Решение по делу № 2-5918/2015 от 07.07.2015

Дело № 2-5918/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2015 года Санкт-Петербург

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе :

Председательствующего судьи Еруновой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Гавриленко Е.В.,

при секретаре Вышинской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> Санкт-Петербурга к СПб ГКУ «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия, суд,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, и уточнив исковые требования в порядке правил ст. 39 ГПК РФ просил суд обязать ответчика включить в адресный перечень по установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, светофорный объект, расположенный на пересечении <адрес> и <адрес> в Санкт – Петербурге в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Санкт-Петербурга в размере 300 рублей 00 копеек.

В обоснование своих требований, указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с ведущим специалистом Отдела содержания технических средств организации дорожного движения СПб ГКУ «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», специалистом в области системы сертификации экспертов, работ по формированию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп, проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, социальных прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры и беспрепятственного пользования всеми видами транспорта на территории <адрес> Санкт – Петербурга, при оборудовании светофорных объектов, расположенных на территории <адрес>, звуковыми средствами информации и сигнализации.

В ходе проверки установлено, что светофорный объект, расположенный на пересечении <адрес> и <адрес> в Санкт - Петербурге, не оборудован средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, что является нарушением требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ, ГОСТа Р 52289-2004.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, которые обеспечивают дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» определено, что элементами обустройства автомобильных дорог являются светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 2.1 устава Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», целями создания Учреждения является повышение эффективности и функционирования транспортной системы города, в части вопросов организации дорожного движения всех видов наземного транспорта, управление транспортными потоками, в том числе автоматизированного, совершенствование системы управления дорожным движением, увеличение пропускной способности городских дорог.

Для достижения поставленных целей согласно п. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Устава, Учреждение осуществляет организацию работ по формированию и учету технического состояния объектов, обеспечивающих повышение уровня организации дорожного движения на территории Санкт-Петербурга, проводит работы по улучшению состояния объектов, обеспечивающих организацию дорожного движения, их реконструкцию и модернизацию, а также подготавливает план мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения на территории Санкт-Петербурга, анализирует состояние организации дорожного движения и разрабатывает предложения по улучшению дорожных условий на дорогах Санкт-Петербурга, проектирует, стоит, реконструирует, ремонтирует, содержит и эксплуатирует объекты организации дорожного движения, входящие в состав информационно-телекоммуникационной (интеллектуальной) транспортной системы Санкт-Петербурга и иных элементов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих организацию дорожного движения.

Пункт 6.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах дорожного движения» предусматривает, что для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Согласно абзацу 3 пункта 7.4.3. ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.

Таким образом, неисполнение СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» возложенных на него обязанностей, создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, провоцирует ситуации при которых подвергаются угрозе гарантированное инвалидам ст. 20 Конституции РФ право на жизнь, а также ведет к нарушению требований законодательства о социальной защите инвалидов, нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Помощник прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в суд явился. Просил суд заявленные уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика - СПб ГКУ «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» в судебное заседание явился. Просил суд в удовлетворении исковых требований <адрес> Санкт-Петербурга отказать в полном объеме по следующим основаниям. Согласно абз. 3 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Ст. 38 БК РФ предусматривает в качестве одного из принципов бюджетной системы РФ – принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Установка устройств звукового сопровождения зеленого сигнала светофора осуществляется Дирекцией в плановом режиме, в рамках выделяемых на эти цели бюджетных средств. Отдельная адресная программа по установке указанных устройств не составляется и не утверждается. Включение новых адресов в адресный перечь в текущем финансовом году возможно только при наличии дополнительного финансирования на эти цели и заключении соответствующего государственного контракта, приложением к которому она является. В настоящее время бюджетные ассигнования на 2015 год до Дирекции доведены, однако, в окончательном виде не согласован их размер на установку средств звукового дублирования сигналов светофора. На 2015 год на указанные цели предусмотрено 1715000,00 руб., при этом средняя стоимость одного указанного устройства на момент расчетов составляла 17500,00 руб. Исходя из этого, возможна установка 98 устройств (на одном перекрестке необходимо от 2 до 16 устройств). В 2015 году Дирекцией запланировано заключение государственного контракта на установку средств звукового дублирования сигналов светофора, куда планируется включить перекрестки иных районов города, которыми наиболее часто пользуются слепые и слабовидящие категории граждан. Однако, в случае обязания Дирекции судом установки средств звукового дублирования сигналов светофора в <адрес>, может повлечь исключение из адресного перечня перекрестков иных районов города, которые необходимо включить в указанный перечень на основании уже состоявшихся решений Невского районного суда. Виду наличия имеющихся аналогичных дел, включение всех адресов в <адрес> в адресный перечень 2015 года, в рамках предусмотренного на эти цели финансирования, не представляется возможным.

Кроме того, Дирекция обращает внимание на то, что Истцом не было представлено каких-либо доказательств регулярного использования указанного в исковых требованиях пешеходного перехода слепыми и слабовидящими пешеходами, следовательно, не доказана обязательность оборудования указанного пешеходного перехода вышеназванными средствами. Таким образом, по мнению Дирекции, отсутствуют основания для удовлетворения требований.

Третьи лица - Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитет финансов по Санкт-Петербургу, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства по делу надлежащим образом заблаговременно, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд в известность не поставили и не представили доказательств уважительности подобного рода причин, что в силу требований ст. 167 ч.ч. 1 и 3 ГПК РФ не может являться неустранимым препятствием дальнейшему производству по делу.

Заслушав доводы стороны заявителя, возражения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства, возражения третьего лица Комитета финансов по Санкт-Петербургу, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В статье 7 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с правилами ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с ведущим специалистом Отдела содержания технических средств организации дорожного движения СПб ГКУ «Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» <>, специалистом в области системы сертификации экспертов, работ по формированию безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп <>, была проведена проверка в сфере соблюдения безопасности дорожного движения, социальных прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры и беспрепятственного пользования всеми видами транспорта на территории <адрес>, о чем был составлен соответствующий Акт. В ходе проверки было установлено, что светофорный объект, расположенный на пересечении <адрес> и <адрес> в Санкт - Петербурге, не оборудован средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора для слабовидящих пешеходов.

Согласно Суждению эксперта Независимого сертификационного центра «РУИЦ «РУБИКОН» от ДД.ММ.ГГГГ - необходимость установки технических средств только на отдельных пешеходных переходах, регулярно используемых инвалидами по зрению, не соответствует требованиям ГОСТ Р 51671-2000 года, ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой необходимо создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также противоречит ст. 27 Конституции РФ и ст. 2 (дискриминация по признаку инвалидности: ограничение в реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении), ст. 9 Доступность (государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах), ч. с) ст. 19 (услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам), Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ «Конвенция о правах инвалидов», а также создаст на необорудованных переходах угрозу причинения вреда жизни и здоровья всем категориям маломобильности, включая инвалидов по зрению. При этом в соответствии со ст. 12 (равенство перед законом) Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ «Конвенция о правах инвалидов»: Государства - участники поддерживают, что каждый инвалид где бы он не находился, имеет право на равную правовую защиту. Государства – участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью на равнее с другими во всех аспектах жизни. Государства – участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может быть потребоваться при реализации своей правоспособности. Государства-участники обеспечивают, чтобы все меры, связанные с реализацией правоспособности, предусматривали надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека. Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией правоспособности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степени, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица.

Как следует из Суждения эксперта Независимого сертификационного центра «РУИЦ «РУБИКОН» от ДД.ММ.ГГГГ, регулируемые светофорные пешеходные переходы являются элементом коммуникационного пространства при движении к объектам социальной инфраструктуры <адрес> Санкт – Петербурга: на пересечении <адрес> и <адрес> в Санкт - Петербурге находятся социально значимые объекты, а именно: станция метро «Технологический институт», образовательное учреждение – Технологический институт. Требования ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ», в части обеспечения доступности, безопасности пользования инвалидами средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающий дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации, напрямую относятся к политике, реализуемой Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, через соответствующие программы, реализуемые СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга». Пунктами 5.1, 6.4, 7.2, 7.7 ГОСТ Р 51671-2000 года установлено, что все участки, предназначенные для движения по ним людских потоков, в том числе и пешеходные переходы, должны быть оснащены визуальными, звуковыми и тактильными средствами информации и сигнализации для обеспечения информативности, доступности и безопасности использования. При этом, п. 7.7 ГОСТ Р 51671-2000 г. установлено, что параметры звуковых сигналов, производимых устройствами для дублирования сигналов светофоров и предназначенных пешеходов-инвалидов с нарушением функции зрения, а так же параметры осязательных сигналов перехода, производимых тактильными вибраторами для дублирования сигналов светофора и предназначенных для пешеходов-инвалидов с нарушением функции зрения и слуха, по ГОСТ Р 51648 «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора для слепых и слепоглухих людей». Одновременно, п. 5.3 ГОСТ Р 51671-2000 г. установлено, что в нормативных документах на технические средства связи, информации и сигнализации общего пользования отдельных групп или видов наряду с требованиями доступности и безопасности для инвалидов могут быть установлены дополнительные требования не противоречащие требованиям настоящего стандарта. В свою очередь, ГОСТ Р 51648 «Сигналы звуковые и осязательные, дублирующие сигналы светофора для слепых и слепоглухих людей», установлено, что данный стандарт распространяется на технические средства и устанавливает параметры звуковых и осязательных сигналов, что в полной мере соответствует требованиям п. 6.3 ГОСТ Р 51671-2000 г.

Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что ГОСТ Р 51648-2000 относительно установки звуковых сигналов, производимых устройствами для дублирования сигналов светофоров и предназначенных пешеходов-инвалидов с нарушением функции зрения, а так же параметры осязательных сигналов перехода, производимых тактильными вибраторами для дублирования сигналов светофора и предназначенных для пешеходов-инвалидов с нарушением функции зрения и слуха, подлежит применению совместно с ГОСТ Р 51671-2000 г., поскольку они дополняют друг друга.

Статьей 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Таким образом, ссылка представителя ответчика на то, что в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 дублирование сигналов светофора звуковыми сигналами не является обязательным, не основана на законе, поскольку статьей 12 указанного федерального закона обязанность по обеспечению безопасности участников дорожного движения, в том числе и для пешеходов и инвалидов возложена непосредственно на ответчика.

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

Разрешая спор, суд принимает во внимание, что как следует из целей Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы – это формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом. При этом задачами Программы является - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам. Целевые индикаторы и показатели Программы являются в том числе и доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов; доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов. При этом, объемы бюджетных ассигнований Программы - прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы в 2011 - 2015 годах составляет 46888,33 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 26900 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 19718,99 млн. рублей; за счет внебюджетных источников - 269,34 млн. рублей.

Для решения задачи по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения предусматривается реализация следующих мероприятий Программы, в том числе и реализация мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Федеральными органами исполнительной власти (в том числе ответственным исполнителем Программы и соисполнителями Программы) в соответствии со сферами ведения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе в рамках ведомственных и целевых программ, а также организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счет собственных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется реализация следующих мероприятий, в том числе оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, остановок, станций и вокзалов общественного пассажирского транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации (включая графические схемы маршрутов движения транспорта), пандусами, тактильными и контрастными поверхностями; оснащение дорог специальными знаками дорожного движения как для инвалидов, так и информирующих о передвижениях инвалидов по этим участкам дорог, а также создание специально отведенных парковочных мест на городских парковках.

Одновременно, в Санкт-Петербурге так же действует и Программа «Создание Доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге» на 2013 – 2015 годы, целью которой является - обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге. Задачами данной Программы является в том числе и совершенствование организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге на основании оценки состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге; повышение уровня доступности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.

При этом, раздело 3 указанной выше Программы предусмотрено повышение уровня доступности для инвалидов наземных пешеходных переходов, станций Санкт-Петербургского метрополитена, а также обустройства светофорных объектов устройствами звуковой сигнализации для слабовидящих пешеходов в районах Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 26 Конвенции о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ N 61/106, вступила в силу ДД.ММ.ГГГГ которую ДД.ММ.ГГГГ подписала Российская Федерация) государство обязано принимать эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. Для этого организуются комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы.

При этом, суд не усматривает оснований согласиться с доводами стороны ответчика относительно того, что поскольку доказательств регулярного использования данного пешеходного перехода слепыми и слабовидящими пешеходами в материалах дела не содержится, то следовательно у них не возникла обязательность оборудования указанного пешеходного перехода вышеназванными средствами, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

Согласно нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливающим, что социальная защита инвалидов гарантируется государством и направлена на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, а содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 6.6 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

Заслуживают внимания следующие доводы приведенные суду Прокурором, так он указал на необходимость установки на светофорных объектах средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов на указанном перекрестке дорог, поскольку это обусловлено в том числе и расположением вблизи этого перекрестка объектов социальной инфраструктуры, законного права на беспрепятственный доступ к которым инвалиды не могут быть лишены. Более того, слепые и слабовидящие граждане вправе свободно передвигаться по любым пешеходным переходам и посещать любые места, а не только те объекты социальной инфраструктуры, которые связаны с их обслуживанием.

Как следует из Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1662-р одобрена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, целью которой является - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществ. Реализация стратегических целей Концепции требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы "социального лифта" для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения. Основными целевыми ориентирами социальной политики являются в том числе и снижение уровня абсолютной бедности, а так же формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

При вынесении решения по существу, суд так же учитывает и тот факт, что меры прокурорского реагирования направлены на цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при отсутствии убедительных возражений со стороны ответчика, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих о необоснованности исковых требований Прокурора в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, полагает необходимым исковые требования истца удовлетворить в указанной выше части, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.

Каких либо еще доказательств по правилам ст. 56 ГПК РФ в подтверждение своих доводов и возражений сторонами суду больше не представлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Обязать Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» включить в адресную программу по установке средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, светофорный объект, расположенный на пересечении на пересечении <адрес> и <адрес> в Санкт – Петербурге, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд.

Судья

2-5918/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Ответчики
СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга"
Другие
КРТИ
Комитет финансов
Суд
Невский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
nvs.spb.sudrf.ru
07.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2015Передача материалов судье
10.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2015Подготовка дела (собеседование)
03.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2015Предварительное судебное заседание
28.09.2015Судебное заседание
02.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2016Дело оформлено
05.05.2017Дело передано в архив
28.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее