Решение по делу № 33-506/2024 от 15.01.2024

Судья Карманов К.А.                    № 2-3505/2023

                                (в первой инстанции)

                                № 33-506/2024

                                (в апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля 2024 года                            г.Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Ваулиной А.В.

судей Григоровой Ж.В., Анашкиной И.А.,

при секретаре Бойко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Касимова В. Ш. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии и понуждении к совершению определенных действий,

(третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота»),

заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,

установила:

Касимов В.Ш. обратился в суд с иском к ОСФР по г.Севастополю, в котором просил:

- признать незаконным решение ответчика № 92656/23 от 30 августа 2023 года об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости;

- признать за истцом право за на перерасчёт с 01 января 2007 года размера страховой пенсии по старости с применением расчёта баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учётом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года;

- обязать произвести перерасчёт установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учётом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счёт, так и не поступивших страховых взносов в объёме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) истца за обозначенные периоды его работы с проведением индексаций расчётного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 годы в объёме, полгавшемся к уплате работодателями (страхователями), на величину коэффициентов индексаций, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации;

- обязать произвести выплату денежной суммы в объёме полагавшихся пенсионных выплат с 01 января 2007 года - даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости по настоящее время с учётом всех индексаций страховой пенсии по старости.

В обоснование своих требований указал, что является гражданином Российской Федерации. В период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, на тот момент дислоцировавшемся на территории Украины г.Севастополя. Будучи получателем страховой пенсии по старости, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о проведении перерасчёта пенсии с применением расчёта индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учётом указанных периодов работы, а также о проведении индексации расчётного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 годы, с даты назначения страховой пенсии по старости. Однако, решением ответчика № 92656/23 от 30 августа 2023 года в заявленным перерасчёте и индексации пенсии было отказано, так как отсутствуют сведения об уплате страховых взносов до 31 декабря 2014 года в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Касимов В.Ш. полагал, что неуплата дислоцированным в г.Севастополе войсковыми частями и предприятиями Черноморского флота Российской Федерации (работодателями), в котором он осуществлял трудовую деятельность на различных должностях гражданского персонала, за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушения его пенсионных прав. По мнению истца, для определения размера страховых взносов, которые подлежали уплате за него работодателями в периоды с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, могут быть использованы сведения о его заработке в этот период. Данные обстоятельства явились основаниями для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 года требования Касимова В.Ш. удовлетворены.

С таким решением суда ОСФР по г.Севастополю не согласно и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что в период с 2002 по 2014 год не существовало механизма постановки на учёт в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Потому в соответствии с ранее действовавшим на территории г.Севастополя законодательством взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации, как страхователи (работодатели), на всех работников войсковых частей (независимо от гражданства) производились в Пенсионный орган Украины. С учётом того, что индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) формируется с учётом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, а также того, что российское пенсионное законодательство не предусматривает исчисление ИПК, а, следовательно, размера пенсии, исходя из заработной платы и страховых взносов, уплаченных в пенсионные фонды иностранных государств, то независимо от того, что рассматриваемые периоды работы Касимова В.Ш. засчитаны в страховой стаж, величина его ИПК равняется нулю и на размер пенсии не влияет. В этой связи у истца право на перерасчёт получаемой пенсии не возникло, что районным судом при вынесении решения во внимание необоснованно не принято.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Касимов В.Ш. и представители ОСФР по г.Севастополю, ФКУ «Управление Черноморского флота» не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. Ответчик представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца Куревлев О.Г., действующий на основании доверенности от 22 сентября 2023 года, апелляционную жалобу просил отклонить.

Выслушав сторону истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Касимова В.Ш. является гражданином Российской Федерации, с 03 февраля 2005 года зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, который осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина (г.Севастополь) на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в период

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части ;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части ;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части .

28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 02 апреля 2014 года № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г.Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), и в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя Касимова В.Ш. следует, что с 01 января 2007 года истцу в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена и выплачивается страховая пенсия по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года на территории иностранного государства – Украины (г.Севастополя), хотя сами периоды в страховой стаж пенсионера были засчитаны и споров по этому вопросу не возникло.

25 августа 2023 года Касимов В.Ш. в порядке административного регламента предоставления государственной услуги обратился в пенсионный орган с заявлением о произведении перерасчёта страховой пенсии с применением расчёта баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учётом периодов работы в войсковых частях и предприятиях Черноморского флота Российской Федерации с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости. Одновременно заявитель просил о произведении перерасчёта страховой пенсии в части индексации расчётного пенсионного капитала за тот же период.

Решением ОСФР по г.Севастополю № 92656/23 от 30 августа 2023 года истцу отказано в произведении перерасчёта назначенной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. Также ответчик не усмотрел основания для индексации пенсии по мотивам того, что расчётный пенсионный капитал был проиндексирован.

Разрешая спор в пользу гражданина, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в г.Киеве 28 мая 1997 года, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено истцу в вину и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Отметив, что неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Касимова В.Ш. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем районный суд, удовлетворил заявленные истцом требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В статье 3 указанного Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) определяются как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.

Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П «По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов», которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац второй пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 65).

Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

При таких положениях пенсионного законодательства районный суд верно указал, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в г.Севастополе, и являлся лицом, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме того, обоснованно признал, что невыполнение работодателем (органом юридического лица) действий по уплате страховых взносов, не может быть поставлено в вину истцу, и, следовательно, ущемлять права пенсионера получение пенсии в предусмотренном законом размере, а, случае выплаты пенсии в меньшей сумме, не может препятствовать перерасчёту страховой пенсии по старости.

Установив, что при должном исполнении работодателями своих обязательств по уплате за Касимова В.Ш. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии у пенсионера права на перерасчёт размера страховой пенсии по старости с применением расчёта балов индивидуального пенсионного коэффициента с учётом его работы в период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года на территории Украины в г.Севастополе, а равно права на индексацию расчётного пенсионного капитала за тот же период работ.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по г.Севастополю о том, что в период с 2002 по 2014 годы не существовало механизма постановки на учёт в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и Севастополе, и что в соответствии с ранее действовавшим на территории г.Севастополя законодательством взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации, как страхователи (работодатели), на всех работников войсковых частей (независимо от гражданства) производились в Пенсионный орган Украины, судебной коллегией признаются несостоятельными и отклоняются, как не основанные на взаимосвязи приведённых нормативных положений.

Ссылки апеллянта на то, что пенсионный орган не располагает сведениями о размере страховых взносов, подлежащих к уплате страхователями за рассматриваемые периоды работы истца, также не может ограничивать приобретённое гарантированное право на пенсионное обеспечение по старости в полном размере, в связи с чем, о незаконности постановленного решения также не свидетельствуют.

В данном случае иное правоприменение, на котором настаивает пенсионный орган, приводило бы к необоснованным различиям в условиях приобретения пенсионных прав граждан, относящихся к одной и той же категории (граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, и граждан Российской Федерации, осуществляющих такую трудовую деятельность на территории Российской Федерации), и искажало бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение по старости.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Принимая во внимание, что истец при обращении за назначением страховой пенсии по старости представил все необходимые документы, при этом пенсионный орган на необходимость представления каких-либо дополнительных документов гражданину не указал, а также учитывая, что ответчик без наличия на то установленных законом оснований в расчёте размера устанавливаемой пенсии, а именно в части величины индивидуального пенсионного коэффициента и при индексации расчётного пенсионного капитала не учёл засчитанный в страховой стаж период работы Касимова В.Ш. в войсковых частях и организациях Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины в г.Севастополя (с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года), районный суд обоснованно признал, что пенсия в полном объёме пенсионеру не выплачивалась фактически по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. В связи с чем, принятым по делу решением правомерно признал право истца на перерасчёт пенсии с даты возникновения права на её назначение - с 01 января 2007 года, восстановив, таким образом, нарушенные пенсионные права гражданина, гарантированные, Конституцией Российской Федерации.

С такими выводами суд апелляционной инстанции также соглашается, полагая их соответствующими пенсионному законодательству и фактическим обстоятельствам спора.

Иных оснований незаконности судебного акта апелляционная жалоба не содержит, а по приведённым обстоятельствам судебное постановление отмене или изменению не подлежит.

Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 12, 56, 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено и судебной коллегией не установлено.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана в соответствии с процессуальным законом, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 07 февраля 2024 года.

    Председательствующий:        А.В. Ваулина

    Судьи:        Ж.В. Григорова

            И.А. Анашкина

33-506/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Касимов Вечеслав Шайхутдинович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
ФКУ Управление Черноморского Флота
Куревлев Олег Глебович
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.01.2024Передача дела судье
01.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Передано в экспедицию
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее