РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Яр-Сале 29 августа 2024 года
Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Петрова Д.В., при секретаре судебного заседания Болтраманюк М.А, с участием помощника прокурора Ямальского района Колесникова Я.С., представителя ответчика директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Ямальская централизованная клубная система» Ласуновой О.Б., представителей третьих лиц администрации Ямальского района Давиденко В.А., отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ямальского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО Фатеева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-367/2024 по исковому заявлению прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ямальская централизованная клубная система» о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Ямальского района обратился в суд с иском (с учётом заявления об уточнении исковых требований) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ямальская централизованная клубная система» о возложении обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что в ходе совместной с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Ямальского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО проверки требований законодательства о пожарной безопасности, установлен ряд нарушений требований пожарной безопасности. В здании Мыскаменского дома культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения: 1) противопожарный водопровод (пожарный кран) здания не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, что является нарушением статьи 86 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; 2) в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4, приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В Салемальском доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения: 1) средства обеспечения пожарной безопасности (система пожарной сигнализации) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; 2) средства обеспечения пожарной безопасности (система оповещения и управления эвакуацией) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; 3) в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4., приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В Сеяхинском доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения: 1) противопожарный водопровод (пожарный кран) здания не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, что является нарушением статьи 86 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; 2) в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4., приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В Новопортовском доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения: 1) противопожарный водопровод (пожарный кран) здания не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, что является нарушением статьи 86 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; 2) средства обеспечения пожарной безопасности (система пожарной сигнализации) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; 3) средства обеспечения пожарной безопасности (система оповещения и управления эвакуацией) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; 4) в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4., приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Прокурор просит суд обязать ответчика устранить указанные нарушения на указанных объектах в установленные сроки до 31.12.2024 года и 30.00.2025 года.
В судебном заседании помощник прокурора Ямальского района Колесников Я.С. с учётом заявления об уточнении иска настаивал на исковых требованиях, просил их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика – директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Ямальская централизованная клубная система» Ласунова О.Б. согласилась с иском в полном объёме с учётом заявления об уточнении исковых требований.
Представитель третьего лица – администрации Ямальского района Давиденко В.А. не возражал в удовлетворении исковых требований прокурора.
Представитель третьего лица - отдела надзорной деятельности и профилактической работы отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ямальского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО Фатеев А.И. в судебном заседании просил суд удовлетворить требования прокурора, учитывая выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Ямальского района подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно Преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), указанный Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно статье 1 Закона № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статья 37 Закона № 69-ФЗ устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), указанный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе эксплуатации объектов защиты (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 123-ФЗ).
Объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре; пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара (статья 2 Закона № 123-ФЗ).
Согласно статье 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 6 Закона № 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчётов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 17.01.2017 года № 01, заключенного между администрацией Ямальского района и МБУК «ЯЦКС», муниципальному учреждению в оперативное управление переданы следующие объекты муниципального имущества: дом культуры в <адрес>); клуб (<адрес>); сельский дом культуры (<адрес>); клуб (<адрес>).
При проверке прокуратурой Ямальского района ЯНАО совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ямальского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО на вышеуказанных объектах обнаружен ряд нарушений требований пожарной безопасности, часть которых не была своевременно устранена по представлению прокурора.
Ссылаясь на выявленные нарушения требований пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском.
Как следует материалов гражданского дела, в ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности.
В здании Мыскаменского дома культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения:
- противопожарный водопровод (пожарный кран) здания не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, что является нарушением статьи 86 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4, приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В Салемальском доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения:
- средства обеспечения пожарной безопасности (система пожарной сигнализации) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
- средства обеспечения пожарной безопасности (система оповещения и управления эвакуацией) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
- в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4., приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В Сеяхинском доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения:
- противопожарный водопровод (пожарный кран) здания не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, что является нарушением статьи 86 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4., приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В Новопортовском доме культуры, расположенном по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения:
- противопожарный водопровод (пожарный кран) здания не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров, что является нарушением статьи 86 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- средства обеспечения пожарной безопасности (система пожарной сигнализации) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
- средства обеспечения пожарной безопасности (система оповещения и управления эвакуацией) эксплуатируются сверх срока службы - более 10 лет, что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
- в здании не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в соответствии с пунктом 6.4., приложения А, ГОСТа Р 59643-2021. Внутреннее противопожарное водоснабжение. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не отрицается ответчиком, что указанные требования нормативных актов ответчиком при эксплуатации здания не соблюдены, что создаёт угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, пожарная безопасность здания не обеспечена.
При таких обстоятельствах суд считает возможным принять решение об обязании ответчика устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
В силу подпунктов 9, 19 части 1 ст. 333.36 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ямальского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ямальская централизованная клубная система» (ОГРН 11888901005039) удовлетворить.
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года обеспечить требуемый расход воды в сети внутреннего противопожарного водопровода в здании Мыскаменского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в здании Мыскаменского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года провести мероприятия по приведению в соответствие с предъявляемыми требованиями системы пожарной сигнализации в здании Салемальского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года провести мероприятия по приведению в соответствие с предъявляемыми требованиями системы оповещения и управления эвакуацией в здании Салемальского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в здании Салемальского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года обеспечить требуемый расход воды в сети внутреннего противопожарного водопровода в здании Сеяхинского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в здании Сеяхинского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года обеспечить требуемый расход воды в сети внутреннего противопожарного водопровода в здании Новопортовского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 31.12.2024 года провести мероприятия по приведению в соответствие с предъявляемыми требованиями системы пожарной сигнализации в здании Новопортовского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 31.12.2024 года провести мероприятия по приведению в соответствие с предъявляемыми требованиями системы оповещения и управления эвакуацией в здании Новопортовского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУК «ЯЦКС» в срок до 30.09.2025 года провести проверку работоспособности внутреннего противопожарного водоснабжения в здании Новопортовского дома культуры (<адрес>).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 07.09.2024 года.
Председательствующий /подпись/ Д.В. Петров
Копия верна.
Судья Д.В. Петров