Дело № 2а-4980/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе
председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Великодной Д.В.,
с участием административного истца Смирновой О.А., представителя административного ответчика Максимовского В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирновой Ольги Анатольевны к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения, управлению министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц,
установил:
Смирнова О.А. обратилась в суд с административным иском к главному государственному инспектору безопасности дорожного движения, управлению министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц.
В обоснование заявленных требований указала, что до ДД.ММ.ГГГГг. она являлась собственником транспортного средства <данные изъяты>, 2008года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный номер №. Транспортное средство продала ФИО5, который не зарегистрировал транспортное средство за собой. ДД.ММ.ГГГГг. обратилась в ГИБДД заявлением о прекращении за ней регистрации транспортного средства, однако ей было отказано, так как на момент обращения не истекло 10 суток с момента продажи и до этого времени только сам покупатель имеет право совершать действия в отношении транспортного средства. ДД.ММ.ГГГГг. через сайт государственных услуг подала заявление о прекращении за ней регистрации транспортного средства, которое не было принято. Отказ в прекращении регистрации транспортного средства не поступал. ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 перепродал автомобиль <данные изъяты>, 2008года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный номер № другому лицу, об этом ей стало известно лишь тогда, когда в ее адрес поступило почтовое извещение от ООО «Безопасные дороги ЕАО». С сайта ГИБДД ей стало известно, что она привлечена к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ и что правонарушение произошло ДД.ММ.ГГГГ20г. в 14.08, однако уже с ДД.ММ.ГГГГг. Административный она не владеет транспортным средством. ДД.ММ.ГГГГг. подала жалобу о том, что с ДД.ММ.ГГГГг. за заявителем не прекращена регистрация транспортного средства, несмотря на то, что заявление о прекращении регистрации транспортного средства было подано в установленный законом срок, просила внести изменения в федеральную информационную систему Госавтоинспекции МВД России, о том с ДД.ММ.ГГГГг. за ней прекращена регистрация автомобиля. По результатам рассмотрения жалобы, административный ответчик полностью отказал в ее требованиях, так как регистрация транспортного средства за ней прекращена с ДД.ММ.ГГГГг., однако эта информация не достоверна. Таким образом, ее права и законные интересы нарушены, поскольку ее привлекли к административной ответственности, также на ней лежит обязанность оплачивать транспортный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг.
С учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконным отказ Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Хабаровского края о внесении изменений в федеральную информационную систему Госавтоинспекции МВД России данные регистрации транспортных средств, о том что право собственности на автомобиль <данные изъяты>, 2008года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный номер № прекращено за ней с ДД.ММ.ГГГГг., обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю внести изменения в федеральную информационную систему Госавтоинспекции МВД России данные регистрации транспортных средств, о том, что право собственности на автомобиль <данные изъяты>, 2008 года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный номер № прекращено за ней с ДД.ММ.ГГГГг.
Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в отзыве. Пояснил, что должностными лицами органов внутренних дел нарушений нормативных правовых актов не допущено.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступало. В силу ст.150 КАС РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Разрешая ходатайство административного ответчика о пропуске срока давности, суд учитывает, что ответ на обращение административным истцом получен ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратного материалы дела не содержат, в суд с настоящим иском административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, строк обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в Российской Федерации (на момент возникновения спорных правоотношений) был определен «Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденными приказом МВД России от 26 июня 2018 г. № 3991 и «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуг по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденным приказом МВД России от 7 августа 2013 г. №605.
Подпунктом 30.3 Административного регламента определено, что заявление о предоставлении государственной услуги с приложением документов в электронной форме должно быть направлено заявителем с помощью Единого портала.
Формирование заявления осуществляется заявителем посредством заполнения электронной формы заявления на Едином портале без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме.
Форматно-логическая проверка сформированного заявления осуществляется автоматически после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы заявления. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме заявления.
Сформированное и подписанное заявление и иные документы, указанные в пункте 15 настоящего Административного регламента, необходимые для предоставления государственной услуги, направляются в подразделение Госавтоинспекции посредством Единого портала.
Пунктом 60 Административного регламента было определено, что регистрация транспортного средства прекращается на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Пунктом 15 Административного регламента был установлен перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Подпунктом 15.5 Административного регламента определен перечень документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, а также предъявляемые к ним требования. В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортной средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно п.24 Административного регламента, государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям: представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Смирновой О.А. и ФИО5 заключен договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>, 2008 года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный номер №
ДД.ММ.ГГГГ Смирновой О.А. через Единый портал государственных услуг подано заявление о прекращении регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при отсутствии регистрации транспортного средства за новым собственником.
ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление поступило в ОГИБДД ОМВД России по Ульчскому району. ДД.ММ.ГГГГ при проверке полноты правильности оформления представленного документа - договора купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что в данный договор не соответствует требованиям п. 15.5 Приказа МВД России от 7 августа 2013 г № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», а именно отсутствует информация о адресах места жительства продавца и покупателя транспортного средства и не указан государственный регистрационный знак, после чего было оказано в предоставлении государственной услуги в соответствии с п. 24 Административного регламента.
В судебном заседании исследовался договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в нем отсутствует информация об адресах места жительства продавца и покупателя транспортного средства, не указан государственный регистрационный знак.
Довод административного истца о том, что указанные сведения имеются в расписке, отклоняются судом, поскольку доказательств того, что расписка была представлена на рассмотрение вместе с договором купли-продажи, не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ Смирнова О.А. обратилась к начальнику управления ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю с жалобой на несвоевременную регистрацию смены собственника транспортного средства.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу дан ответ о том, что в действиях сотрудников подразделений МОТНиРАМТС ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю и ОГИБДД ОМВД России по Ульчскому району нарушений законодательства Российской Федерации не установлено.
Доводы административного истца о том, что в связи с действиями административных ответчиков она несет обязанность по оплате транспортного налога, а также привлекается к административной ответственности, не могут служить основанием для удовлетворения требований.
Так, постановление о привлечении Смирновой О.А. к административной ответственности по ч.3 ст.12.9 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ отменено решением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением собственника транспортного средства.
Из положений части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей;
Вместе с тем, согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, несвоевременное снятие новым собственником транспортного средства с регистрационного учета может являться основанием для предъявления к нему иска о возмещении причиненных убытков.
Действия административных ответчиков соответствовали действующему законодательству, решение об отказе в совершении регистрационного действия принято в пределах компетенции, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Кроме того, согласно пунктов 65,66 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационные подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем. Прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
Таким образом, учитывая, что транспортное средство в настоящее время зарегистрировано за новым собственником, а ГИБДД, не являясь органом, осуществляющим регистрацию сделок, связанных с переходом права собственности, осуществляет допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, правовых оснований для внесения изменений в федеральную информационную систему Госавтоинспекции МВД России данных в части даты прекращения права собственности на транспортное средство за Смирновой О.А. не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Смирновой Ольги Анатольевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 30 декабря 2020г.
Председательствующий подпись А.А. Крюк
Решение (определение, постановление) суда вступило (не вступило) в законную силу _________
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-006428-36
Подлинник находится в материалах дела № 2а-4980/2020 Центрального районного суда г.Хабаровска.