РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2023 года г. Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сафроновой И.М.,
при секретаре Жуковой Т.С.,
с участием представителя Межрегионального профсоюза железнодорожников по доверенности Казариной О.В.,
представителя ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Захаровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-585/2023 (71RS0021-01-2023-000540-68) по исковому заявлению Межрегионального профсоюза железнодорожников, действующего в интересах Скобелева Артема Александровича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Межрегиональный профсоюз железнодорожников (далее - МПЖ), действуя в интересах Скобелева А.А., обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в МПЖ обратился Скобелев А.А. с просьбой выступить в защиту его трудовых прав в органах по рассмотрению трудовых споров в связи с не произведенной ему доплатой до нормы часов заработной платы за октябрь 2022 года, который работает в должности машиниста тепловоза в эксплуатационном локомотивном депо Новомосковск структурного подразделения Московской дирекции тяги структурного подразделения Дирекция тяги филиала ОАО «РЖД». В ноябре 2022 года при получении расчетного листка Скобелев А.А. обнаружил, что ответчик не в полном объеме выплатил ему заработную плату за октябрь 2022 года, не оплатив недоработку в размере 18,47 часов рабочего времени, что в денежном выражении составляет 3505,23 рублей. Ответчик не выполнил требования ст.ст. 22, 163, 155 ТК РФ и не произвел Скобелеву А.А. оплату за время, которое работником в октябре 2022 года было не отработано не по его вине. Также указал, что в связи с нарушением трудовых прав Скобелева А.А., последний испытал психоэмоциальный стресс, чувство обиды и душевного дискомфорта от унижения, то есть работнику был причинен моральный вред, компенсацию которого оценивает в 2000 рублей.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, представитель истца просил суд взыскать с ОАО «Российский железные дороги» в пользу Скобелева А.А. недополученную заработную плату за октябрь 2022 года в размере 11508,22 рублей, компенсацию за задержку заработной платы в размере 903,40 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
От представителя ответчика ОАО «РЖД» поступили возражения на исковые требования, в которых указал, что на основании табеля учета рабочего времени машинист тепловоза Скобелев А.А. в октябре 2022 года отработал 128,88 часов при норме часов 168, то есть недоработка в октябре 2022 года составила 29,12 часов. Средний часовой заработок Скобелева А.А. за октябрь 2022 года составил 395,20 рублей. Причиной недоработки явилось не обеспечение наряд-заказа потребным количеством локомотивов на предъявляемый объем работы центром управления тяговыми ресурсами. Указал, что в соответствии со ст.155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени. При этом, в соответствии со ст.157 ТК РФ время простоя по причине, не зависящей от работника и от работодателя, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. В связи с изложенным считает, что требования истца о взыскании компенсации за задержку заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку вины работодателя в рассматриваемом споре отсутствует, доказательств, подтверждающих причинение работнику нравственных или физических страданий не представлено. На основании изложенного, в удовлетворении иска просит отказать в полном объеме.
Истец Скобелев А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причина неявки суде не известна.
Представитель Межрегионального профсоюза железнодорожников, действующего в интересах Скобелева А.А., по доверенности Казарина О.В. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Захарова Ю.П. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражениях, просила в иске отказать.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 5 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу абзацев 10, 11,15 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, а также выплачивать в полном размере причитающуюся заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Скобелев А.А. работает в должности машиниста тепловоза в эксплуатационном локомотивном депо Новомосковск – структурного подразделения Московской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала АО «РЖД». Ему установлена нормальная продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю), за выполнение обязанностей установлена тарифная ставка, что подтверждается трудовым договором, копия которого имеется в материалах дела.
Ведение на предприятии суммированного учета рабочего времени с учетным периодом в месяц ответчиком не оспаривалось.
Согласно представленному табелю учета рабочего времени, расчетному листку за октябрь 2022 года у Скобелева А.А. недоработка в размере 29,12 часов
В соответствии со ст. ст. 155, 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
Доводы ответчика об отсутствии его вины в невыполнении Скобелевым А.В. нормы выработки в виду не обеспечения наряд-заказа потребным количеством локомотивов на предъявляемый объем работы центром управления тяговыми ресурсами, являются несостоятельными, поскольку доказательств того, что отсутствие локомотивов исключало возможность выработки работником депо нормы рабочего времени, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вина работодателя в недоработке Скобелевым А.А. необходимой нормы времени установлена. Доказательств, бесспорно свидетельствующих об обратном, в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Представленный истцом уточненный расчет суммы недоплаты ответчиком не оспаривался, судом проверен и сомнений не вызывает. В связи с этим в пользу Скобелева А.А. подлежит взысканию недополученная сумма заработной платы за октябрь 2022 года в размере 11508,22 рублей.
Трудовым кодексом РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку факт задержки заработной платы установлен настоящим решением, с ОАО «РЖД» в пользу Скобелева А.А. подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы, рассчитанная в соответствии со ст.236 ТК РФ.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Проверяя расчет компенсации за период с 14.11.2022 года по 19.04.2023 года (период указанный представителем истца), суд находит расчет верным, представителем истца данный расчет не оспорен, в связи с чем с ОАО «РЖД» в пользу Скобелева А.А. подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 903,40 рублей.
Разрешая требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
Под моральным вредом в соответствии со ст. 151 ГК РФ понимаются физические или нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. При возникновении спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд считает, что своим неправомерным бездействием (невыплатой в установленные сроки в полном объеме заработной платы) ответчик причинил Скобелеву А.А. нравственные страдания, то есть моральный вред, который выразился в переживаниях по поводу несвоевременного получения средств к существованию. Также бездействием ответчика были нарушены имущественные права истца - несвоевременное получение заработной платы в полном объеме.
Определяя размер подлежащей к взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, объем причиненного вреда, требования разумности и справедливости и считает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче иска истец был освобожден от оплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика в размере 796,46 рублей, из которых: 496,46 рублей — за требование имущественного характера (недоплаченная заработная плата + компенсация за задержку заработной платы = 12411,62 рублей) и 300 рублей — за требование не имущественного характера (компенсация морального вреда).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования Межрегионального профсоюза железнодорожников, действующего в интересах Скобелева Артема Александровича, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «РЖД» в лице эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск – структурного подразделения Московской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу Скобелева Артема Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ года Отделением УФМС России по Тульской области в Узловском районе), недополученную заработную плату за октябрь 2019 года в размере 11508 рублей 22 копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 14.11.2022 года по 19.04.2023 года в размере 903 рубля 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО «РЖД» в лице эксплуатационного локомотивного депо Новомосковск – структурного подразделения Московской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) государственную пошлину в доход бюджета МО Узловский район (ИНН 7117006857, ОГРН 1027101484772) в сумме 796 рублей 46 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 апреля 2023 года.
Председательствующий И.М. Сафронова