Решение по делу № 33а-5075/2020 от 11.11.2020

Судья Федина А.В. Дело № 2а-601/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 года № 33а-5075/2020

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Ширяевской Е.С., Молоковой Л.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полысаловой Э.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Токаревой Т.Н., Банниковой Е.Ю. по доверенности Соколова А.В. на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 31.08.2020 по административному иску Токаревой Т.Н., Банниковой Е.Ю. к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным постановления №... от 30.04.2020 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения представителя административных истцов Токаревой Т.Н. и Банниковой Е.Ю. адвоката Соколова А.В., судебная коллегия

установила:

Токарева Т.Н. и Банникова Е.Ю. обратились в суд с административным иском к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным постановления №... от 30.04.2020 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.

В обоснование требований указано, что семья Токаревой Т.Н. является нуждающейся в жилом помещении и малоимущей в соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-03 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». На семью из 4 человек (Токарева Т.Н., Токарев С.Н., Банникова Е.Ю. и Петрова Н.Н.) имеется одно жилое помещение в собственности, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 37,4 кв.м, т.е. менее 10 кв.м на человека. Иных мест проживания у семьи не имеется. Размер среднемесячного дохода на каждого члена семьи по состоянию на декабрь 2019 года составляет 10 819 рублей 13 копеек, что ниже величины установленного прожиточного минимума. В собственности членов семьи кроме названной квартиры имеется земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, стоимостью 128 323 рубля 82 копейки, и нежилое строение на нем стоимостью 522 296 рублей 74 копейки. Совокупная стоимость имущества семьи составляет 1 741 297 рублей 32 копейки. При этом квартира обременена ипотекой, задолженность по которой составляет 584 171 рубль 31 копейка. Таким образом, расчетные показатели относят семью Токаревой Т.Н. к категории малоимущих.

Определением суда от 21.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена мэрия города Череповца.

Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 31.08.2020 в удовлетворении административных исковых требований Токаревой Т.Н., Банниковой Е.Ю. к администрации Череповецкого муниципального района о признании незаконным постановления №... от 30.04.2020 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение отказано.

В апелляционной жалобе представитель административных истцов Токаревой Т.Н. и Банниковой Е.Ю. Соколов А.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Настаивает на том, что административным ответчиком при расчете уровня дохода семьи Токаревой Т.Н. в целях признания нуждающейся в жилом помещении необоснованно применен установленный администрацией Череповецкого муниципального района показатель рыночной стоимости 1 кв.м типового жилья на основании пояснительной записки и применения индекса цен на вторичном рынке к ранее определенной рыночной стоимости 2019 года без получения отчета оценщика. Обращает внимание на то, что суд неправомерно отказал в назначении экспертизы по определению средней рыночной стоимости 1 кв. м благоустроенного жилья на территории Череповецкого муниципального района в 2020 году.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация Череповецкого муниципального района просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представитель административных истцов Токаревой Т.Н., Банниковой Е.Ю. Соколов А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и вмешательства в судебное постановление.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Корреспондирующими данной конституционной норме положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованием об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Таким образом, при разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца.

В настоящем деле такая совокупность обязательных условий отсутствует.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.12.2019 Токарева Т.Н. обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указав в качестве членов своей семьи Банникову Е.Ю., <ДАТА> года рождения, и Токарева С.Н., <ДАТА> года рождения (т.1 л.д. 163-164).

30.04.2020 администрацией Череповецкого муниципального района на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» принято постановление №... об отказе в принятии семьи Токаревой Т.Н. (составом: Токарева Т.Н., Токарев С.Н. и Банникова Е.Ю.) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (т.1 л.д. 50).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки на учет семьи истца в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Как правильно отметил суд первой инстанции, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В Вологодской области такой порядок признания граждан малоимущими регулируется Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее Закон Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ).

Согласно статье 1 данного Закона малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В случае наличия у гражданина основания признания его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма орган местного самоуправления, в который поступило заявление гражданина для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, проводит расчет дохода семьи, приходящегося на каждого члена семьи, и определение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания гражданина малоимущим. К членам семьи гражданина в целях признания его малоимущим относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы могут быть признаны членами семьи, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу статьи 5 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитывается стоимость следующего имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семьи и подлежащего налогообложению: жилые дома, квартиры; автомобили; земельные участки; иное недвижимое имущество, принадлежащее гражданам на праве собственности.

В соответствии со статьей 7 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ органы местного самоуправления ежегодно устанавливают расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилья по договору социального найма. Расчетный показатель определяется как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой органами местного самоуправления, количества членов семьи и средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв. м типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области. Полученный показатель составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилья по норме не ниже нормы предоставления.

Малоимущими не признаются граждане, размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, которых позволяет приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления, средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв. м типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области (статья 8 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что Токарева Т.Н. имеет в собственности следующее имущество:

- 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; собственником оставшейся 1/3 доли является сын истца - Токарев С.Н.; кадастровая стоимость квартиры составляет 1 090 676 рублей 76 копеек;

- земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость составляет 128 323 рубля 82 копейки;

- нежилое здание, площадью 57,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость составляет 522 296 рублей 76 копеек.

Согласно данным, представленным административным ответчиком, расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилья, определенный в соответствии с Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ как произведение нормы предоставления жилого помещения (14 кв.м), количества членов семьи (3 человек) и средней рыночной стоимости по муниципальному образованию 1 кв. м типового жилья (17 750 рублей), составил 745 500 рублей (14*3*17 750) (т.1 л.д. 13)

Производя расчет размера дохода и стоимости имущества семьи Токаревой Т.А. административный ответчик учел совокупную стоимость (1 741 297 рублей 32 копейки) имущества, принадлежащего членам данной семьи, совокупный доход семьи из 3 человек (180 942 рубля 16 копеек) и пришел к выводу, с которым согласился суд первой инстанции, об отсутствии правовых оснований для признания семьи Токаревой Т.Н. малоимущей, так как совокупная стоимость имущества, принадлежащего данной семье, достаточна для приобретения жилого помещения на территории Череповецкого муниципального района, стоимостью 745 500 рублей.

С указанным выводом соглашается и судебная коллегия, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апеллянта о неправомерном применении установленного администрацией Череповецкого муниципального района показателя рыночной стоимости 1 кв.м типового жилья без получения отчета оценщика являются несостоятельными.

Согласно статье 7 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ органы местного самоуправления ежегодно устанавливают расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилья по договору социального найма (часть 1).

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что расчетный показатель определяется как результат произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемой органами местного самоуправления, количества членов семьи и средней рыночной стоимости по муниципальному образованию области 1 кв. м типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области.

Полученный показатель составляет размер денежных средств, необходимых семье для приобретения на территории муниципального образования жилья по норме не ниже нормы предоставления (часть 3 статьи 7 Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ).

Таким образом, приведенными положениями Закона Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-03 органам местного самоуправления предоставлено право ежегодно устанавливать расчетные показатели рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления по договору социального найма, к которым относится, в том числе средняя рыночная стоимость по муниципальному образованию области 1 кв. м типового жилья, соответствующего нормам благоустройства данного муниципального образования области.

Постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 03.03.2020 № 307 установлен расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилья по договору социального найма в 2020 году, как результата произведения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, количества членов семьи и средней рыночной стоимости 1 кв.м типового жилья в Череповецком муниципальном районе в размере 17 750 рублей (т.2 л.д. 15).

Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации, размещено на официальном сайте Череповецкого муниципального района и в установленном законом порядке не обжаловано.

Вопреки доводам апеллянта суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению средней рыночной стоимости 1 кв. м. типового жилья, так как данная величина в соответствии с Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1306-ОЗ определяется органом местного самоуправления.

Указанный порядок определения средней рыночной стоимости 1 кв. м. типового жилья произвольным не является, права истцов не нарушает, поскольку не препятствует оспариванию данного нормативного правового акта в случае несогласия с ним.

Правовых оснований для пересмотра выводов, к которым пришел суд, у судебной коллегии не имеется, поскольку они вытекают из всесторонней, полной и объективной оценки имеющихся в административном деле доказательств и правильного применения норм процессуального и материального права, регулирующего спорные правоотношения.

С учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законными и обоснованными, а апелляционную жалобу - не содержащей оснований для его отмены.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 31.08.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Токаревой Т.Н., Банниковой Е.Ю. по доверенности Соколова А.В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий: Е.Г. Медведчиков

Судьи: Е.С. Ширяевская

Л.К. Молокова

33а-5075/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Токарева Татьяна Николаевна
Банникова Евгения Юрьевна
Ответчики
Администрация Череповецкого муниципального района
Другие
Соколов Антон Валерьевич
мэрия г.Череповца
Петрова Нина Николаевна
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
12.11.2020Передача дела судье
15.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2020Передано в экспедицию
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее