Решение по делу № 3а-48/2021 от 02.03.2021

                                                                                         Дело № 3а-48/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 года, город Калуга

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сычева Ю.В.,

при секретаре Сухоруковой А.А.,

с участием прокурора Васиковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Васютиной Марии Игоревны к Законодательному Собранию Калужской области о признании частично недействующей статьи 2.1 Закона Калужской области «О материнском (семейном) капитале»,

УСТАНОВИЛ:

    постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 22 декабря 2011 года № 474 принят Закон «О материнском (семейном) капитале», который подписан Губернатором Калужской области 27 декабря 2011 года за № 240-ОЗ. В статье 6 данного Закона указано, что он вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года.

    Согласно преамбуле Закона Калужской области от 27 декабря 2011 года № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале», настоящий Закон устанавливает на территории Калужской области дополнительную меру социальной поддержки семей при рождении третьего или последующих детей в форме материнского (семейного) капитала в целях улучшения демографической ситуации в Калужской области, а также определяет категории его получателей, порядок и условия получения материнского капитала.

    В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона материнский капитал предоставляется за счет средств областного бюджета.

    Законом Калужской области «О внесении изменений в Закон Калужской области «О материнском (семейном) капитале», принятым Законодательным Собранием Калужской области 26 декабря 2019 года и подписанным 31 декабря 2019 года Губернатором Калужской области за № 547-ОЗ, Закон Калужской области от 27 декабря 2011 года № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале» (в редакции Закона Калужской области от 19 февраля 2019 года № 440-ОЗ) дополнен статьей 2.1. В статье 2 данного Закона указано, что он вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

    Названный Закон Калужской области от 31 декабря 2019 года № 547-ОЗ принят уполномоченным в соответствии со статьей 24 Закона Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области», статьей 18 Устава Калужской области представительным органом власти Калужской области и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 09 января 2020 года; номер публикации 4000202001090015.

Статья 2.1 Закона Калужской области «О материнском (семейном) капитале» от 27 декабря 2011 года № 240-ОЗ (в редакции Закона Калужской области от 31 декабря 2019 года № 547-ОЗ) устанавливает, что право на материнский капитал при рождении второго и последующих детей имеют следующие лица, зарегистрировавшие ребенка в органах записи актов гражданского состояния Калужской области:

- женщина, родившая (усыновившая) второго ребенка и последующих детей, начиная с 01 января 2020 года;

- мужчина, являющийся единственным усыновителем второго ребенка и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01 января 2020 года;

- отец (усыновитель) ребенка в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал, начиная с 01 января 2020 года, в случае неполучения ею материнского капитала.

При рождении мертвого ребенка материнский капитал не предоставляется.

Васютина М.И. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать частично недействующей со дня вступления в законную силу (с 31 декабря 2019 года) статью 2.1 Закона Калужской области от 27 ноября 2011 года № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале», принятого Законодательным Собранием Калужской области, в той мере в какой она обязывает зарегистрировать ребенка в органах записи актов гражданского состояния Калужской области (л.д.1-4).

В обоснование административного искового заявления Васютина М.И. сослалась на то, что является матерью несовершеннолетних детей: Васютина М.М., 16 октября 2013 года рождения; Васютина Т.М., 28 апреля 2016 года рождения; Васютина К.М., 09 июля 2020 года рождения, которые проживают совместно с ней на территории Калужской области. Васютина М.И., на основании Закона Калужской области «О материнском (семейном) капитале», обратилась в Управление социальной защиты населения города Калуги о предоставлении материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка Васютина К.М., 09 июля 2020 года рождения. Однако ей было отказано в назначении и выдаче материнского (семейного) капитала со ссылкой на то, что у нее отсутствует право на таковой, так как факт рождения третьего ребенка Васютина К.М. зарегистрирован не в органах записи актов гражданского состояния Калужской области, а в другом регионе - городе Москве. Васютина М.И. полагает, что оспариваемая ею статья 2.1 Закона Калужской области «О материнском (семейном) капитале», установившая, что право на материнский (семейный) капитал имеют при рождении второго и последующих детей лица, зарегистрировавшие ребенка в органах записи актов гражданского состояния Калужской области, противоречит в этой части статьям 14, 15 и 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», статье 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и произвольно ограничивает ее право на получение указанной дополнительной меры социальной поддержки семей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Калужской области и Министерство труда и социальной защиты Калужской области.

    Административный истец Васютина М.И. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Аванесова Д.И., требования административного иска поддержала.

    Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Калужской области по доверенности Пристяжнов П.В. возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемое положение статьи 2.1 Закона Калужской области принято в соответствии с установленной компетенцией представительного органа власти Калужской области и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

    Представители заинтересованного лица Губернатора Калужской области по доверенностям Панкратова В.И. и Морозов М.А., а также представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Калужской области по доверенности Алексанов А.Н., полагали, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

    Исследовав представленные доказательства, выслушав участников процесса, заключение прокурора Васиковой Н.Г. полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

    Судом установлено, что Васютина М.И. является матерью несовершеннолетних детей: Васютина М.М., 16 октября 2013 года рождения; Васютина Т.М., 28 апреля 2016 года рождения; Васютина К.М., 09 июля 2020 года рождения.

Васютина М.И., на основании Закона Калужской области «О материнском (семейном) капитале», обратилась в Управление социальной защиты населения города Калуги о предоставлении материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка Васютина К.М., 09 июля 2020 года рождения.

Решением Управления социальной защиты города Калуги, оформленным письмом от 13 ноября 2020 года № 1945/13-11-20, Васютиной М.И. отказано в предоставлении материнского капитала со ссылкой на то, что у нее отсутствует право на него, поскольку рождение третьего ребенка Васютина К.М. зарегистрировано в органах записи актов гражданского состояния г. Москвы.

Конституция Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72).

Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.1).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п.2).

Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Таким образом, устанавливая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право вводить для таких семей за счет средств собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки, которые могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в соответствии с федеральным законодательством.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе, в своем постановлении от 27 марта 2018 года № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» в связи с жалобой гражданки М.С.Колесниковой», законодатель субъекта Российской Федерации реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе как определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки), в том числе, с учетом принципа адресности и на основе оценки нуждаемости, так и изменять правовое регулирование в указанной сфере.

Реализуя свои полномочия в указанной сфере, законодатель Калужской области в дополнение к гарантиям, установленным на федеральном уровне, в Законе Калужской области «О материнском (семейном) капитале» предусмотрел для лиц, постоянно или преимущественно проживающих на территории Калужской области, зарегистрировавших ребенка в органах записи актов гражданского состояния Калужской области, дополнительную меру социальной поддержки семей при рождении второго и последующего детей в форме материнского (семейного) капитала, предоставляемой за счет средств областного бюджета. По своей правовой природе данная выплата является дополнительной мерой социальной поддержки семей, обусловленной как целями улучшения демографической ситуации в Калужской области, так и финансовыми возможностями Калужской области, а поэтому определение круга лиц, на которых распространяется действие Закона Калужской области «О материнском (семейном) капитале» и условий предоставления материнского капитала, так и изменение правового регулирования в этом вопросе, с учетом возможностей областного бюджета, относится исключительно к компетенции законодателя Калужской области.

При таких обстоятельствах, законодатель Калужской области, реализуя свои полномочия в указанной сфере и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, вправе был определить в Законе Калужской области «О материнском (семейном) капитале» круг лиц, на которых распространяется действие названного Закона, включая условия, при выполнении которых предоставляется материнский капитал.

При таких обстоятельствах, оспариваемые положения статьи 2.1 названного Закона Калужской области, устанавливающие, что право на материнский капитал при рождении второго и последующих детей имеют лица, зарегистрировавшие ребенка в органах записи актов гражданского состояния Калужской области, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; оснований считать, что они приняты произвольно и ограничивают права административного истца в рассматриваемой ситуации, не имеется.

В соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей) или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, на который возложены полномочия в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 настоящего Федерального закона. Заявление о рождении ребенка должно быть сделано не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.

Административный истец самостоятельно, по своему выбору, произвел государственную регистрацию рождения Васютина К.М., 09 июля 2020 года рождения, в органе ЗАГС г.Москвы.

Доводы административного истца и его представителя о противоречии оспариваемых положений статьи 2.1 упомянутого Закона Калужской области положениям Федерального закона «Об актах гражданского состояния» суд считает несостоятельными, так как им регулируются иные правоотношения, не связанные с предоставлением мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать Васютиной Марии Игоревны в удовлетворении административного искового заявления к Законодательному Собранию Калужской области о признании частично недействующей статьи 2.1 Закона Калужской области «О материнском (семейном) капитале».

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца, со дня его вступления в законную силу, подлежит опубликованию на официальном сайте Законодательного Собрания Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного Суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

       Председательствующий:                                         Ю.В.Сычев

3а-48/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васютина Мария Игоревна
Ответчики
Законодательное Собрание Калужской области
Другие
Губернатор Калужской области
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
Суд
Калужский областной суд
Судья
Сычев Юрий Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.klg.sudrf.ru
02.03.2021Регистрация административного искового заявления
02.03.2021Передача материалов судье
04.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
21.05.2021Предварительное судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее