Решение по делу № 8Г-14736/2021 [88-14115/2021] от 09.07.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14115/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                        21 октября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5706/2021 (УИД: 24RS0048-01-2021-002568-98) по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах Монгуш Чыжырганы Наксыловны к Красноярской таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации неиспользованных отпусков при увольнении, ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за задержку выплат,

по кассационной жалобе Красноярской таможни на решение Советского районного суда города Красноярска Красноярского края от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В., объяснения представителя Красноярской таможни Саргиной Елены Владимировны, действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Красноярский транспортный прокурор, действующий в интересах Монгуш Чыжырганы Наксыловны (далее - Монгуш Ч.Н.), обратился с иском к Красноярской таможне о взыскании задолженности по выплате компенсации неиспользованных отпусков при увольнении, ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за задержку выплат.

В обоснование заявленных требований Красноярский транспортный прокурор указал, что в ходе проведения проверки установлено, что в период с 20 декабря 2004 г. по 30 июня 2020 г. Монгуш Ч.М. состояла на государственной гражданской службе в Тывинской таможне на различных должностях.

Приказом Тывинской таможни от 8 июня 2020 г. Монгуш Ч.Н. уволена с государственной гражданской службы в связи с реорганизаций Тывинской таможни в порядке перевода в Красноярскую таможню в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении Монгуш Ч.Н. произведена выплата компенсации неиспользованного отпуска в связи с увольнением (6 календарных дней) в размере 13 265,58 рублей. В феврале 2020 г. выплачены отпускные за период с 10 марта 2020 г. по 31 марта 2020 г. в размере 48 493,28 рубля.

С 1 июля 2020 г. Монгуш Ч.Н. приказом начальника Красноярской таможни от 25 июня 2020 г. назначена на должность заместителя начальника отдела, специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Красноярск Красноярской таможни.

Приказом от 10 сентября 2020 г. Монгуш Ч.Н. уволена 30 сентября 2020 г. При увольнении ей произведена выплата в виде компенсации за неиспользованный отпуск (12 календарных дней) в размере 20 469,72 рублей.

Обращаясь с иском в суд, Красноярский транспортный прокурор ссылался на то, что при расчете компенсации за неиспользованные отпуска не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплат.

Красноярский транспортный прокурор просил суд взыскать с Красноярской таможни в пользу Монгуш Ч.Н. задолженность по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в июне 2020 г. в размере 1 311 рублей, за неиспользованный отпуск в сентябре 2020 г. в размере 887,36 рублей, задолженность по выплате отпускных за 2020 год в размере 6 320,84 рублей, а также компенсацию за задержку выплат при увольнении за период с июля 2020 г. по февраль 2021 г. в размере 82,66 рубля, за задержку выплаты отпускных за период с февраля 2020 г. по февраль 2021 г. в размере 727,43 рублей.

Решением Советского районного суда города Красноярска Красноярского края от 29 марта 2021 г. исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах Монгуш Ч.Н. удовлетворены. С Красноярской таможни в пользу Монгуш Ч.Н. взыскана задолженность по компенсации ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 6 320,82 рублей, по компенсации неиспользованного отпуска в размере 1 311,84 рублей, по компенсации неиспользованного отпуска в размере 1 587 рублей, компенсация за нарушение срока выплат в размере 810,14 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г. решение Советского районного суда города Красноярска Красноярского края от 29 марта 2021 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представителем Красноярской таможни ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда города Красноярска Красноярского края от 29 марта 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г., как незаконных.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Монгуш Ч.Н., сведений о причине неявки не представила.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Неправильным применением норм материального права являются:              1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч. 2 ст. 379.7 ГПК РФ).

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (ч. 3 ст. 379.7 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Монгуш Ч.Н. с 21 декабря 2004 г. проходила федеральную государственную гражданскую службу в Тывинской таможне. Последняя замещаемая должность - начальник отделения документационного обеспечения.

Приказом начальника Тывинской таможни от 6 февраля 2020 г. Монгуш Ч.Н. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск за служебный год с 21 декабря 2019 г. по 20 декабря 2020 г. продолжительностью 15 календарных дней, ежегодный дополнительный отпуск за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера за 2020 год с 21 декабря 2019 г. по 20 декабря 2020 г. продолжительностью               7 календарных дней с 10 марта 2020 г. по 31 марта 2020 г.

На основании приказа Федеральной таможенной службы от 26 декабря 2019 г. № 1971 «О реорганизации Тывинской, Хакасской и Красноярской таможен» Тывинская таможня прекратила деятельность с 1 июля 2020 г. путем реорганизации в форме присоединения к Красноярской таможне.

Приказом начальника Тывинской таможни от 8 июня 2020 г. Монгуш Ч.Н. 30 июня 2020 г. уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в порядке перевода в Красноярскую таможню в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида). Поручено произвести Монгуш Ч.Н. окончательный расчет по 30 июня 2020 г., выплатить компенсацию за 1 календарный день дополнительного ежегодного отпуска за службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и за 5 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период службы с 21 декабря 2019 г. по 30 июня 2020 г.

Монгуш Ч.Н. при увольнении выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 6 календарных дней в размере 13 265,58 рублей.

Приказом начальника Красноярской таможни от 25 июня 2020 г. Монгуш Ч.Н. с 1 июля 2020 г. в порядке перевода в связи с проведением организационно-штатных мероприятий назначена на должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Аэропорт Красноярск Красноярской таможни.

Приказом начальника Красноярской таможни от 10 сентября 2020 г. Монгуш Ч.Н. с 30 сентября 2020 г. уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2014 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида). Поручено произвести Монгуш Ч.Н. окончательный расчет по 30 сентября 2020 г., выплатить денежную компенсацию за 12 календарных дней неиспользованных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков за период работы с 1 июля 2020 г. по 30 сентября 2020 г.

При увольнении Монгуш Ч.Н. произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск 12 календарных дней в размере 20 469,72 рублей.

Приказом начальника Красноярской таможни от 23 сентября 2020 г. Монгуш Ч.Н. с 1 октября 2020 г. принята на службу в таможенные органы Российской Федерации в Красноярскую таможню и назначена на должность ведущего инспектора таможенного поста ДАПП Хандагайты Красноярской таможни.

На основании приказов начальника Тывинской таможни от 8 июля 2019 г. , от 25 сентября 2019 г. , от 17 декабря 2019 г.                    Монгуш Ч.Н. выплачены средства материального стимулирования за июль 2019 г. в размере 25 771,62 рубль, за сентябрь 2019 г. в размере                 25 575 рублей, за декабрь 2019 г. в размере 25 527,46 рублей.

На основании приказа начальника Красноярской таможни от 28 сентября 2020 г. Монугш Ч.Н. выплачена сумма материального стимулирования в размере 26 000 рублей.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах Монгуш Ч.Н. о взыскании задолженности по выплате компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, ежегодного оплачиваемого отпуска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Суд первой инстанции произвел расчет недополученных Монгуш Ч.Н. сумм и пришел к выводу о взыскании с Красноярской таможни в пользу Монгуш Ч.Н. задолженности при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за 2020 год в размере 6 320,82 рублей, при выплате компенсации за неиспользованные отпуска за 6 календарных дней в размере 1 311,84 рублей, за 12 календарных дней в размере 1 587 рублей.

Руководствуясь ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, установив, что ответчик не выплатил Монгуш Ч.Н. своевременно оплату отпускных, компенсацию за неиспользованные отпуска в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании денежной компенсации за нарушение срока выплаты отпускных и компенсации за неиспользованные отпуска, в связи с чем, взыскал в пользу Монгуш Ч.Н. компенсацию в размере 810,14 рублей.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судебных инстанций о взыскании в пользу Монгуш Ч.Н. задолженности по выплате компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, ежегодного оплачиваемого отпуска, не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон                 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 ст. 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила от 6 сентября 2007 г. № 562).

Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил от 6 сентября 2007 г. № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. № 229-6, от 19 марта 2019 г. № 283-14 и от 17 февраля 2020 г. № 168-8 в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Приказами Федеральной таможенной службы России от 21 июня 2019 г. , от 11 сентября 2019 г. , от 3 декабря 2019 г. , от             3 апреля 2020 г. , от 9 июня 2020 г. утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1, 2 кварталы 2020 года.

Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. № 1058.

Приказами Сибирского таможенного управления от 27 июня 2019 г.               , от 19 сентября 2019 г. , от 11 декабря 2019 г. , от                   8 апреля 2020 г. , от 11 июня 2020 г. утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Хакасской таможни на 2 - 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года.

Издание данных приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, регулирующие спорные отношения, судебные инстанции пришли к правильным выводам о том, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, в связи с чем, правомерно взыскали с ответчика задолженность по выплате компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, оплате ежегодного отпуска.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, оспаривающие выводы судебных инстанций о взыскании с ответчика задолженности по выплате компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении, ежегодного оплачиваемого отпуска, не могут служить основанием для отмены судебных актов в указанной части, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций в данной части не допущено нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений.

Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты отпускных и компенсации за неиспользованные отпуска, основаны на неправильном применении норм материального права, и сделаны нарушением норм процессуального права.

Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.

Из приведенных положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежали, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций при разрешении данного спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ) (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»).

Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», действовавшего на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Указанные требования гражданского процессуального законодательства при разрешении исковых требований Красноярского транспортного прокурора в интересах Монгуш Ч.Н. о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты отпускных и компенсации за неиспользованные отпуска, судебными инстанциями не выполнены.

При таких данных решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции в части взыскания в пользу Монгуш Ч.Н. компенсации за нарушение срока выплаты отпускных и компенсации за неиспользованные отпуска нельзя признать законными, поскольку они приняты при неправильном применении норм материального права с нарушением норм процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2            ч. 1 ст. 390 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Советского районного суда города Красноярска Красноярского края от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г. в части взыскания компенсации за нарушение срока выплат отменить. В указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части решение Советского районного суда города Красноярска Красноярского края от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 2 июня 2021 г. оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-14736/2021 [88-14115/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский транспортный прокурор
Восьмой отдел (кассационный) (с дислокацией в г.Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Монгуш Чыжиргана Наксыловна
Ответчики
Красноярская таможня
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Фролова Т.В.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
21.09.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее