Решение по делу № 2-3267/2023 от 21.09.2023

Дело № 2-3267/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023 года     город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Дзюба В.Г.,

при секретаре судебного заседания Синцовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова Виктора Ивановича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", ГУП "Центр эффективного использования собственности города" о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма,

установил:

истец обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", ГУП "Центр эффективного использования собственности города" о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, ссылаясь на то, что с 2013 года постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании ордера .1 от ДД.ММ.ГГГГ выданный коммунальным предприятием «Жилсервис-15». Истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, истец просил суд признать за ним право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Борисовым Виктором Ивановичем договор социального найма указанного жилого помещения.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 10.10.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", ГУП "Центр эффективного использования собственности города".

        Истец Борисов Виктор Иванович в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д. 219). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется отчет об отслеживании почтового извещения с отметкой о вручении (л.д. 214). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются отчеты об отслеживании почтового извещения с отметкой о вручении (л.д. 215,216,217). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП «Центр эффективного использования собственности города» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется отчет об отслеживании почтового извещения с отметкой о вручении (л.д. 218). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУП «Центр эффективного использования собственности города» в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания отзыва на исковое заявление, против удовлетворения иска не возражал (л.д. 196-198).

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.

Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, ком. <адрес> зарегистрирован: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92).

Коммунальным предприятием на имя ФИО1 был выдан ордер .1 от ДД.ММ.ГГГГ на занятие жилой площади в общежитии комнаты расположенной по адресу: <адрес>(л.д. 14).

В подтверждение того, что истец несет бремя содержания указанного жилого помещения, предоставил копии платежных документов оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги за 2022-2023 годы (л.д. 220-228).

Борисов Виктор Иванович обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты.

28.08.2023 истцу отказано в предоставлении государственной услуги (исх. ) по тем основаниям, что жилое помещение, расположенное по адресу; <адрес>, ком. относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр <адрес>» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение (изменение) договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми жилые помещения общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных х помещений. В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «Об изъятии недвижимого имущества - жилых помещений общежитий, из оперативного управления Государственного бюджетного учреждения <адрес> «Городская служба жилищного фонда» и закреплении на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным    предприятием «Центр эффективного использования собственности города». Учитывая изложенное, в соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства    <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания внесения изменений в договор социального найма отсутствуют (л.д. 108-110).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес> – жилое помещение общежития, общая площадь 16,9 кв.м. Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ как имущество, находящееся в казне города Севастополя (л.д. 36).

Как следует из материалов дела по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, спорное жилое помещение не поставлено на государственный кадастровый учет (л.д. 27-30).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. , составляющее имущественную казну (л.д. 121-122).

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес> включено в Реестр собственности <адрес> как жилое помещение общежития (л.д. 36).

Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сведения о том, что жилое помещение – комната по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, согласно сведениям, представленным Департаментом капитального строительства города Севастополя по спорному адресу здания было заключено 53 договора социального найма жилых помещений (л.д. 100-102).

Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Принимая во внимание, что истцу была выделена жилая комната , истец постоянно проживал в спорном жилом помещении с 2013 года, зарегистрирован в спорном жилом помещении, право на пользование нанимателя данным помещением оспорено не было, суд приходит к выводу, что истец приобрел право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, его требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, у истца возникло право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. , общей площадью кв.м.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Борисова Виктора Ивановича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", ГУП "Центр эффективного использования собственности города" о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, удовлетворить.

Признать за Борисовым Виктором Ивановичем ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> (паспорт , выдан ) право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью кв.м., на условиях договора социального найма.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Борисовым Виктором Ивановичем договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. , общей площадью кв.м.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 09 ноября 2023 года.

Судья                                                                                                        В.Г. Дзюба

2-3267/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисов Виктор Иванович
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Сухатерин Сергей Юрьевич
ГБУ г.Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
ГУП "Центр эффективного использования собственности города"
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Дзюба Виктория Григорьевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
21.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2023Подготовка дела (собеседование)
10.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
09.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее