Решение по делу № 3а-22/2021 от 20.10.2020

УИД № 34OS0000-01-2020-000395-93 Дело № 3а-22/2021 (За-494/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Волковой Е.А.

рассмотрев 11 февраля 2021 г. в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «АГРОФАРТ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО «АГРОФАРТ» обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: <.......> вид разрешенного использования: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере 411 000 рублей.

В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...>. По мнению административного истца, установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что повлечет для нее плату налога в необоснованно завышенном размере.

Административный истец ООО «АГРОФАРТ» и его представители Кокин А.А., Костромитин В.Г. будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Акинчиц В.А., будучи извещённым надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении указал, что, с учетом поступившего в суд, экспертного заключения, не возражает против удовлетворения требований в части реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости и при вынесении решения полагается на усмотрение суда. Кроме того, считает, что отсутствуют основания для взыскания расходов за проведение экспертизы, ссылаясь на разъяснения абзаца 3 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 Июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Представитель административного ответчика Управление Росреестра по Волгоградской области Рубцова Ю.А., будучи извещённой надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменных объяснениях просила рассмотреть дело в свое отсутствие, при вынесении решения полагалась на усмотрения суда.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области Кочарян А.К. будучи извещённым надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие, при вынесении решения не возражал относительно реализации заявителем своих законных прав по вопросу установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

Иные участвующие в деле лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административного истца, его представителей, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ, статьи 375, 390, 402 НК РФ, глава III. 1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером: № <...> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 15-25).

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данных кадастровой справки, а также сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области», кадастровая стоимость для указанного земельного участка установлена в размере 7281924,72 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ

С 1 января 2020 г. в сведения ЕГРН, внесена кадастровая стоимость в размере 1587706,96 рублей на основании Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. № 79-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков категории «Земли населенных пунктов» на территории Волгоградской области». Дата определения актуальной кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, внесенная на основании Приказа № 79-н - 1 января 2020 г.

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, является дата, установленная на основании Приказа № 79-н - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действующая с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно положений пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г., если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

При принятии решения суд исходит из того, что дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость спорного земельного участка, определена применительно к требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Положениями статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.

Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135- ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ административным истцом суду представлен отчет № <...>, которым определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 411 000 рублей.

В связи с сомнениями и неясностями в выводах оценщика судом назначена судебная оценочная экспертиза, согласно которой рыночная стоимость земельного участка составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 566 000 рублей.

Суд находит экспертное заключение, представленное по результатам проведенной судебной оценочной экспертизы, достоверным и допустимым доказательством. Каких-либо конкретных замечаний к нему представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявлено. При оценке заключения суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нем указана общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости объекта оценки являются обоснованными, утвержденная кадастровая стоимость объекта недвижимости превышает определенную экспертом величину рыночной стоимости.

Поскольку абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной - ДД.ММ.ГГГГ, с целью определения даты,

с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 566 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.

Действие установленной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> распространяется на период до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья подпись Е.А. Антропов

Справка: решение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2021 г.

Судья подпись Е.А. Антропов

3а-22/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Агрофарт"
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Костромитин Виталий Геннадьевич
Филиал «ФКП Росреестра» по Волгоградской области
Кокин Артем Андреевич
Администрация г. Волгограда
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Антропов Евгений Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация административного искового заявления
21.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2020Судебное заседание
28.12.2020Производство по делу возобновлено
18.01.2021Судебное заседание
27.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.03.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.03.2021Судебное заседание
11.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее