Решение по делу № 2-25/2024 (2-669/2023;) от 02.08.2023

УИД 12RS0002-01-2023-001080-57

дело № 2-25/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                    24 января 2024 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Чуйковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Забавского С. И. к администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным, подлежащим отмене решения от <дата> , возложении обязанности включить в список, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

к ГБПОУ «Марийский политехнический техникум» о признании незаконным бездействия в части неприятия мер к защите прав, о взыскании компенсации морального вреда,

к Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Забавский С.И. обратился в суд с иском к администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, к ГБПОУ «Марийский политехнический техникум», Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл с вышеуказанными требованиями, указав в обоснование, что Забавский С.И., <дата> года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец, Забавский И.Г., умер <дата>, мать Забавская Л.М., умерла <дата>. В период времени с <дата> по <дата> Забавский С.И. проходил обучение в ГУ РМЭ «Республиканский центр профессиональной реабилитации детей-инвалидов», с 2008 года указанное учебное заведение реорганизовано путем присоединения к ГОУ СПО РМЭ «Марийский политехнический техникум», в настоящее время ГБПОУ «Марийский политехнический техникум». Приказом директора указанного учреждения от <дата> Забавскому С.И. установлен статус сироты, в связи с чем он находился на полном государственном обеспечении, учебное учреждение являлось его законным представителем. Постановлением администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл от <дата> Забавскому С.И. отказано во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 8 Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Законным представителем мер по защите жилищных прав Забавского С.И. до достижения им возраста 23 лет не предпринималось. Забавский С.И. не обладал информацией, что ему необходимо обращаться в уполномоченные органы для получения жилого помещения. Ссылаясь на то, что Забавский С.И. имеет право на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 23 лет, не включение в список и не предоставление ему жилого помещения нарушает его права, а потому предъявлен настоящий иск.

В судебном заседании истец Забавский С.И., участвующий посредством видео конференц-связи, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель истца Забавского С.И. Петров В.Г. (доверенность <адрес>4 от <дата>) Юдина Ю.М. (доверенность <адрес>4 от <дата>) исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Ответчик администрация Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, в лице представителя Федоровой М.В. (доверенность от <дата>, от <дата>) в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменном возражении на иск. <дата> в администрацию района от истца Забавского С.И. поступило обращение о включении его в Список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Указанное заявление было рассмотрено, направлено письмо от <дата>, содержащее решение администрации района об отказе во включении Забавского С.И. в Список. Забавский С.И., не согласившись в принятым решением администрации обратился в суд с административным иском, просил признать незаконным решение об отказе во включении его в Список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений. По итогам рассмотрения указанного административного дела судом было утверждено мирового соглашение. <адрес> повторно рассмотрела заявление Забавского С.И. от <дата> о включении его в Список и приняла решение от <дата> , которым Забавскому С.И. отказано во включении его в Список, отсутствовали правовые основания для предоставления ему жилого помещения, а именно: до достижения возраста 23 лет Забавский С.И. по месту регистрации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилом помещении не обращался, на дату обращения в администрацию района ему исполнилось <дата> года.

Ответчик, Звениговская городская администрация Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, в лице представителя Принцевой А.В. (доверенность от <дата>) в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам изложенным в письменном отзыве. Полагает себя ненадлежащим ответчиком в споре, поскольку Звениговская городская администрация не уполномочена предоставлять жилые помещения лицам указанной категории граждан, к которым относится истец Забавский С.И.

Третье лицо Отдел образования администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, в лице представителя Герасимовой М.В. (доверенность от <дата>) в судебном заседании объяснила, что Забавский С.И. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по Звениговскому муниципальному району Республики Марий Эл не состоит, с заявлением о включении его в указанный список обратился <дата>. Поскольку Забавский С.И. до достижения возраста 23 лет по месту регистрации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилом помещении не обращался, оснований для включения его в список не имеется.

Ответчик ГБПОУ РМЭ «Марийский политехнический техникум» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя.

Истец, ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам статей 113, 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от <дата> № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статья 8 Закона).

В силу статьи 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в <адрес> Эл регулируются Законом Республики Марий Эл от <дата> -З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от <дата> -З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии со статьей 8 Федерального закона право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

     Из материалов дела следует, что родители истца Забавского С.И., <дата> года рождения, отец, Забавский И.Г. умер <дата>, мать Забавская Л.М. умерла <дата>, соответственно истец обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ответ на обращение Забавского С.И. по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, письмом администрации Звениговского муниципального района РМЭ от <дата>, ему сообщено, что Забавский С.И в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по <адрес> Республики Марий Эл не состоит, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, в журнале первичного учета не зарегистрирован, с заявлением о включении в Список не обращался. Разъяснено право обращения в администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл с соответствующим заявлением и необходимыми документами с целью рассмотрения вопроса о включении в вышеуказанный список.

