Дело № 3а-15/2021
(№ 3а-502/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 20 января 2021 г.
Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Высоцкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нововоронежская пивоваренная компания «Канцлеръ» к правительству Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
ООО «НПК «Канцлеръ» обратилось в суд с названным выше административным иском, указывая, что у общества в пользовании по договорам аренды находятся:
1. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 24 235 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 30.11.2018 определена в размере 41 248 697,05 руб.
2. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 89 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 29.07.2019 определена в размере 152 465 160 руб.
Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец уплачивает арендную плату исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, которая значительно превышает размер рыночной стоимости, просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, установленной в отчетах оценщика ООО «Рада» Гридчиной М.Н. от 05.11.2019 №№ 42-9-19, 42-9-19/1, в размере 8 358 166,8 руб., 23 568 498,8 руб.
Заинтересованным лицом на стороне административных ответчиков привлечен арендодатель - администрация Нововоронежского городского округа Воронежской области.
Представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, в том числе средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области по муниципальным районам (городским округам).
Из материалов дела следует, что в пользовании ООО «НПК «Канцлеръ» по договорам аренды находятся:
1. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 24 235 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 10.04.2019 зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 23 апреля 2019 г. сделана запись регистрации № (л.д. 10-13).
Согласно пункту 3.1 договора арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.10.2019 № кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 30.11.2018 определена в размере 41 248 697,05 руб. (л.д. 135).
2. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 89 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, расположенный по адресу: <адрес>.
Договор аренды от 29.04.2019 зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 17 мая 2019 г. сделана запись регистрации № (л.д. 14-17).
Дополнительное соглашение к договору аренды от 28.08.2019 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 17 мая 2019 г. сделана запись регистрации № (л.д. 18-19).
Согласно пункту 3.1 договора арендная плата исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.10.2019 № кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 29.07.2019 определена в размере 152 465 160 руб. (л.д. 132).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с отчетами об оценке от 5 ноября 2019 г. №№ 42-9-19, 42-9-19/1, выполненными оценщиком ООО «Рада» Гридчиной М.Н., являющейся членом саморегулируемой организации ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», рыночная стоимость земельных участков определена в размере 8 358 16,80 руб., 23 568 498,80 руб. (л.д. 26-117).
Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.
Общество с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 19 декабря 2019 г. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области (далее - Комиссия) с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Решениями Комиссии от 16 января 2020 г. №№ 20, 21 заявление отклонено. Основанием для отказа, как указано в решениях Комиссии, стало то, что отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов, а именно 80%, 84%, оформление и содержание отчетов об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 118-123).
По заключению эксперта № 9029/6-4 от 14 декабря 2020 г. рыночная стоимость земельных участков по состоянию определена в размере 7 832 650 руб., 23 917 860 руб. (л.д. 184-205).
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, подробное описание проведенного исследования, его выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленный вопрос. Эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта лицами, участвующими в деле, не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии указанного заключения эксперта установленным требованиям лицами, участвующими в деле, не приведены.
Учитывая изложенное, а также то, что участвующие в деле лица не представили доказательств несоответствия заключения эксперта действующему законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд считает, что кадастровую стоимость земельных участков надлежит установить в размере, определенном в заключении эксперта.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости 19 декабря 2019 г., данную дату следует считать датой подачи заявления.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Нововоронежская пивоваренная компания «Канцлеръ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 24 235 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 ноября 2018 г. в размере 7 832 650 (семь миллионов восемьсот тридцать две тысячи шестьсот пятьдесят) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 89 580 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2019 г. в размере 23 917 860 (двадцать три миллиона девятьсот семнадцать тысяч восемьсот шестьдесят) рублей.
Датой подачи заявления считать 19 декабря 2019 г.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 25 января 2021 г.