РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
04.10.2022.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,
с участием представителя истцов Буленковв Л.А.,
представителя ответчика МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея Колбенко А.А.,
представителя ответчика ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" Калашниковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Саркисян Г. А., Демирчяна Р. Л., Искандарян Н. А., Хачикян Ж. А., Гогоряна П. А., Карагадаева А. А., Матевосян А. Д., Кочконяна Г. Е., Карагадаян А. А. к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" об установлении публичного бесплатного сервитута для сохранения существующего единственного подъезда и прохода к жилым домам,
установил:
Истцы просят суд
установить публичный (бесплатный) сервитут на часть площадью 594 м2 земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203004:18, общей площадью 9593 м2, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, находящегося в собственности России и предоставленного Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования "Сочинский государственный университет" на праве постоянного (бессрочного) пользования, для прохода и проезда к жилым домам, расположенным по <адрес> и по <адрес>, согласно прилагаемой схеме и в координатах характерных точек границ части земельного участка, без изъятия этой части земельного участка;
установить, что решение суда по заявленным исковым требованиям является основанием для осуществления Управлением Росреестра по Краснодарскому краю государственного кадастрового учета изменений в сведениях единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об описании местоположения границ используемой для обеспечения проезда и прохода к жилым домам, расположенным по <адрес> и по <адрес> (публичный сервитут) части земельного участка площадью 594 м2 с кадастровым номером 23:49:0203004:18, общей площадью 9593 м2, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, а также для государственной регистрации обременений этой части участка публичным сервитутом, без изъятия этой части земельного участка и без истребования дополнительных документов.
В обоснование требований указывают, что по разным основаниям они являются собственниками индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес>, по которым они все зарегистрированы и проживают.
28.01.2022 им ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" направлены Уведомления о необходимости заключения с Университетом соглашения об установлении частного платного сервитута на часть земельного участка общей площадью 9593 м2 с кадастровым номером 23:49:0203004:18, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, находящегося в собственности России и предоставленного ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Площадь сервитута установлена в размере 594 м2 исторически и фактически занятого единственным проездом к их домам с автомобильной дороги общего пользования по <адрес> в Центральном районе г.Сочи.
Однако, указанный в качестве сервитута единственный подъезд и проход к их домовладениям отображен существующим по факту (на топосьемках, в технической документации БТИ и т.п.) на протяжении нескольких десятков лет и им неизвестно почему указанный подъезд к их жилым домам, многие из которых существуют еще с тех времен, когда здание ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" было средней школой № 10, в которую ходили еще их родители, вдруг был включен в границы землепользования ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет".
В соответствии с частями 2 - 4 ст.23 Земельного кодекса РФ, сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) для прохода или проезда через земельный участок.
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса РФ о сервитуте и положения главы V/3 (ст.39.23-39.26) настоящего Кодекса не применяются.
29.03.2022 в адрес Саркисян Г.А. (для информирования заинтересованных лиц) из Управления по работе с обращениями граждан и организаций департамента внутренней политики администрации Краснодарского края поступило Уведомление от 22.03.2022 № П-10270.1-22-32 о том, что их коллективное обращение в адрес губернатора Краснодарского края направлено для рассмотрения и подготовки ответа в администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.
В ответе от 27.04.2022 из департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи, на их коллективное обращение направленное из администрации Краснодарского края, указано на возможность установления сервитута через вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203004:18.
На подобное обращение в адрес МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея они получили ответ от 21.04.2022 указанное ведомство не наделено полномочиями на издание распорядительных актов об установлении публичных сервитутов.
В соответствии с Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", утвердившим "Положение о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея", МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея" (далее территориальный орган) осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением (п.1 указанного Положения).
В соответствии с п.11.2 указанного Положения ответчик осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Обременения принадлежащего России земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203004:18 правом бессрочного (постоянного) пользования ФГБОУВО "Сочинский государственный университет" в соответствии со сведениями из единого государственного реестра недвижимости зарегистрированы.
В связи с тем, что истцы, как и неопределенный круг лиц (экстренные службы города, коммунальные службы города и т.п.) лишены возможности иным образом реализовать свои права на свободный доступ к жилым домам, в которых они и члены их семей проживали и проживают, просят требования удовлетворить.
Третьи лицом без самостоятельных требования администрацией Краснодарского края, представлен отзыв на иск.
В обоснование возражений указано, что из рассматриваемого иска следует, что ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203004:18, общей площадью 9593 м2, расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, и находящийся в федеральной собственности.
28.01.2022 ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" направил уведомление в адрес истцов о необходимости заключения соглашения об установлении частного платного сервитута на часть вышеуказанного земельного участка с целью обеспечения проезда и прохода истцов к своим домовладениям.
Не согласившись с указанным предложением о заключении частного платного сервитута истцы обратились в Центральный районный суд г.Сочи с целю обязать ответчика установить публичный сервитут на часть спорного земельного участка площадью 594 м2.
В соответствии с п.2 ст.16 Устава Краснодарского края систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края - Законодательное Собрание Краснодарского края, высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края, иные органы государственной власти Краснодарского края, образуемые в соответствии с Уставом Краснодарского края и законами края.
Система исполнительных органов государственной власти Краснодарского края установлена Законом Краснодарского края от 21.10.2015 № 3255-KЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края".
Администрация Краснодарского края является высшим исполнительным органом государственной власти, компетенция которого определена федеральным законодательством, Уставом Краснодарского края, а также законами края и не наделена полномочиями по разрешению вопросов, рассматриваемых в исковом заявлении.
В соответствии с п.1.1 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" (далее - Положение), департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Пунктами 3.10.5 и 2.3 указанного Положения предусмотрено, что департамент заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов, соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, а также обеспечивает защиту имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
На основании вышеизложенного, администрация Краснодарского края просит суд принять законное и обоснованное решение по данному судебному делу и рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Краснодарского края.
Ответчиком ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" представлен отзыв на иск.
В обоснование возражений указано, что в соответствии со ст.39.24 ЗК РФ, в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
Статьей 39.26 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Земельный участок по адресу: г.Сочи, <адрес>, общей площадью 9593 м2 с кадастровым номером 23:49:0203004:18 предоставлен ФГБОУ ВО "Сочинский государственный университет" в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.6.2 Устава университета, все имущество университета находится в федеральной собственности. Университет распоряжается имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственником имущества является Российская Федерация. От имени Российской Федерации уполномоченным органом является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Университет получил согласие Минобрнауки России об установлении сервитута - письмо № МН-21/25-АГ от 12.01.2022 сроком на 10 лет на часть земельного участка площадью 594 м2 путем заключения соглашения об установлении сервитута согласно ст.39.24 ЗК РФ.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации согласия университету на установление публичного сервитута не выдавало.
В соответствии с п.2 ст.23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Из этого следует, что истцы должны были обратиться с заявлением (ходатайством) в органы местного самоуправления. Однако копию заявления об установления публичного сервитута истцы в качестве доказательства в суд не предоставили. Также в материалах дела отсутствует принятый органами местного самоуправления (администрацией г.Сочи) нормативный акт об отказе в установлении публичного сервитута. Публичный сервитут может быть установлен только в интересах неопределенного круга лиц, как это и указано в ответе (письме) департамента архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Сочи от 27.04.2022 № ОП-2776/22.
Установление публичного сервитута не для целей обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, а фактически в интересах частных лиц нарушает нормы действующего законодательства, поэтому акты органов местного самоуправления об установлении публичного сервитута в этом случае признаются недействующими.
В данном случае право истцов (заявителей) подлежит защите с использованием норм о частном сервитуте, а не о публичном.
В образовательных организациях, установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", где установка ограждений по периметру высших учебных заведений является обязательной.
Пунктом 2 Требований установлено, что под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы.
Пунктом 21 Требований установлено:
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) и др.
Пунктом 22 Требований установлено воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием и т.д.
Пунктом 23 Требований установлено выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта достигается посредством:
д) исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий).
Согласно п.1.5 Методических указаний по гигиеническому контролю за проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных заведений, утв. Приказом Главного государственного санитарного врача СССР от 10.04.1980 № 2164-80, территория ВУЗа должна быть ограждена и не должна пересекаться с транспортными магистралями.
Таким образом, в рамках мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов руководство высших учебных заведений должно решить, в том числе следующие обязательные задачи:
разработать и реализовать комплекс мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на территорию посторонних лиц и автотранспорта;
организовать и обеспечить пропускной режим на территорию объекта;
выявлять, предупреждать и пресекать действий лиц, направленных на совершение терактов;
обеспечить охрану территории путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Если территория высшего учебного заведения не имеет ограждения средств охраны, данный факт может быть воспринят как нарушение Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Из этого следует, что на территории образовательной организации установление публичного сервитута невозможно в силу закона. ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" не сможет выполнять требования по антитеррористической защищенности объектов при установлении публичного сервитута.
Вследствие чего, истцам необходимо выбрать иной способ защиты своего права -установление частного сервитута с государственным учреждением в соответствии со ст.39.24 ЗК РФ путем заключения соглашения об установлении сервитута.
Истцы не представили доказательства того, что нет иного прохода и проезда к земельным участкам истцов без использования земельного участка университета, а положения п.1 ст.274 ГК РФ допускают установление сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок только в том случае, когда такие нужды собственника земельного участка не могут быть установлены без установления сервитута.
Истцы в иске ограничились лишь формальным указанием на то, что проход и проезд к принадлежащим истцам жилым домам и земельным участкам возможен только через спорный участок.
ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" просит суд отказать истцам в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель истцов на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея просил в иске отказать.
Представитель ответчика ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" ссылался на обоснование возражений.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований администрации г.СЧочи, Управления Росреестра по Краснодарскому краю не явились, извещены, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие по правилам ст.167 ГПК РФ.
Изучи материалы дела, суд не находит требования подлежащими удовлетворению.
Суд считает необходимым сразу отметить, что требование к ответчику МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с Приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", утвердившим "Положение о Межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея", МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея" (далее территориальный орган) осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов РФ, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением (п.1 указанного Положения).
В соответствии с п.11.2 указанного Положения ответчик осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея не наделено полномочиями на издание распорядительных актов об установлении публичного сервитута.
Из дела следует, что ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203004:18, общей площадью 9593 м2, расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, и находящийся в федеральной собственности.
28.01.2022 ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" направил уведомление в адрес истцов о необходимости заключения соглашения об установлении частного платного сервитута на часть вышеуказанного земельного участка площадью 594 м2 с целью обеспечения проезда и прохода истцов к своим домовладениям.
Не согласившись с указанным предложением о заключении частного платного сервитута истцы обратились в Центральный районный суд г.Сочи с целю обязать ответчика установить публичный сервитут на часть спорного земельного участка площадью 594 м2.
Статьей 23 ЗК РФ предусмотрена возможность права ограниченного пользования чужим земельным участком путем установления частного и публичного сервитута.
Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Пунктами 1 и 3 ст.274 ГК РФ предусмотрено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута); сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество; в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Требование, предусмотренное п.3 ст.274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Судом установлено, что спор возник не из-за необходимости установления сервитута, а о том, будет ли он являться публичным или частным.
Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.
Пунктом 5 ст.274 ГК РФ и п.6 ст.23 ЗК РФ определено, что собственник участка, обремененного сервитутом, имеет право требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В п.2 ст.39.24 ЗК РФ установлено, что в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
В смысле п.2 ст.39.24 ЗК РФ федеральным органом исполнительной власти для ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Университет получил согласие Минобрнауки России об установлении сервитута - письмо № МН-21/25-АГ от 12.01.2022 сроком на 10 лет на часть земельного участка площадью 594 м2 путем заключения соглашения об установлении сервитута согласно ст.39.24 ЗК РФ.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации согласия университету на установление публичного сервитута не выдавало.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении иска Саркисян Г. А., Демирчяна Р. Л., Искандарян Н. А., Хачикян Ж. А., Гогоряна П. А., Карагадаева А. А., Матевосян А. Д., Кочконяна Г. Е., Карагадаян А. А. к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГБУОУВО "Сочинский государственный университет" об установлении публичного бесплатного сервитута для сохранения существующего единственного подъезда и прохода к жилым домам
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05.10.2022.
Председательствующий