Справкой Суслонгерской городской администрации Звениговского муниципального района РМЭ от <дата> подтверждается, что Забавский С.И., <дата> года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, с <дата> по настоящее время.

<дата> Забавский С.И. обратился в администрацию Звениговского муниципального района РМЭ с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Справкой ГБУ РМЭ «Центр государственной кадастровой оценки» -П от <дата> подтверждается, что сведений о том, что Забавский С.И. имеет права на объекты недвижимости, возникшие до вступления в силу ФЗ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также документов, подтверждающих участие Забавского С.И. в приватизации жилого фонда на территории РМЭ по состоянию на <дата>, нет.

Решением Комиссии Звениговского муниципального района от <дата> Забавскому С.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Не согласившись с указанным решением, Забавский С.И. обратился в Звениговский районный суд РМЭ с административным иском о признании указанного решения от <дата> незаконным.

Определением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> производство по делу по административному иску Забавского С.И. к администрации Звениговского муниципального района РМЭ о признании незаконным решения от <дата> прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.

Сообщением от <дата> Суслонгерской городской администрацией Звениговского муниципального района РМЭ, подтверждается, что Забавский С.И. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит.

Постановлением администрации Звениговского муниципального района РМЭ от <дата> Забавскому С.И. отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Как указано в тексте постановления, основанием для отказа послужило отсутствие правовых оснований, а именно: поскольку до достижения возраста 23 лет Забавский С.И. по месту регистрации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилом помещении не обращался.

Согласно Выписке из ЕГРН по состоянию на <дата> истец Забавский С.И. является собственником <.....> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с КН общей площадью <.....> кв.м., и земельный участок с КН , общей площадью <.....> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>; дата государственной регистрации <дата>. Основание государственной регистрации – Свидетельство о праве на наследство по закону серии <адрес>4 выдано <дата>.

Сообщением ГБПОУ РМЭ «Марийский политехнический техникум» от <дата> подтверждается, что Забавский С.И., <дата> года рождения, обучался в ГУ «Республиканский центр профессиональной реабилитации детей-инвалидов» с <дата> по <дата>. Информации о наличии либо отсутствии жилья у Забавского С.И. нет. С <дата> был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>. Данных о закреплении жилья нет.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>).

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ для правильного разрешения возникшего спора юридически значимыми являются обстоятельства, связанные с причинами несвоевременного обращения истца в органы местного самоуправления с заявлением об обеспечении жильем и, в частности, о наличии либо об отсутствии у истца возможности реализовать предусмотренное законом право.

Статус ребенка-сироты или лица из их числа по смыслу статьи 1 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ истцом Забавским С.И. утрачен, поскольку Забавский С.И. обратился в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет по предоставлению жилья после достижения возраста 23 лет, в то время как статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется за ним до 23 лет.

Судом установлено и доказательств обратному не представлено, что на момент первичного обращения Забавского С.И. в администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл с заявлением о включении в список детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении ему исполнилось 32 года.

Истец Забавский С.И., являясь лицом, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, получал установленные законодательством меры социальной поддержки, обучаясь в ГУ РМЭ «Республиканский центр профессиональной реабилитации детей-инвалидов» находился на полном государственном обеспечении. О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших истцу реализовать свои жилищные права, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, суду сообщено не было, соответствующие доказательства не представлены.

Суд, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, а также разъяснениями, приведенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, приходит к выводу об отсутствии объективных и исключительных причин, которые бы препятствовали истцу своевременно обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учет, в связи с чем оснований для удовлетворения иска Забавского С.И. не усматривается.

Иные требования истца Забавского С.И. являются производными от основного требования, а потому удовлетворению также не подлежат, притом, что компенсация морального вреда по такой категории споров законодательством российской Федерации не предусмотрена.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в удовлетворении иска Забавского С. И. к администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным, подлежащим отмене решения от <дата> , возложении обязанности включить в список, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, к ГБПОУ «Марийский политехнический техникум» о признании незаконным бездействия в части неприятия мер к защите прав, о взыскании компенсации морального вреда, к Звениговской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд Республики Марий Эл.

Председательствующий                             Е.П. Александрова

Дата принятия решения в окончательной форме: 31 января 2024 года.

2-25/2024 (2-669/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Забавский С.И.
Ответчики
Звениговская городская администрация Звениговского муниципального района РМЭ
ГБПОУ "Марийский политехнический техникум"
администрация Звениговского муниципального района
Другие
орган опеки и попечительства Отдела образования администрации Звениговского муниципального района РМЭ
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ
Отдел образования администрации Звениговского муниц. р-на
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Александрова Е.П.
Дело на странице суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
02.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2023Передача материалов судье
09.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее