ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Цыбикдоржиева Т.В. поступило 05.07.2021 года
Номер дела суда 1 инст. 2-1203/2021 № 33-2551/2021
УИД 04RS0021-01-2021-002018-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июля 2021 года гор. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Хаыковой И.К.,
судей коллегии Чупошева Е.Н., Богдановой И.Ю.
при секретаре Дашиевой Н.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зодбоевой В.А. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о приобретении жилого помещения для предоставления истцу по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя истца Зодбоевой В.А. по доверенности Наумова А.В.
на решение Советского районного суда гор.Улан-Удэ от 26 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Зодбоевой В.А. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ о приобретении жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Богдановой И.Ю., выслушав участников судебного разбирательства, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В суд обратилась истец Зодбоева В.А. с иском к ответчику Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обязании приобрести благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в гор.Улан-Удэ для предоставления его истцу.
Требования мотивированы тем, что решением Железнодорожного районного суда гор.Улан-Удэ от 26.08.2019 года Минсоцзащиты РБ обязано обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени решение суда не исполнено, возбужденное исполнительное производство находится на исполнении. Как указывают органы соцзащиты, исполнить решение невозможно в связи с отсутствием жилищного фонда. С учетом того, что истец не имеет собственного жилья, на её иждивении находится двое малолетних детей, поскольку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилье должно предоставляться незамедлительно по достижении 18 летнего возраста, очередность при обеспечении жильем устанавливаться не должна и отлагательных периодов для исполнения решения суда в данном случае быть не может, просит требования удовлетворить.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства РБ».
Истец Зодбоева В.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, направив суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Наумов А.В. на требованиях настаивал пояснил, что ответчик обязан приобрести благоустроенное жилое помещение, которое в дальнейшем орган соцзащиты предоставит истцу, т.к. решение суда об обязании предоставить истцу жилое помещение в ходе исполнительного производства не исполнено в связи с отсутствием приобретенного для этих целей жилья.
Представитель ответчика Минстрой РБ по доверенности Харакшинова И.В. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что Минстрой является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку функции госзаказчика по приобретению жилья детям-сиротам переданы ГКУ РБ «УКС Правительства РБ». Надлежащим ответчиком по делу является Минсоцзащиты РБ – уполномоченный орган по предоставлению жилья детям. Просит в иске отказать.
Представитель Минсоцзащиты РБ по доверенности Иванова М.Э. исковые требования поддержала и суду пояснила, что при приобретении жилья Минстроем РБ жилье будет предоставлено истцу. Просила иск удовлетворить.
Представитель УФССП России по РБ по доверенности Поповская В.А. исковые требования поддержала и суду пояснила, что исполнительные действия (направление требований и привлечение к административной ответственности) в отношении Минсоцзащиты РБ к каким-либо результатам не привело. Иных мер принять в отношении должника не имеют возможности. Просила иск удовлетворить.
Представитель ГКУ РБ «Управление капитального строительства правительства РБ» по доверенности Загузина М.П. возражала против требований истца указывая, что Минстрой РБ является ненадлежащим ответчиком, прежде исковые требования необходимо предъявить к Минсоцзащиты РБ об обязании включить в бюджетную заявку расходы на приобретение жилого помещения истцу.
Решением суда исковые требования истца оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Наумов А.В. просит решение суда отменить и требования истца удовлетворить указывая, что совокупность законов и нормативных актов Республики Бурятия указывает, что именно ответчик Минстрой РБ обязан осуществить действия по закупке жилья лицам из категории дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, которое затем должно предоставляться детям-сиротам органом соцзащиты.
Так, положениями Закона Республики Бурятия «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Бурятия» установлено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством РБ.
Государственной программой РБ «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства РБ от 14.03.2014 года установлено, что именно Минстрой РБ является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Регламентом предоставления государственных гарантий РБ хозяйственным обществам, утвержденным постановлением Правительства РБ от 07.10.2019 года уполномоченным органом по координации процесса предоставления таких гарантий, осуществляющим создание условий для формирования специализированного жилищного фонда в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также определен Минстрой РБ.
Положением о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РБ от 31.05.2005 года, также именно Минстрой РБ определен уполномоченным органом по приобретению (строительства) жилых помещений для последующего предоставления их указанной категории лиц. Минсоцзащиты РБ является уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма.
Таким образом, полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей распределены между двумя исполнительными органами власти Республики Бурятия.
Исходя из Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия, который определяет, что Минстрой РБ осуществляет функции заказчика по объектам строительства, в том числе включая жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом того, что Распоряжением Правительства РБ от 08.06.2020 года были перераспределены в сторону увеличения бюджетные ассигнования и на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц, считает, что Минстрой РБ осуществляет закупку квартир в том объеме в котором предусмотрел как распорядитель бюджетных средств, а поскольку этих средств для исполнения решений судов не достаточно, ответчик обязан довести необходимые лимиты денежных средств для получения возможности закупки квартир.
Согласно письменных возражений представителя третьего лица ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства РБ» по доверенности Загузиной М.П., считает что решение суда законно и не подлежит отмене. Полагает, что заявитель жалобы не учитывает действующий порядок приобретения жилых помещений, установленный Техническим регламентом (дорожной картой), утвержденным распоряжением Правительства РБ от 19.08.2020 года. Указывает, что для реализации полномочий по приобретению жилых помещений необходимо решить вопрос финансирования указанных мероприятий, разрешение которого отнесено к компетенции Минсоцзащиты РБ, которое после решение вопроса о финансировании должно будет представить Минстрою РБ сведения о потребности в жилых помещениях исходя из объема средств республиканского и федерального бюджета и сведений о расчетной средней стоимости жилья. При этом необходимо учитывать, что Минстрой РБ передал функции государственного заказчика по приобретению жилых помещению третьему лицу – ГКУ РБ «УКС Правительства РБ», которое в случае исполнения Минсоцзащиты РБ перечисленных действий приобретает жилые помещения в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с данными о потребности, направленными Минсоцзащиты РБ. Обращает внимание, что имеется решение суда которым Минсоцзащиты обязано обеспечить истца жилым помещением. При таких обстоятельствах полагает, что Минстрой РБ является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Наумов А.В. на доводах жалобы настаивал.
Представитель ответчика Минстрой РБ по доверенности Бурюхаев Э.П. возражал против отмены решения суда указывая, что решение суда об обязании органа соцзащиты обеспечить истца жильем вступило в силу, доказательств тому, что решение суда не может быть исполнено, не представлено. Истец неверно указывает на Минстрой как на лицо обязанное исполнить решение суда, тогда как на Минсоцзащиты возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением.
Истец Зодбоева В.А. в судебное заседание не явилась, направив суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель Минсоцзащиты РБ по доверенности Аюшиева О.В. в судебное заседание не явилась, направив суду ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ГКУ РБ «УКС ПРБ» по доверенности Алексеев Г.О. направил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Представитель третьего лица Уполномоченный по правам ребенка в РБ Ганькина Н.В. направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель УФССП России по РБ в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Зодбоева В.А., ... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, была постановлена на учет нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения.
Решением суда Железнодорожного района гор.Улан-Удэ от 26.08.2019 года по иску Зодбоевой, было постановлено обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить Зодбоеву В.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в гор.Улан-Удэ.
Указанное решение суда вступило в законную силу, однако до настоящего времени не исполнено, несмотря на то, что 15.01.2020 года было возбуждено исполнительное производство на основании выданного судом исполнительного документа.
Полагая, что решение суда не исполняется в связи с тем, что ответчиком Минстрой РБ не исполняются обязанности по приобретению достаточного количества жилья для передачи его затем лицам, состоящим в очереди на их получение, и в частности, Зодбоевой В.А., истец просит обязать ответчика приобрести жилое помещения для последующего предоставления его по договору найма специализированного жилого помещения истцу.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, районный суд указал, что Минстрой РБ не является лицом уполномоченным на приобретение жилых помещений, подлежащих в дальнейшем предоставлению детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений и не может быть признан надлежащим ответчиком по требованию истца.
С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается поскольку они основаны на верном применении норм материального права, которым дано правильно толкование применительно к данному спору.
Из положений части 1 статьи 109 Жилищного кодекса РФ, пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом положений статьи 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия" следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 марта 2005 года № 102.
В пункте 8 и 21 Положения (Приложение № 4) указано, что уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по приобретению (строительству) жилых помещений с целью их предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В статье 13 Закона Республики Бурятия от 14.11.2019 года № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указано, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.
Таким образом, исходя из совокупного токования приведенных норм права, районный суд верно указал, что именно Министерство социальной защиты населения РБ является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и обязанным исполнять решения судов, обязывающих обеспечить таких детей жильем.
То обстоятельство, что Минстрой РБ, в силу названного выше Положения, обязан приобрести (построить) жилые помещения с целью их дальнейшего предоставления детям-сиротам и лиц, относящихся к их числу, не может служить основанием для удовлетворения требований истца, т.к. указанный исполнительный орган осуществляет функции единого государственного заказчика по объектам капитального строительства включая жилье для детей-сирот и лиц из их числа, и не вправе самостоятельно (в отсутствие представленных ему сведений о расчетной средней стоимости жилого помещения, сведений о потребности в жилых помещениях для предоставления детям-сиротам, лицам из их числа, исходя из объема средств республиканского и федерального бюджетов и сведений о расчетной средней стоимости жилого помещения) распоряжаться бюджетными средствами по своему усмотрению производя закуп или строительство жилья.
Более того, как правильно указал районный суд, с 01 января 2017 года ответчик утратил функции государственного заказчика по приобретению жилья для детей-сирот и детей и лиц из их числа. Указанные функции в соответствии с приказом Минстроя РБ от 19.12.2016 года № 037-211 переданы ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия».
То обстоятельство, что ответственным за заключение государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа является ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства РБ» следует из п. 5 Технологического регламента (дорожная карта), утвержденного распоряжением Правительства РБ от 10.04.2019 года № 191-р.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно отклонил требования истца указав, что Минстрой РБ не может быть признан надлежащим ответчиком по требованию о приобретении жилого помещения для его предоставления по договору найма специализированного жилого помещения конкретно истцу, т.к. не является лицом уполномоченным на приобретение жилых помещений, подлежащих в дальнейшем предоставлению детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений и не имеет самостоятельного права довести необходимые лимиты денежных средств для получения возможности приобрести необходимое количество жилья.
Доводы жалобы о том, что имело место быть перераспределение в сторону увеличения бюджетных ассигнований на приобретение жилья для указанной категории лиц, являются бездоказательными, а кроме того не свидетельствуют о том, что таких ассигнований достаточно для удовлетворения требований истца наряду с другими лицами, имеющими право на обеспечение жильем также как и истец в незамедлительном порядке.
Ссылки апеллянта на нормативные акты, которые, по его мнению, свидетельствуют об обязанности ответчика приобрести жилье для дальнейшего его предоставления истцу при сложившихся конкретных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правильности выводов представителя истца, т.к. основаны на неправильном толковании приведенных им норм материального права.
Доводы стороны истца о том, что очередность при обеспечении жильем устанавливаться не должна и отлагательных периодов для исполнения решения суда в данном случае быть не может, не имеют значения при разрешении данного спора, т.к. подлежат обсуждению при исполнении решения суда, состоявшегося в пользу истца об обязании Минсоцзащиты РБ предоставить истцу жилье.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые проверялись судом первой инстанции при разрешении спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в принятом по делу решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда гор.Улан-Удэ от 26 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: