РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскарово РБ 30 ноября 2023 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Дмитренко А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником Ильясовой Г.Ю.,
с участием истца Кулакова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулакова ФИО6 к ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан о признании решения незаконным, возложении обязанности включении в страховой стаж отдельных периодов деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кулаков А.А. обратился в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан о включении периодов трудовой деятельности в стаж.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ « О страховых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ решением № было отказано в связи с недостаточностью требуемого страхового стажа 42 года, не включены в страховой стаж периоды трудовой деятельности работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в совхозе Красная Башкирия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в совхозе Красная Башкирия, так как факт работы документально не подтвержден.
Просит суд включить в стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Кулаков А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно суду показал, что не может пояснить почему в эти периоды не подтверждается факт его работы, так как он никуда не увольнялся, не переводился, не находился в отпуске без содержания. Имеется справка о начислении ему заработной платы за период с августа 1992 по декабрь 1992. Справки о начислениях заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не нашел, но из трудовой книжки видно, что его стаж является непрерывным.
Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Возражений на исковое заявлении, суду, не представлено.
В силу ч. 4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь указанными положениями закона, суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан с 01.01.2015 установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях » (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
До 01.01.2015 действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), который в данный момент не применяется, за исключением некоторых норм.
Согласно ст. 96 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 « О государственных пенсиях в РФ» трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица трудовой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8 названного закона).
Согласно п. 2 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
На основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2,3 ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2016 году составляла 7 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
В судебном заседании установлено и подтверждается гражданским паспортом истца, что Кулаков ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Кулаков А.А. обратился в ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Кулакову А.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.
Из указанного решения следует, что продолжительность страхового стажа истца Кулакова А.А. составляет 41 год 4 месяца 21 день (требуется 42 года).
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кулаков А.А. имеет стаж (учитываемый для целей назначения пенсии) 40 лет 7 месяцев 7 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 91,583, продолжительность страхового стажа составляет 5 лет 6 месяцев.
В страховой стаж Кулакова А.А. не были засчитаны следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что факт работы документально не подтвержден.
По мнению суда, спорные периоды работы истца подлежат включению в страховой трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по следующим основаниям.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МР Абзелиловский район, в архивных документах совхоза «Красная Башкирия» по ЦХПУ, главной конторе, стройотделу, значится Кулаков Ал-р, Кулаков А. (так в документе), должность – руководитель АИС, ВИА, разнорабочий, дата рождения не указана, ему начислена заработная плата в рублях, в том числе за период с августа 1992 по декабрь 1992.
Кроме того, из трудовой книжки АТ-I № на имя Кулакова А.А. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Кулаков А.А. назначен временно диспетчером совхоза (пр. 282к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ переведен рабочим кирзавода (пр. 286к от ДД.ММ.ГГГГ), работал в указанной должности по ДД.ММ.ГГГГ, после чего уволен из штата совхоза, ст. 33 п. 1 ликвидация предприятия (пр. 82 от ДД.ММ.ГГГГ).
Периоды работы, которые истцом заявлены к включению в страховой (общий трудовой) стаж имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, а потому подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Таким образом, суд полагает, что материалы пенсионного и гражданского дел содержат бесспорные доказательства того, что Кулаков А.А. работал в совхозе «Красная Башкирия» в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом, личные данные истица были указаны с непонятными сокращениями, без указания даты рождения в первичных документах совхоза «Красная Башкирия».
С учетом приведенных норм права суд считает, что на работника (в данном случае на истца) не может быть возложена ответственность за ненадлежащее составление первичных документов организаций, в которых он работал. Истец не должен отвечать за неправомерные, неграмотные, неправильные действия работодателя, соответственно, его пенсионные права не могут быть нарушены и поставлены в зависимость от указанных действий.
Поскольку, факт работы истца в совхозе «Красная Башкирия» в спорные периоды подтвержден в судебном заседании, суд приходи к выводу, что у суда не имеется правовых оснований для признания законным отказа пенсионного органа во включении в общий страховой стаж заявленных истцом периодов.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Кулакова А.А. о признании незаконным решения ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Кулакову А.А. в включении вышеуказанных периодов в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости являются необоснованными и подлежат удовлетворению, спорные периоды работы истицы необходимо включить в общий страховой стаж работника.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Кулакова ФИО8 к ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в стаж отдельных периодов деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Признать незаконным решение ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа во включении периодов:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в совхозе «Красная Башкирия» - 5 месяцев;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в совхозе «Красная Башкирия» - 5 месяцев.
Возложить обязанность на ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан включить Кулакову ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в совхозе «Красная Башкирия» - 5 месяцев;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в совхозе «Красная Башкирия» - 5 месяцев.
Возложить обязанность на ГУ Отделение Пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан назначить Кулакову ФИО11 досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением деятельности согласно требованиям ч.1.2 ст.8 Закона от 28.12.2013 №400-Ф3 в редакции Закона № 350-ФЗ, а именно с 22 мая 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий А.А. Дмитренко