27).

        Протоколом № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 22.03.2015 принято решение об установлении размера (ставки) платы по статье «Содержание и ремонт жилья» в размере 9 руб. 40 коп. (л.д. 24).

Из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что общая площадь дома составляет 734,7 кв.м., в том числе жилая площадь – 479 кв.м., площадь лестничных клеток составляет 29,1 кв.м., также площадь подвала составляет 393,6 кв.м. (л.д. 31-42).

01.01.2018 между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (гарантирующий поставщик) и ООО «ТЕМП» (исполнитель) заключен договор энергосбережения № 23183 (л.д. 47-56), в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) для содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении исполнителя, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, а исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. В приложении № 1 к указанному договору поименован дом <адрес>.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года (ч. 9).

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 101).

Согласно п. 3 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", из совокупности положений частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом:

- установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

- размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на 1 ноября 2016 года, и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года.

При направлении платежного документа на внесение платы за содержание жилого помещения в таком платежном документе необходимо в графе плата за содержание общего имущества отдельными строками указать размер платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, по каждому виду ресурса.

Согласно п. 5 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04, управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:

- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);

- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).

Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.

Постановлением РЭК Свердловской области от 31.05.2017 N 39-ПК "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Свердловской области" для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения установлен норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в размере 1,96 кВт.ч. в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что в оспариваемый период расчет электроэнергии мест общего пользования производился по нормативу, поскольку иной способ начисления платы не был избран собственниками помещений в многоквартирном доме.

В материалы дела представлена выписка из лицевого счета о задолженности по квартирной плате и коммунальным услугам в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за период с июля 2013 года по март 2023 года (л.д. 43-46, 63-71), акты сверки взаимных расчетов по договору энергосбережения № 23183 от 01.01.2018 за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 (л.д. 72-73), акты о количестве и стоимости принятой электрической энергии (мощности) по договору № 23183 от 01.01.2018 (л.д. 74-76, 83-85, 92-95), акты приема-передачи электрической энергии (мощности) по договору № 23183 от 01.01.2018 (л.д. 77, 86, 96), ведомости электропотребления (л.д. 78-81, 87-90, 97-100), счета-фактуры (л.д. 82, 83, 84).

Таким образом, оценивая в совокупности все представленные доказательства по делу: письменные, доводы, указанные истцом в исковом заявлении, пояснения представителя ответчика, суд приходит к выводу, что ООО «УК «ТЕМП» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для жителей многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, в связи с чем, обладает полномочиями по начислению платы за предоставление такой услуги, в том числе, за электроэнергию, потребленную при освещении мест общего пользования многоквартирного дома. Сведений о том, что оплата услуг потребления электроэнергии для освещения мест общего пользования включена в состав оплаты за содержание жилья, и оплата указанных услуг по отдельной позиции приведет к двойной оплате одних и тех же предоставленных услуг, не имеется. Тариф на указанную услугу был установлен ранее, протокол общего собрания в данной части недействительным не признавался, для первоначального включения расходов на общедомовые нужды не требуется решения общего собрания собственников помещений.

В соответствии с Правилами N 491 в период спорных правоотношений оплата за количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна осуществляться отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения. При таких обстоятельствах ответчик обоснованно осуществлял истцу начисление платы предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования, исходя из объема потребленных услуг, определенных по нормативу, в связи с чем, правовых снований для исключения из платежных документов строки «Электроэнергия МОП», а также для перерасчета платы за электроэнергию в сторону уменьшения на общую сумму 1 744 руб. 86 коп. (2019 год – 388 руб. 92 коп., 2020 год – 405 руб. 60 коп., 2021 год – 426 руб., 2022 год – 447 руб. 84 коп., 2023 год – 76 руб. 50 коп.) не имеется.

Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Гостеевой Л.М. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 744 ░░░. 86 ░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                          ░.░. ░░░░░░░░░░

2-455/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гостеева Людмила Михайловна
Ответчики
ООО "ТЕМП"
Другие
Карюгин Максим Викторович
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
18.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее