Дело №2а-46/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2022 года г. Красноперекопск
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Никишенко Т.Н.,
при секретаре судебного заседания - Матюшенко Е.Ю.,
с участием представителя административного истца - Говзан В.Н.,
представителя административного ответчика - Беловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Севостьянова Александра Владимировича, Колесникова Виктора Николаевича, Чернега Сергея Анатольевича к администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании незаконным бездействия, отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении определенных обязанностей, заинтересованные лица – Управление муниципального имущества, архитектуры и земельных отношений администрации города Красноперекопска Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
В ноябре 2021 Севостьянов А.В., Колесников В.Н., Чернега С.А. обратились с административным иском к администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании незаконным бездействия и возложении определенных обязанностей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Колесников В. Н., Севастьянов А. В. и Чернега С. А. на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО «Штурм Перекопа», приобрели в собственность нежилые здания, распложённые по адресу: <адрес>, г. Красноперекопск, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером: 90:20:010120:89.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Севостьянова А.В. удовлетворены, признано незаконным постановление администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку", которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Администрацию г. Красноперекопска с заявлением, в котором просили устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов и сообщить об отмене постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку" в органы Госкомрегистра Республики Крым, для изменения вида разрешенного использования земельного участка на «обеспечение сельскохозяйственного производства» (код 1.18).
ДД.ММ.ГГГГ в ответе на заявление администрация указала, что во исполнение решения суда постановлением Администрации города Красноперекопска Республики Крым№ от ДД.ММ.ГГГГ, постановление Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку" отменено.
Однако, до настоящего времени, решение суда ответчиком в полном объеме не исполнено, информация о признании постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку" незаконным в органы Госкомрегистра не направлялась, согласно данным ЕГРН целевое разрешенное использование земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ указано как: «Строительная промышленность».
По этой причине истцам было отказано в предоставлении административной услуги по предоставлению земельного участка в аренду.
Таким образом, допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов заявителей до настоящего времени не устранены.
В связи с чем, административные истцы считают, что бездействие администрации, выразившееся в невыполнении обязанности по направлению органы Госкомрегистра постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку", является незаконным и нарушает наши права, в частности право на аренду или выкуп земельного участка.
В связи с чем, представитель административных истцов, с учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в невыполнении обязанности по направлению в орган регистрации прав постановления администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать направить в орган регистрации прав постановление администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку", признать незаконным отказ администрации города Красноперекопска в предоставлении земельного участка в аренду за плату Колесникову В.Н., Севостьянову А.В., Чернеге С.А., оформленный в виде письма-уведомления №.01-08/3184 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставления муниципальной услуги, обязать повторно рассмотреть заявление Колесникова В.Н., Севостьянова А.В., Чернега С.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В судебное заседание административные истцы не явились, были уведомлены надлежащим образом, обеспечили явку представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Говзан В.Н. требования административных истцов поддержал и просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Администрации города Красноперекопска Республики Крым Белова Т.В. по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и просила в иске отказать.
Представители заинтересованных лиц – Управление муниципального имущества, архитектуры и земельных отношений Администрации города Красноперекопска Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке, что в соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав пояснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика Белову Т.В., исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Статьей 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Положениями статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.Н., Чернега С.А. и Севостьянов А.В. на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО «Штурм Перекопа» приобрели в долевую собственность, каждый по 1/3 доли, нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>, город Красноперекопск, <адрес>.
Согласно п.4.1 указанного договора купли-продажи, отчуждаемые нежилые здания находятся на земельном участке площадью 20 252 кв.м., кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>, город Красноперекопск, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, код 1.18; цель использования: для содержания и обслуживания комплекса строений (зданий) и сооружений.
Указанный земельный участок был передан продавцу - ООО «Штурм Перекопа» в пользование согласно договора аренды земельного участка №.02-07/37, заключенного ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет между Администрацией города Красноперекопска Республики Крым и ООО «Штурм Перекопа», зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно соглашения о расторжении договора аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «Штурм Перекопа» о прекращении действия договора аренды земельного участка, договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ №.02-07/37 расторгнут.
Постановлением № главы Администрации города Красноперекопска Республики Крым "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку" от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельному участку площадью 20252 кв.м., кадастровый №, расположенному по адресу: <адрес>, город Красноперекопск, <адрес> с «обеспечение сельскохозяйственного производства» на «строительная промышленность».
На основании указанного постановления № главы Администрации города Красноперекопска Республики Крым "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку" от ДД.ММ.ГГГГ данные о разрешенном использовании земельного участка с «обеспечение сельскохозяйственного производства» на «строительная промышленность» внесены в государственный кадастр недвижимости.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Севостьянова А.В. удовлетворены, признано незаконным постановление Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку", которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы в лице представителя Чернега С.А. обратились в администрацию г. Красноперекопска с заявлением, в котором просили устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, сообщить об отмене постановления администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку" в органы Госкомрегистра Республики Крым, изменить вид разрешенного использования земельного участка на «обеспечение сельскохозяйственного производства» (код 1.18).
ДД.ММ.ГГГГ исх.№.01-08/2155 администрация города Красноперекопска Республики Крым указала, что во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ принято постановление Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку", которое направлено в адрес суда. Данное решение не обязывает Администрацию выполнить мероприятия по изменению вида разрешенного использования земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, г.Красноперекопск, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в администрацию города Красноперекопска Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, г.Красноперекопск, <адрес> на праве аренды без проведения торгов на основании подп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для размещения машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.
Уведомлением №.01-08/3784 от ДД.ММ.ГГГГ администрации города Красноперекопска Республики Крым в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, г.Красноперекопск, <адрес>, отказано по причине того, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, г.Красноперекопск, <адрес> – «строительная промышленность». На основании изложенного, у Администрации отсутствуют основания для предоставления вышеуказанного земельного участка в аренду с заявленным видом разрешенного использования и заключения договора аренды.
Из сообщения Красноперекопской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам проверки в нарушение требований ст.61 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2 ч.1 ст.31, п.20 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» администрацией города Красноперекопска Республики Крым информация в орган регистрации прав для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в течении пяти рабочих дней с даты вступления в силу решения не направлена. В связи с выявленными нарушениями Красноперекопской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города Красноперекопск Республики Крым внесено представление об устранении нарушений требований законодательства.
Согласно сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в актуальных данных ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:20:010120:89 площадью 20 252,0 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, г.Красноперекопск, <адрес>, категория земель-«земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «строительная промышленность». Во исполнение требований ст.32 Закона о регистрации в адрес Госкомрегистра не поступал распорядительный акт органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования обозначенному земельному участку.
На основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В пункте 1 статьи 30 ГК РФ определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу приведенных положений закона право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют собственники капитальных здания, сооружения, прочно связанных с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлены статьей 39.16 поименованного Кодекса. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Согласно положениям статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подп.14 ст.39.16 ЗК РФ).
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и включает в себя, в том числе реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В кадастр недвижимости подлежат внесению дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества о видах разрешенного использования земельного участка, что предусмотрено пунктом 4 части 5 статьи 8 названного федерального закона.
Исходя из положений пункта 2 статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде или видах разрешенного использования земельного участка осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленном статьей 32 Закона N 218-ФЗ и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1532.
В соответствии с пунктом 2 части 1, частью 20 статьи 32 Закона N 218-ФЗ и пунктом 8 Правил N 1532 в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в: решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования); решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).
Исходя из смысла приведенных правовых норм, сведения Единого государственного реестра недвижимости, включающие сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, подлежат применению уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе, при разрешении вопроса о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденный постановлением администрации города Красноперекопска от «06» октября 2020 №, определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий по её исполнению администрации Администрация города Красноперекопска Республики Крым.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) заключение договора купли-продажи земельного участка; 2) заключение договора аренды земельного участка; 3) заключение договора безвозмездного пользования земельным участком; 4) постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно; 5) постановление о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 6) отказ в заключении договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком или принятие уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (п.6.1 Административного регламента).
Согласно п.п. 13.1.,13.2 Административного регламента оснований для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрено. В течение 10 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги: - наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; - наличие вступивших в законную силу судебных актов, налагающих меры по обеспечению иска в отношении указанного в заявлении земельного участка (наложение ареста на земельный участок или запрет на распоряжение таким земельным участком).
Кроме того, в силу статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками: 1) предоставление которых не допускается федеральным законодательством; 2) в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами.
Принимая в основу предусмотренное подпунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ условие для отказа в предоставлении муниципальной услуги, администрацией города Красноперекопска Республики Крым не было учтено то обстоятельство, что сведения о виде разрешенного использования - «строительная промышленность» были внесены в ЕГРН на основании постановления администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку", которое решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и отменено постановлением Администрации города Красноперекопска Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, а сведения в указанной части в ЕГРН не были погашены в связи с отсутствием заявления, которое была уполномочена подать администрация города Красноперекопска Республики Крым.
Таким образом, наличие сведений о виде разрешенного использования - «строительная промышленность» в отношении испрашиваемого земельного участка и бездействие административного ответчика в указанной части нарушает исключительное право административных истцов на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов, на котором расположен объект недвижимого имущества, являющегося собственностью административных истцов.
Следовательно, бездействие, а также решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении муниципальной услуги администрации города Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в аренду за плату без проведения торгов Севостьянову А.В., Колесникову В.Н., Чернега С.А. являются необоснованными.
Иные основания к отказу, предусмотренные статьей 39.16 ЗК РФ, в оспариваемом решении отражения не нашли.
Таким образом, вопреки положениям статьи 226 КАС РФ, обязывающей административного ответчика доказать законность бездействия и оспариваемого решения, ответчиком не было представлено достаточных достоверных доказательств в опровержение доводов административного искового заявления.
Исходя из требований действующего законодательства, суд не должен подменять государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, поскольку такое действие противоречит конституционному принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, при этом, вопрос предоставления земельных участков в собственность либо аренду отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
В связи с этим, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить незаконное бездействие и повторно рассмотреть заявление административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду за плату без проведения торгов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.226-228 КАС Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Севостьянова Александра Владимировича, Колесникова Виктора Николаевича, Чернега Сергея Анатольевича – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Красноперекопска Республики Крым в части не направления постановления администрации города Красноперекопск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельному участку" для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в части вида разрешенного использования.
Возложить обязанность на администрацию города Красноперекопска Республики Крым устранить указанное нарушение в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта.
Признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги администрации города Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в аренду за плату Севостьянову Александру Владимировичу, Колесникову Виктору Николаевичу, Чернега Сергею Анатольевичу.
Обязать администрацию города Красноперекопска Республики Крым повторно рассмотреть заявление Севостьянова Александра Владимировича, Колесникова Виктора Николаевича, Чернега Сергея Анатольевича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в аренду за плату без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноперекопский районный суд Республики Крым.
Судья Т.Н. Никишенко
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.Н. Никишенко