Судья Рачковская Ю.В. Дело № 33-60942018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 25 октября 2018 года дело по апелляционной жалобе Казаков В.В. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 сентября 2018 года, которым
оставлены без удовлетворения исковые требования Казаков В.В. к Министерству сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права на улучшение жилищных условий, возложении обязанности восстановить с составом семьи из четырех человек с 12.03.2014 в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., объяснения истца Казакова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казаков В.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО МР «Сыктывдинский», Министерству сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми о признании за ним с составом семьи из четырех человек права на получение социальной выплаты в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., и возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат. В обоснование требований указал, что письмом от 30.05.2018г. <Номер обезличен> и письмом от 08.06.2018г. <Номер обезличен> признано отсутствующим право Казаковой Л.В. на получение социальной выплаты в рамках направления подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг. Находя указанные решения органа местного самоуправления незаконными, и ссылаясь на наличие решения суда, которым Казакова Л.В. с составом семьи из четырех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, обратился в суд с настоящим иском.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.07.2018г. и 30.07.2018г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Казакова Л.В., Казаков А.В., Казаков А.В. и администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» соответственно.
В процессе рассмотрения дела истцом произведено уточнение заявленных требований, которые в окончательном виде сформулированы как требования о признании за ним с составом семьи из четырех человек права на улучшение жилищных условий и восстановление его с составом семьи 4 человека с 12.03.2014г. в списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках направления подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суд не известили. От истца поступила телефонограмма о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на необходимость учитывать состав его семьи из трех человек.
В суде апелляционной инстанции истец поддержал доводы жалобы.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке сторон.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 06.05.2015г. Казакова Л.В. обратилась в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением на получение социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» с составом семьи три человека, включая Казакова А.В. и Казакова В.В., на основании которого она включена в список участников мероприятий данной подпрограммы.
Из материалов дела также следует, что постановлением администрации ... от 05.06.2015г. <Номер обезличен> Казакова Л.В. снята с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека.
Вступившим в законную силу решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21.08.2015г. вышеуказанное решение органа местного самоуправления признано незаконным, в связи с чем, на основании постановления администрации ... от 23.09.2015г. <Номер обезличен> Казакова Л.В. с составом семьи из четырех человек восстановлена в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В последующем, на основании постановления администрации ... от 04.02.2016г. <Номер обезличен> Казакова Л.В. с составом семьи из четырех человек вновь снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В целях проверки сохранения права Казаковой Л.В. на ее участие в заявленной программе администрацией муниципального района «Сыктывдинский» выполнены запросы, в том числе в администрацию ... о предоставлении сведений о том, состоит ли Казакова Л.В. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Письмом от 31.10.2017г. в адрес администрации района поступила информация о том, что Казакова Л.В. снята с соответствующего учета на основании постановления от 04.02.2016г. <Номер обезличен>.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что постановлением администрации ... от 02.02.2018г. <Номер обезличен> внесены изменения в постановление администрации ... от 04.02.2016г. <Номер обезличен> путем исключения абзаца 52 п. 1 о снятии Казаковой Л.В. составом семьи из четырех человек с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем письмом от 03.05.2018г. сообщено администрации муниципального района «Сыктывдинский».
В связи с поступившей от администрации сельского поселения информацией, администрацией района «Сыктывдинский» 15.05.2018г. в Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми направлен запрос о разъяснении возможности включения Казаковой Л.В. в список участников мероприятий программы.
По результатам рассмотрения обращения администрации МО МР «Сыктывдинский» Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми разъяснено о невозможности включения семьи Казаковой Л.В. в список граждан, поскольку последние не нуждаются в улучшении жилищных условий.
На основании указанного разъяснения администрацией МО МР «Сыктывдинский» приняты решения, оформленные письмами от 30.05.2018г. <Номер обезличен> и от 08.06.2018г. <Номер обезличен>, которыми отказано в предоставлении мер социальной поддержки по причине отсутствия у семьи Казаковой Л.В. нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Судом также установлено, что в собственности Казаковой Л.В. имеется земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, – имеющий вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что на вышеуказанном земельном участке располагается объект незавершенного строительства в виде жилого дома, площадью ... кв.м. и степенью готовности 51%.
Ранее Казакову В.В. и членам его семьи какие-либо меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий не предоставлялись.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в установленном законом порядке решение о снятии Казаковой Л.В. с составом семьи 4 человека с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, органом местного самоуправления не принималось, а равно семья Казаковой Л.В. сохраняет статус лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, по мнению суда, у ответчиков отсутствовали правовые основания для вывода об обеспеченности семьи Казаковой Л.В. жилым помещением более учетной нормы.
Между тем, разрешая исковые требования Казакова В.В. о возложении обязанности на орган местного самоуправления восстановить его составом семьи 4 человека в списках граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» с 12.03.2014г., суд не нашел оснований для их удовлетворения, поскольку Казакова Л.В. или члены ее семьи с заявлением на получение социальной выплаты с составом семьи четыре человека не обращались и вопрос о наличии либо отсутствии у истца и членов его семьи соответствующего права исходя из состава семьи в четыре человека компетентным органом не решался.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках программы развития сельского хозяйства регулируются Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012г. №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы», которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Согласно Типовому положению, являющемуся приложением к указанной выше программе, социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.
Из п. 4 указанного Положения программы следует, что гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений; наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 7 Положения определено, что к членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.
Согласно п. 19 Положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, с приложением копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном положением; документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению).
В соответствии с т. 21 Положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Таким образом, учитывая, что с заявлением на получение социальной выплаты на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50% в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Казакова Л.В. или члены ее семьи с составом семьи четыре человека не обращались и вопрос наличия или отсутствия у истца и членов его семьи соответствующего права компетентным органом не разрешался, то у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения исковых требований.
Суд также обосновано принял во внимание п. 13 Положения, в соответствии с которым расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33кв.м. – для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. – на семью из двух человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации и указал, что признание за Казаковым В.В. права на получение социальной выплаты с составом семьи четыре человека приведет к увеличению размера социальной выплаты, которую семья Казаковой Л.В. могла получить при заявленном составе семьи три человека.
Ссылка истца на вступившее в законную силу решение суда от 21.08.2015г., которым установлена нуждаемость семьи Казаковой Л.В. исходя из состава семьи четыре человека, обосновано отклонена судом, поскольку при разрешении предыдущего спора судом давалась оценка иному решению органа местного самоуправления.
Доводы жалобы истца о необходимости признания за ним права на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат и восстановлении в списках с учетом состава семьи их трех человек не влекут отмену оспариваемого решения, поскольку в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а таких требований истец при обращении с иском не заявлял.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для иных выводов по существу спора.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казаков В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи