2-1696/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Крыгиной Е.В.,
при секретаре Федуловой Т.С.
с участием истца Гезалян О.З., его представителя Белякова А.Т., допущенного к участию в деле по устному ходатайству,
представителя ответчика Трофимовой Т.В., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гезалян О.З. к Муслимова С.В. о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Гезалян О.З. обратился в суд с вышеназванным иском указав в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении гражданского дела по иску Муслимовой С.В. и Муслимова Д.А. к нему об устранении препятствий в пользовании Муслимова С.В. в судебном заседании оскорбила его, назвав «ишаком», чем унизила его честь и достоинство.
В судебном заседании Гезалян О.З. и его представитель Беляков А.В. заявленные исковые требований поддержали по основаниям, изложенным в иске, пояснив суду что оскорбительные фразы были сказаны ответчиком в судебном заседании, проводимым 04.09.2019 года, что зафиксировано на 12 минуте аудиопротокола. Допущенное Муслимовой С.В. высказывание затрагивает честь и достоинство Гезалян О.З., причинило нравственные страдания. Ссылаясь на положения ст. 151 ГК РФ, ст.12 ГК РФ просили суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Муслимова С.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.
Представитель Муслимовой С.В. – Трофимова Т.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала пояснив, что между сторонами с 2014 года сложились неприязненные отношения, связанные с пользованием жилым домом. 04.09.2019 года в судебном заседании Муслимова С.В. каких – либо оскорбительных фраз и выражений по отношению к Гезалян О.З. не допускала, лично к нему не обращалась, а давая пояснения суду по обстоятельствам дела пояснила, что в один из дней приехала и пыталась пройти к дому, ей навстречу выбежал Гезалян О.З. и начал «орать как ишак», плюнул ей в лицо. Высказанным выражением Муслимова С.В. образно охарактеризовала действия Гезалян О.З. в отношении нее, в связи с чем указанное выражение не может расцениваться как оскорбление. Просила суд в удовлетворении исковых требований
Заслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся, в том числе, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 6 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", на ответчика, допустившего высказывание в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (ст. ст. 150, 151 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность защиты чести и достоинства (доброго имени) гражданина путем заявления отдельного требования о компенсации морального вреда. Указанный способ защиты нарушенного права является самостоятельным, и его применение не обусловлено необходимостью одновременного использования какого-либо иного способа защиты.
При обращении в суд с требованиями о компенсации морального вреда Гезалян О.З. ссылается на то, что в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-№2019 года Муслимова С.В. оскорбила его, назвав «ишаком», чем унизила его честь и достоинство. Оскорбительные фразы содержатся зафиксированы в аудиопротоколе судебного заседания на 12 минуте записи.
В рамках рассмотрения спора судом был прослушан аудиопротокол судебного заседания, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-№/2019 согласно которому на 12 минуте записи Муслимова С.В. давая пояснения по делу допустила выражение: «ты начал орать, как ишак, плевать мне в лицо».
Именно с допущенным высказыванием Гезалян О.З. связывает причинение ему морального вреда.
Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных норм закона для возложения обязанности по компенсации морального вреда, причиненного оскорблением необходимо установить, что со стороны ответчика допущено высказывание в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца.
Достоинство – это внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения.
Оскорбление представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности другого лица, имеющую обобщенный характер и унижающую честь и достоинство (ст. 5.61 КоАП РФ).
Таким образом, в частности оскорбление в форме высказывания негативного характера, адресованное конкретному лицу, может нарушить его право на высокую внутреннюю самооценку (достоинство) и на положительное отношение к нему общества.
Вместе с тем, как следует из аудиозаписи протокола судебного заседания Муслимова С.В. каких – либо оскорбительных высказываний, в том числе с использованием нецензурной лексики по отношению к Гезалян О.З. не допускала, а давая пояснения по делу и не обращаясь лично к Гезалян О.З. лишь описывала произошедшее и высказывая свое мнение охарактеризовала действия в отношении нее, в сравнительном ключе (образе).
Согласно толкового словаря Ожегова «ишак, осел» - человек, выполняющий самую тяжелую работу, в толковом словаре Т.Ф. Ефремова «осел, ишак» в переносном, разговорном значении – упрямый человек.
В высказывании «начал орать как ишак» не имеется лингвистических признаков неприличной формы выражения, доказательств допущения ответчиком иных оскорбительных высказываний в адрес истца с использованием нецензурной лексики, вследствие чего истцу причинен моральный вред, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность взыскания компенсации морального вреда за высказывание в адрес лица в оскорбительной форме, однако в рамках рассмотрения спора данный факт не установлен, в удовлетворении исковых требований суд отказывает.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░