Дело № 2а-883/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Ковбас Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 883/2019 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Винокурцеву А.В. о взыскании суммы задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование иска указано, что Винокурцев А.В. состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, имеет в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № от Дата, которым сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество, транспортного налога, земельного налога за Дата год. В связи с тем, что административным ответчиком своевременно обязанность по уплате налога не исполнил, ему начислены пени в порядке ст. 75 НК РФ. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, налогоплательщиком сумма задолженности по налогам погашена не была, налоговый орган направил требование № по состоянию на Дата, которым предложено административному ответчику уплатить задолженность по налогам, начисленным пеням. До настоящего времени задолженность не погашена.
Административный истец просит суд взыскать с Винокурцева А.В. задолженность по транспортному налогу за Дата год в размере 11 974 рубля, пени в размере 283,38 рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата год в размере 1 349 рублей, пени в размере 31,93 рубля; по земельному налогу за Дата год в размере 2 148 рублей, пени в размере 50,84 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, административный ответчик Винокурцев А.В. не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 289 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объектом налогообложения, согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Из материалов дела судом установлено, что Винокурцев А.В. состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, имеет в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения, что подтверждается учетными данными налогоплательщика.
В адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № от Дата об уплате транспортного налога, налога на имущество, земельного налога за Дата год в срок до Дата, что подтверждается списком почтовых отправлений от Дата.
В установленный срок административный ответчик уплату налогов за Дата год не произвел.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Поскольку административный ответчик свою обязанность по уплате налогов за Дата год не исполнил, налоговым органом в соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса РФ произведено начисление пени на суммы недоимок по налогам за Дата год за период Дата по Дата.
Инспекцией в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлено требование № от Дата об уплате налогов за 2015 года и начисленных пеней в срок до Дата. Факт направления требования подтверждается списком почтовых отправлений от Дата.
В установленный срок обязанность по уплате налога, начисленных пеней административным ответчиком не исполнена в полном объеме.
В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за Дата год в размере 11 974 рубля, пени в размере 283,38 рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата год в размере 1 349 рублей, пени в размере 31,93 рубля; по земельному налогу за Дата год в размере 2 148 рублей, пени в размере 50,84 рублей.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного искового заявления.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Судом установлено, что административный ответчик требование № от Дата в установленный срок не исполнил, а неисполнение требования по уплате налога является основанием для обращения налогового органа в течение шести месяцев в суд.
Из материалов дела следует, что указанному требованию срок для добровольной оплаты имеющейся задолженности по налогам был установлен до Дата, таким образом, срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ истекал Дата.
Дата Инспекция обратилась к мировому судьей судебного участка № Адрес с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Винокурцева А.В. задолженности по налогам, пени.
Определением мирового судьи от Дата Инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд Дата.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, учитывая, что срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ, истек, суд приходит к выводу, что административный истец как на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так и на дату обращения с настоящим иском в суд утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогу, начисленных пеней. Оснований, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска срока для подачи заявления в суд, не установлено. При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административный истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для выполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным.
При таких обстоятельствах, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогу, пени не подлежит удовлетворению.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к Винокурцеву А.В. о взыскании суммы задолженности по транспортному налогу за Дата год в размере 11 974 рубля, пени в размере 283,38 рублей; по налогу на имущество физических лиц за Дата год в размере 1 349 рублей, пени в размере 31,93 рубля; по земельному налогу за Дата год в размере 2 148 рублей, пени в размере 50,84 рубля оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Е.П. Глебова