Дело № 2-743/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2017 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Паймина А.А.,
с участием представителя истца Михайловой И.Н.,
ответчика Степановой О.В.,
представителя третьего лица – администрации Ибресинского городского поселения Чувашской Республики Андреевой М.В.,
при секретаре Денисовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Ибресинского района Чувашской Республики к Степановой ФИО14 о признании недействительным свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и взыскании суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности,
установил:
Администрация Ибресинского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Степановой О.В. о признании недействительным свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и взыскании суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Ибресинском городском поселении Ибресинского района Чувашской Республики. ДД.ММ.ГГГГ Степанова О.В., зарегистрированная по адресу: <адрес> обратилась с заявлением в Ибресинское городское поселение о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист».
ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйство Чувашской Республики выдано Степановой О.В. на состав семьи 5 человек свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № на сумму 1 269 324 руб., для строительства жилого дома в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями №, №, № сумма социальной выплаты перечислена на банковский счет истца - получателя субсидии в рамках реализации целевой программы в Чувашский РФ АО «Россельхозбанк» <адрес>.
Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту совершения фиктивной регистрации граждан Российской Федерации: ФИО4, ФИО11, ФИО3, ФИО2.
Заключением начальника миграционного пункта ОМВД России по Ибресинскому району от ДД.ММ.ГГГГ регистрация по месту жительства по адресу: <адрес>, граждан Российской Федерации: Степановой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана фиктивной. При таких обстоятельствах у ответчика отсутствуют правовые основания на получение социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Просят признать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №, выданное на имя Степановой О.В., недействительным, взыскать со Степановой О.В. необоснованно полученную сумму социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1269324 руб. в бюджет Ибресинского района Чувашской Республики.
В ходе судебного разбирательства представитель истца Михайлова И.Н. полностью поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица - администрации Ибресинского городского поселения Чувашской Республики - Андреева М.В., оставляя разрешение заявленных истцом требований на усмотрение суда, пояснила, что на обращение в ОМВД по Ибресинскому району о противоправных действиях Степановой О.В. при получении социальной выплаты при реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г.г. и на период до 2020 года» было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Изначально чтобы поставить гражданина в какую-либо программу администрация Ибресинского горпоселения проверяет на нуждаемость всех членов семьи. Семья предоставляет документы на данную жилую площадь. ДД.ММ.ГГГГ Степанова подала в администрацию горпоселения заявление о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по адресу: <адрес> ею были предоставлены документы на членов ее семьи: мужа и детей, а также иные документы, которые имеются в учетном деле, копия данного дела была предоставлена суду. Так же ответчиком была представлена выписка от ДД.ММ.ГГГГ из протокола жилищной комиссии о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ года у ответчика была перерегистрация по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Степанова О. В. предоставляет выписку из похозяйственной книги по адресу: <адрес>. Семья ответчика зарегистрирована как член семьи ФИО15. Администрацией горпоселения были запрошены сведения из ЕГРП на семью Степановой О.В. и ФИО7 Согласно поступившим сведениям Степанова О.В. имеет в собственности земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ постановлением № были внесены изменения в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, адрес регистрации семьи ответчика изменен на <адрес>. На настоящий момент решение о принятии Степановой О.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не отменено.
Ответчик Степанова О.В., действуя за саму себя, а также как законный представитель своих малолетних детей, привлеченных судом в качестве третьих лиц, иск не признала, просила отказать истцу в его удовлетворении, пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году она приехала в <адрес>, до этого она 5 лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. училась в гФИО16 на зооинженера. Сама она родом из <адрес>, но с тех пор как уехала на учебу в <адрес>, туда уже на постоянное место жительства не возвращалась. После окончания сельхозакадемии она заключила трудовой договор с ООО «ФИО17», где в настоящее время она работает, но находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет. По месту работы, ей руководитель предоставил служебное жилье, по адресу: <адрес>, где она проживала до ДД.ММ.ГГГГ года. После рождения ребенка работодатель предоставил ей другое жилое помещение по адресу: <адрес>. Весной ДД.ММ.ГГГГ года ФИО10 предложил ей участвовать в программе «социальное развитие села», а перед этим предложил ей зарегистрироваться по <адрес>. В связи с грядущим пополнением в семье вторым ребенком, работодатель дал ей свое жилье по адресу: <адрес>, и они с семьей переехали по этому адресу, но оставались быть зарегистрированными по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года они должны были съехать с этой квартиры, так как ее арестовали приставы, и ФИО10 предоставил для проживания другое жилье по адресу: <адрес>. По указанному месту жительства они проживали до тех пор, пока она не обратилась в прокуратуру с заявлением, что работодатель не выплачивает декретные. По этому вопросу было вынесено постановление и ФИО10 попросил их всех освободить квартиру. После чего она вместе со своим членами семьи переехали по адресу: <адрес> до настоящего времени проживают там. Когда ФИО10 обратился в суд, чтобы снять ихс регистрационного учёта по <адрес>, она согласилась зарегистрироваться у ФИО18 по адресу: <адрес>, поскольку детям нужен был садик, регистрация имела значение для дальнейшего пребывания в ФЦП, так ей разъяснили в администрации района, но фактически продолжали проживать по адресу <адрес>. Она просила хозяйку фактически занимаемой квартиры зарегистрировать всю ею семью, но когда рассказала всю сложившуюся ситуацию, та не согласилась, поэтому регистрация по адресу <адрес> была вынужденной. Тем самым правила, установленные в Типовом положении федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» для получения социальной выплаты она не нарушала, как начала проживать с ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес>, так и продолжает фактически здесь проживать со своей семье и в настоящее время, соответственно ссылку администрации о фиктивной регистрации, отсутствия у нее и членов семьи регистрации в <адрес>, с выводами о не проживании в сельской местности, считает не состоятельными. Также, она пояснила, что после признания ее регистрации и членов семьи по адресу: <адрес> фиктивной, вынуждена была встать с детьми на временный регистрационный учет в <адрес>, хотя фактически они не переставали проживать по адресу: <адрес>, в <адрес>, по месту временной регистрации они наведываются примерно раз в неделю.
Третье лицо - Степанов Д.В., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, направил в адрес суда письмо, в котором просил отказать в удовлетворении иска администрации Ибресинского района Чувашской Республики, ссылаясь на соблюдение его супругой всех требований, установленных Типовым положением федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
Третье лицо – Минсельхоз Чувашской Республики, Управление Федерального Казначейства по Чувашской Республике, извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направили, об отложении судебного заседания не просили.
Выслушав объяснения представителей истца, третьего лица, ответчика и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 31 января 2009 года утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
По условиям данной программы право на предоставление социальных выплат имели граждане: постоянно проживающие в сельской местности, имеющие собственные или заемные средства в размере 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», по своему существу являющаяся продолжением федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
В соответствии с п. 4 раздела II Типового положения федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее соответственно - Программа, заявление);
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением N 5 к Программе (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 ЖК РФ, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Из материалов учетного дела Степановой О.В., представленного третьим лицом, следует, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с программой «Социальное развитие села», указав, что её семья состоит из 3 человек, приложив к нему документы подтверждающие её семейное положение, справку о составе семьи, данные о регистрации по месту жительства, в том числе супруга, данные о месте работы в сельской местности (л.д.36-52).
Из выписки из протокола жилищной-бытовой комиссии администрации Ибресинского городского поселения Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предметом слушания комиссии являлось заявление Степановой О.В. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, проживающая по адресу: <адрес>, состав семьи из 3 человек, занимаемая площадь 26,7 кв.м., которая менее учетной нормы, работающая в ООО «ФИО19» с ДД.ММ.ГГГГ, постановлено: включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий; в список ФЦП; в список «Социального развития села» (л.д.53).
Из имеющихся в материалах учетного дела Степановой О.В. документов также следует, что на момент обращения с заявлением за ответчиком и за членами её семьи (супруга Степанова Д.В. и малолетнего ребенка ФИО3) не были зарегистрированы на праве собственности жилые помещения (л.д.51,52), при этом ответчик Степанова О.В., ее супруг Степанов Д.В. были зарегистрированы по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> (л.д.58,60).
Также согласно справке МУП «Бюро технической инвентаризации Ибресинского района» № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что за Степановой (ФИО20 О.В., проживающей по адресу: <адрес>, по данным МУП «БТИ» Ибресинского района Чувашской Республики сведений о зарегистрированных правах на данный жилой дом не имеется. Общая площадь жилого дома по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ составляет 26.7 кв.м., в том числе жилая 23,08 кв.м.
За гр. Степановой О.В., ФИО11, ФИО3 наличие недвижимого имущества по материалам МУП «БТИ» Ибресинского района Чувашской Республики не зарегистрировано (л.д. 44).
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права №, собственником квартиры, находящейся по адресу: <адрес> является ФИО12 (л.д.54).
Постановлением главы администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Степанова О.В., зарегистрированная по адресу: <адрес>, с составом семьи 3 человека включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение жилых помещений в сельской местности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение № 16) к федеральной целевой программе «социальное развитие села до 2013 года» утвержденной постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года № 858) с момента подачи заявления (л.д.62).
Впоследующем администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики были проведены дополнительные проверочные мероприятия, приобщены документы, в том числе свидетельства о рождении детей ответчика (ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.42,65,66), уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений на ответчика и членов ее семьи (л.д.64-67) о трудовой деятельности ответчика, о полученном ею образовании (л.д.68-71).
Как видно из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Степанова О.В. приобрела в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием для строительства индивидуального жилого дома, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> (л.д. 71).
Из представленной суду выписки из Единого Государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости в отношении Степановой О.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается наличие у нее в собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 27).
Кроме того, из копии уведомления об отсутствии в Едином Государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что за членами семьи ответчика- супруга Степанова Д.В., детей: ФИО3, ФИО2, ФИО1 таковых не имеется (л.д.81).
Согласно копии постановления главы администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», пункт 1 изложить в следующей редакции: «Включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий Степанову ФИО21, зарегистрированную по адресу: <адрес>, с составом семьи 5-и человек, в соответствии со статьей 51 пункт 1 части 1» (л.д. 6).
Как видно, из имеющихся материалов учетного дела, основанием для вынесения вышеназванного постановления послужила постановка на регистрационный учет по месту жительства ответчика Степановой О.В., а также членов ее семьи по адресу: <адрес> (л.д. 61,62).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством сельского хозяйство Чувашской Республики выдано Степановой О.В. на состав семьи 5 человек свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья № на сумму 1 269 324 руб. 00 коп., для строительства жилого дома в <адрес> (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ платежными поручениями №, №, № сумма социальной выплаты перечислена на банковский счет истца - получателя субсидии в рамках реализации целевой программы в Чувашский РФ АО «Россельхозбанк» <адрес> (л.д. 9-11).
В своем иске истец ссылается на приговор мирового судьи судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО7 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 322.2 УК РФ, по факту совершения фиктивной регистрации граждан Российской Федерации: Степановой О.В., Степанова Д.В., ФИО3, ФИО2, а также заключение начальника миграционного пункта ОМВД России по Ибресинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, которым регистрация по месту жительства по адресу: <адрес>, граждан Российской Федерации: Степановой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Степанова Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана фиктивной (л.д.12-,13,16-18), считая, что при таких обстоятельствах у ответчика отсутствуют правовые основания на получение социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Однако суд данную позицию истца считает неверной, основанной на неправильном толковании права и принятых подзаконных нормативных актов.
По сложившейся практике для определения места жительства гражданина применяется регистрационный учет, осуществляемый на основании Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, наличие или отсутствие регистрации у гражданина не может служить основанием к отказу в признании местом его жительства того места, где он постоянно или преимущественно проживает.
Из определения Конституционного Суда РФ от 05 октября 2000 года N 199-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Кроме того, как установлено п.п. «а» п. 4 раздела II Типового положения федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: а) постоянное проживание в сельской местности.
То есть одним из критериев соответствия претендента на получения социальной выплаты по вышеназванной программе является не регистрация гражданина, а постоянное его место жительства в сельской местности либо желание проживать в сельской местности.
Согласно представленных письменных доказательств, ответчик и члены его семьи на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья в сельской местности в собственности жилья не имели, были зарегистрированы по адресу: <адрес>, которая впоследствии была признана фиктивной.
В тоже время ответчиком, в обоснование занятой ею позиции, с доводом о вынужденности регистрации по вышеназванному адресу за неимением какого-либо жилья, в котором они могли бы зарегистрироваться всей семьей в <адрес>, после того как она поссорилась с работодателем, в лице руководителя ООО «ФИО22» ФИО10 на почве невыплаты денежной суммы по рождению третьего ребенка, который действуя через свою тещу ФИО12, в январе обратился в суд с иском о признании их утратившими права пользования жилым помещением, по адресу: <адрес>, которую он им в свою очередь предоставил для проживания, как служебное жилье, фактически вынудил их признать иск, в связи с чем, они встали на учет у ФИО7, хотя фактически стали проживать по адресу: <адрес> без заключения договора найма указанной жилой квартиры, т.е. о проживании в <адрес> нашли свое подтверждение.
Так, согласно представленной ответчиком справки, выданной администрацией Ибресинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Степанова О.В. проживает без регистрационного учета в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Кроме того, факт проживания без регистрационного учета в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дату выдачи справки) Степановой О.В. и её членов семьи по адресу: <адрес> подтверждается справкой выданной ООО «Управляющая компания», а также косвенно справками, выданными БУ Ибресинская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ.№ о состоянии под наблюдением семьи ответчика в указанном учреждении здравоохранения и справками, выданными в ДОУ «ФИО23» о посещении детей ответчика данного дошкольного учреждения (л.д.104,107,108,112,113).
Таким образом при оценке нуждаемости членов семьи истца в улучшении жилищных условий следует учитывать жилую площадь квартиры по адресу: <адрес>, на которую ответчик и члены ее семьи, состоящей из 5 человек, имеют право пользования, а она согласно представленной квитанции об оплате коммунальных услуг составляет 54,82 кв.м., что в свою очередь истцом под сомнение не ставилось.
Как видно, из представленной ответчиком выписки из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрированных лиц не имеется.
В таком случае суд исходит из того, что в данной квартире фактическое число жильцов равно числу членов семьи ответчика, т.е. пяти.
Обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи ответчика, составляет 10,96 кв.м., что составляет менее 12 кв.м., в связи с чем суд приходит к выводу о том, что семья ответчика, с учетом того, что по остальным критериям соответствия установленным в п. 4 раздела II Типового положения федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», кроме как проживание в сельской местности, под сомнение истцом не ставится, а судом они проверены, то ответчик Степанова О.В. как на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, так и по настоящее время являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и была правомерно включена в состав участников ФЦП, соответственно выдача данного свидетельства Степановой О.В. недействительным признано быть не может, как не может быть взыскана с ответчика сумма социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1269324 рублей в бюджет Ибресинского района Чувашской Республики.
То обстоятельство, что ответчик с членами своей семьи временно зарегистрирована по адресу: <адрес>, не может повлиять на вышеназванные выводы суда, поскольку как указывалось выше, ответчик со своей семьей фактически проживает в <адрес>, встала на временный учет в <адрес> за неимением другого жилья в Ибресинском районе, где можно было встать на регистрационный учет. Кроме того, с учетом представленных сведений, жилая площадь по адресу: <адрес>, с учетом членов семьи ответчика и семьи ФИО24 (всего 8 человек) (л.д. 130), обеспеченность жилой площадью на каждого члена зарегистрированного по данному адресу, составляет 9,38 кв.м. (75,07/8), что составляет менее 12 кв.м., установленной в <адрес> учетной нормы.
Более того, суд обращает внимание на тот факт, что по настоящее время решение об отмене постановления главы администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым ответчик принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Ибресинском городском поселении Ибресинского района Чувашской Республики не принято, приговора суда о признании её виновной в совершении мошенничества при получении социальной выплаты не имеется, напротив, имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Степановой О.В. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, по основанию предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. в связи с отсутствием состава преступления по факту получения социальной выплаты на строительство жилья сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации Ибресинского района Чувашской Республики к Степановой ФИО25 о признании недействительным свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ № и взыскании суммы социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1269324 рубля в бюджет Ибресинского района Чувашской Республики, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.