Дело № 2-734/2024
10RS0005-01-2024-001144-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2024 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Балашова Д.А.,
при секретаре Мамаевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цалюк Светланы Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Цалюк С.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по пункту 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». В назначении пенсии решением ответчика от 24 апреля 2024 года было отказано, поскольку не учтен был стаж ухода за детьми 29 апреля 1986 года рождения, 12 августа 1987 года рождения и 14 марта 1990 года рождения на территории Эстонской республики.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что с 1985 года работала официально на территории Эстонской республики, ей был предоставлен отпуск по уходу за детьми ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения и ХХ.ХХ.ХХ. рождения. Фактически уход за детьми осуществлялся на территории Эстонии, с выплачиваемых сумм производились все отчисления на пенсионное обеспечение. 16 апреля 1992 года истица расторгла трудовой договор и переехала вместе с детьми на постоянное место жительство в Республику Карелия.
Представитель ответчика Голокова М.И., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев выплатное дело, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В части 1 статьи 8 названного федерального закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16.10.2011 года. Именно данный Договор и подлежит применению в данном случае.
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
Согласно статье 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно названному Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, возлагается на Эстонскую Республику.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего РСФСР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада РСФСР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, возлагается на Эстонскую Республику.
В судебном заседании установлено, что истица 11 апреля 2024 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по пункту 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия от 24 апреля 2024 года в назначении пенсии отказано. В стаж истице не включен периоды ухода за детьми ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения и ХХ.ХХ.ХХ. года рождения на территории Эстонской республики.
Из трудовой книжки истицы следует, что в период с 01 апреля 1985 года по 16 апреля 1992 года она официально была трудоустроена в Эстонской республике.
На территории РФ истица проживала и работала только с 25 мая 1992 года.
При этом стаж работы истицы до 1992 года учитывался для назначения пенсия в Эстонской республике, где у нее с заработной платы производились соответствующие отчисления, фактически уход за детьми истица осуществляла на территории Эстонской республики, что не оспаривало ею в судебном заседании. После 25 мая 1992 года по 24 октября 2008 года уход за детьми не осуществляла.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Таким образом, поскольку период ухода за детьми 29 апреля 1986 года рождения, 12 августа 1987 года рождения и 14 марта 1990 года рождения осуществлялся на территории Эстонской республики, учитывался в стаж работы для назначения пенсии в Эстонской республике, ответчиком правомерно не включены данные периоды, оснований для удовлетворения иска не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Д.А. Балашов
Мотивированное решение изготовлено 08.07.2024.