УИД 21RS0009-01-2023-000189-97
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 г. с.Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Сядаровой Н.И., при секретаре судебного заседания Сидоровой Н.И., с участием заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Калачян К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега,
у с т а н о в и л:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега.
В обоснование заявленных требований указано, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязненного от уборки территории снега в деятельности администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, в ходе которой выявлено отсутствие на территории муниципального округа в нарушение пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 6.11 СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» специализированных площадок, снегоплавильных установок. В связи с чем, в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства № 02-06-2023 от 27.02.2023. Согласно поступившему ответу на представление от 31.03.2023 №03/03-02-1168 до настоящего времени площадки в соответствии с санитарными правилами не созданы. Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Истец просит суд возложить на администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения».
Представитель истца - заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Калачян К.Ю. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении судебного заседание не представил.
Выслушав сторон, проверив материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).
Согласно п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Согласно пп. 6.11.1-6.11.2 СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения», утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2018 № 860/пр устройство снегоплавильных пунктов допускается при сооружениях водоотведения с применением для плавления снега и льда, убираемого с улиц, тепловой энергии сточных вод, со сбросом получаемой талой воды в самотечную сеть водоотведения. Количество подаваемых на плавление снега сточных вод должно определяться теплотехническим расчетом. Снегоплавильные пункты следует проектировать на основании генеральной схемы их размещения, учитывающей близость расположения основных убираемых от снега территорий, наличие точек подачи сточной воды и отвода талой на очистные сооружения, доступность относительно дорожной сети, удобство подъездов и организации встречного движения грузового автотранспорта, возможность возникновения очередей в периоды после сильных снегопадов, удаленность от жилья и т.п.
В соответствии п. 5 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и функционирование парковок, осуществления муниципального контроля автомобильном транспорте, городском наземном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Таким образом, к полномочиям администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики относится обустройство специализированной площадки для размещения загрязненного снега.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, в результате проведённой Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязненного от уборки территории снега в деятельности администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, было выявлено отсутствие на территории муниципального округа в нарушение пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 6.11 СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» специализированных площадок, снегоплавильных установок.
В связи с чем, в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, причин и условий, им способствовавших, за № 02-06-2023 от 27.02.2023 по вопросу реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязнённого от уборки территории снега (л.д. 6-9).
Согласно поступившему из администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики ответу за № 03/03-02-1168 от 31.03.2023 на вышеуказанное представление - администрация Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики сообщила, что изложенные в представлении доводы в целом подтвердились. В настоящее время с целью устранения выявленных нарушений решается вопрос об определении площадки для размещения снега и льда, предварительно планируется использовать заасфальтированную бывшую вертолетную площадку, расположенную возле закрытого полигона ТБО на окраине с. Красноармейское (л.д. 10-11).
Судом установлено, что до настоящего времени площадки в соответствии с санитарными правилами администрацией Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики не созданы.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела: представлением Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора от 27.02.2023, выданным в адрес администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики (л.д. 6-9), ответом главы Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 31.03.2023 № 03/03-02-1168 (л.д. 10-11), пояснениями сторон в судебном заседании.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (ч.4 ст.1ГПК РФ).
В соответствии со ст. 56ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, объективных и достоверных доказательств невозможности создания специализированной площадки для размещения загрязненного снега, соответствующей нормативным требованиям, ответчиком суду не представлено, как и не представлено документов, подтверждающих исполнение представления Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора от 27.02.2023.
Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Таким образом, судом достоверно установлено, что имеются основания для удовлетворения требований истца о возложении на администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики обязанности создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую нормативным требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега удовлетворить.
Возложить на администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2137000082, ОГРН 1212100009186) в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанность создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Н.И.Сядарова
Мотивированное решение составлено 25.07.2023г.