ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шабанова Е.А. Дело № 2-784/2022
Докладчик Нагайцева Л.А. № 33-762 /2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 марта 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
судей Долговой Л.П., Рябых Т.В.,
при секретаре Беребеня Г.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика УФНС России по Липецкой области на решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 30 ноября 2022 г., которым постановлено:
«Исковые требования Фроловой Валентины Владимировны к УФНС России по Липецкой области о взыскании дополнительного материального стимулирования, процентов, возмещении морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области (ОГРН1044800220057) в пользу Фроловой Валентины Владимировны, <данные изъяты> средства дополнительного материального стимулирования в размере 31920 руб. и компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В удовлетворении требований о взыскании процентов за период с 07.05.2021 г. по 16.09.2022 г. в размере 9839 руб. 88 коп. отказать».
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Фролова В.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области, УФНС России по Липецкой области о взыскании дополнительного материального стимулирования, процентов за просрочку и компенсации морального вреда. В обоснование требований ссылалась на то, что была уволена с государственной гражданской службы с должности начальника отдела выездных проверок в связи с сокращением должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-Ф3 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральным законом от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов» было запланировано дополнительное материальное стимулирование на 2021 год за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, что относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Сотрудникам МИФНС России № 4 по Липецкой области 06.05.2021г. было выплачено дополнительное материальное стимулирование за 1 квартал 2021г. за фактически отработанное время, а также за эффективную работу и качественное исполнение должностных обязанностей. Ей данная выплата произведена не была, несмотря на то, что она отработала весь период с 01.01.2021 по 01.04.2021, дисциплинарных взысканий не имела, приказов о лишении премии в 100% размере в указанный период в отношении нее не выносилось.
С учетом уточнения заявленных требований истец просила взыскать средства дополнительного материального стимулирования за январь - март 2021 г. в размере 31920 рублей, проценты за несвоевременную выплату за период с 07.05.2021 по 16.09.2022 в размере 9839 руб. 88 коп., компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Определением суда от 30.11.2022 г. произведена замена ответчика МИФНС России № 4 по Липецкой области на УФНС Росси по Липецкой области.
В судебное заседание истец Фролова В.В., представитель ответчика УФНС России по Липецкой области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика уточненные исковые требования Фроловой В.В. не признал, ссылаясь на то, что распределение между территориальными органами ФНС России дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленных фондов оплаты труда во исполнение Федерального закона от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. №763 производится по решению руководителя ФНС России. Комиссией от 04.05.2021 по подготовке предложения о материальном стимулировании федеральных гражданских служащих сотрудникам межрайонной ИФНС России №4 принято решение о выплате средств дополнительного материального стимулирования сотрудникам межрайонной ИФНС России №4, продолжающим трудовую деятельность на дату издания приказа, не производить выплату сотрудникам, уволенным по собственной инициативе и связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, что аналогично решению комиссии по эффективности УФНС, а также соответствует штатной численности, которой руководствовалось УФНС по Липецкой области при выделении дополнительного материального стимулирования на весь 2021 год. Согласно значениям общего рейтингового балла для ИНФС России по Липецкой области за 1 квартал 2021 г., Межрайонная ИФНС №4 заняла 6 место из 9, с рейтинговым баллом 73,36. Согласно Методике оценки эффективности деятельности, показателям за 1 квартал 2021 года, отделом выездных проверок, в котором работала истец, набрано 0 баллов. Кроме того, на основании решения Лебедянского районного суда Липецкой области истице был произведен перерасчет компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы с учетом суммы материального стимулирования и суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченных за период апреля 2020г. - март 2021г., которые истица могла бы получить в случае продолжения работы.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик УФНС России по Липецкой области просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, нарушение правил оценки доказательств, что привело к неверным выводам суда о наличии у истца права на получение средств дополнительного материального стимулирования, вопрос оценки эффективности деятельности конкретного сотрудника судом не исследован.
В письменных возражениях истец Фролова В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истица Фролова В.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии с требованиями ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя ответчика УФНС России по Липецкой области Пономаревой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Федеральным законом от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено дополнительное материальное стимулирование на 2021 г.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Фролова В.В. состояла на государственной гражданской службе в системе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, с 10 октября 2008г. замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области
Согласно служебному контракту № от 26.08.2005 г., дополнительному соглашению от 10.10.2008, денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России N по Липецкой области от 1 апреля 2021 года N00-03/053 служебный контракт с Фроловой В.В. расторгнут, она уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Проверяя доводы истца о наличии права на получение дополнительного материального стимулирования за период январь-март 2021г., суд установил, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в соответствии с приказом УФНС России по Липецкой области от 23 апреля 2021 года № 00-06/129дсп@ во исполнение письма ФНС России от 12 апреля 2021 года № ЕД-21-5/127дсп@ «О материальном стимулировании государственных гражданских служащих» утверждено распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования в 2021 год.
Приказом от 16 апреля 2021 года № 00-02/074 МИФНС №4 по Липецкой области утверждена комиссия по оценке эффективности деятельности налоговых органов и распределению средств федерального бюджета, направляемых на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.
Решением Комиссии, оформленным протоколом от 4 мая 2021 года № 1, установлен размер выплат средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2021 год, в том числе по ведущей группе должностей – по должности главного государственного налогового инспектора – в размере 31920 руб.; предложено не выплачивать средства материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда в 2021 году сотрудникам, уволенным по собственной инициативе и в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России N по Липецкой области от 04.05. 2021 г. № 00-02/078 «О материальном стимулировании» установлено за эффективную работу и качественное исполнение должностных обязанностей, в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на инспекцию, также учитывая целевое назначение материального стимулирования к добросовестному труду, продолжению трудовых отношений и в целях закрепления кадрового потенциала выплатить материальное стимулирование государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области в соответствии приложением за счет средств дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции сверх установленного фонда оплаты труда на 2021 год.
В списке сотрудников на получение материального стимулирования, указанных в приложении к приказу, Фролова В.В. не значится.
Как следует из п. 2 приказа от 04.05.2021 № 00-02/078 выплата материального стимулирования производится за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих инспекции сверх установленного фонда оплаты труда на 2021 год.
Действительно, как указано в жалобе, материальное стимулирование в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601, выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 90н.
Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материально-стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденная приказом ФНС России от 20 июля 2009 г. N ММ-8-1/23дсп@, на которую ссылался суд, приказом ФНС России от 9 апреля 2015 г. N ММВ-8-1/18дсп@ признана утратившей силу.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут повлечь отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются: оценка эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговую инспекцию, конкретный вклад гражданского служащего в выполнение указанных задач, период исполнения должностных обязанностей, за который поступили дополнительные бюджетные ассигнования.
Исходя из приведенного выше правового регулирования, данная оценка должна быть отражена в решении Комиссии по оценке эффективности деятельности налоговых органов и распределению средств федерального бюджета, направляемых на дополнительное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих.
Вместе с тем, согласно протоколу от 04.05.2021 г., оценка эффективности и качества исполнения должностных обязанностей истца Фроловой В.В., достижение ею показателей результативности профессиональной служебной деятельности, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговую инспекцию, конкретный вклад в выполнении указанных задач, комиссией не проводилась.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно данному протоколу комиссия согласилась с предложением председателя не выплачивать средства материального стимулирования сверх установленного фонда оплаты труда в 2021 году уволенным по собственной инициативе и в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Поскольку истица полностью отработала период, за который производилась выплата дополнительного материального стимулирования, не имея дисциплинарных взысканий и нареканий к ее работе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований Фроловой В.В. о взыскании дополнительного материального стимулирования за январь - март 2021 г. в размере 31920 руб., установленном протоколом комиссии № 1 от 04.05.2021 г. по замещаемой истцом должности.
При этом судебная коллегия отклоняет довод представителя УФНС России по Липецкой области о том, что расчет выплаты должен производиться за фактически отработанное время за вычетом периодов нахождения в отпуске (3 дня) и периода временной нетрудоспособности (5 дней) со ссылкой на п. 5.8 Положения о порядке оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № 4 по Липецкой области от 30.12.2016г. Приведенной нормой локального нормативного акта регулируется выплата премий в пределах фонда оплаты труда с учетом имеющийся экономии средств (пункт 5.2 Положения), что к спорной выплате не относится. Ни в решении комиссии, ни в приказе от 04.05.2021г. не указано, что время нахождения работника в оплачиваемом отпуске, на листке нетрудоспособности не включается в расчетный период для начисления премии.
Доводы ответчика о неэффективной работе отдела истца не опровергают выводов суда и не могут служить основанием к отказу в иске, поскольку указанные обстоятельства подлежали установлению самим работодателем на основе комиссионной оценки эффективности деятельности конкретного государственного служащего с учетом его достижений и качества исполнения им должностных обязанностей.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос оценки эффективности деятельности конкретного сотрудника, суд не вправе подменять работодателя и самостоятельно решать вопрос эффективности деятельности сотрудника, что будет являться нарушением порядка распределения и выплаты материального стимулирования. В компетенцию суда входит только проверка законности и обоснованности принятого работодателем решения,
Ссылка в жалобе на то, что в рамках процедуры сокращения должности истцу предлагались равноценные должности для продолжения работы в инспекции, от которых Фролова В.В. отказалась, не изменяют того обстоятельства, что увольнение по пункту 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ является расторжением служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, а не по инициативе гражданского служащего.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, послужившими основанием для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований Фроловой В.В. о взыскании компенсации, предусмотренной ст.236 ТК РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что средства дополнительного материального стимулирования не были фактически начислены истцу Фроловой В.В., следовательно, правовые основания для взыскания компенсации за их несвоевременную выплату отсутствуют.
С учетом положений части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, установив факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Фроловой В.В. компенсации морального вреда, определив ее размер в сумме 3 000 руб., что соответствует принципам разумности и справедливости, соответствует объему и характеру нарушенного права.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 30 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика УФНС России по Липецкой области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Дата изготовления мотивированного апелляционного определения ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна: судья
секретарь