Копия
дело № 5-1/2024
УИД 16RS0029-01-2024- 000089-60
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
28 февраля 2024 года город Болгар,
Республика Татарстан
Судья Спасского районного суда Республики Татарстан Д.С. Поляков,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу, С.С. Турниной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Турниной С.С. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Татарская АССР, гражданки Российской Федерации, <данные изъяты>, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут С.С. Турнина, находясь по месту своего жительства по адресу: <адрес>, незаконно осуществила розничную продажу спиртосодержащей пищевой продукции кустарного изготовления - самогона, с объёмной долей этилового спирта 42,5%, объемом 0,5 литра по цене 100 рублей Ф.Х. Садыкову.
В судебном заседании С.С. Турнина вину во вменённом ей административном правонарушении признала, подтвердив изложенные выше обстоятельства.
Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, С.С. Турнину, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон № 171-ФЗ).
Согласно подпункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции признается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции, на которые распространяется действие названного Закона.
В пункте 1 статьи 11 Закона № 171-ФЗ закреплено, что производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются только организациями. Производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, их хранение, поставки и розничную продажу вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители.
Развивая приведенные положения, законодатель в статье 16 Закона № 171-ФЗ определил исчерпывающий перечень субъектов, которые вправе вести розничную продажу алкогольной продукции.
Так, розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) могут заниматься лишь организации.
К розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничной продаже пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания допускаются как организации, так и индивидуальные предприниматели.
При этом крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).
В силу положений пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных названным Законом.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции домашней выработки образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом учитывается, что согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 171-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт.
Соответственно, деятельность физических лиц, производящих продукцию, содержащую этиловый спирт в целях сбыта, подпадает под действие указанного Закона.
Из материалов дела следует, что в ходе осуществления деятельности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений сотрудниками полиции было обнаружено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут С.С. Турнина из дома по месту своего жительства по адресу: <адрес> реализовала Ф.Х. Садыкову спиртосодержащую пищевую продукцию кустарного изготовления (самогон) объёмом 0,5 литра с объёмной долей этилового спирта 42,5% в пластиковой бутылке. Это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно заключению эксперта ФБУ "Ульяновская лаборатория судебной экспертизы" от ДД.ММ.ГГГГ № жидкость в бутылке вместимостью 0,5 л с этикеткой на напиток безалкогольный "Кола без сахара Добрый", проданная С.С. Турниной, является пищевой спиртосодержащей продукцией кустарного изготовления - самогоном. Данный самогон содержит в качестве основных компонентов этиловый спирт с объемной долей 42,5% и воду с общей жесткостью 0,01 0Ж.
Экспертиза была проведена компетентным специалистом в порядке, предусмотренном статьей 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То есть действиями С.С. Турниной совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела и вина С.С. Турниной подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом сотрудника полиции от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом изъятия проданной С.С. Турниной прозрачной бутылки с красной этикеткой, объёмом 0,5 литра с жидкостью прозрачного цвета со специфическим запахом алкоголя от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями свидетеля Ф.Х. Садыкова, из содержания которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут он купил у С.С. Турниной, самогон в пластиковой бутылке объёмом 0,5 литра с этикеткой красного цвета надписью "Добрый" за 100 рублей; заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснениями С.С. Турниной.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении С.С. Турниной, его допустимость как доказательства по делу, представленного наряду с иными письменными документами, его исключения из числа доказательств по делу не имеется.
Оснований не доверять объяснениям свидетеля Ф.Х. Садыкова, которому были разъяснены его процессуальные права, обязанности и ответственность, предусмотренные статьями 17.9, 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у судьи не имеется.
Собранных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств, определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе события административного правонарушения, места и времени совершения административного правонарушения, лица, совершившего административное правонарушение, его вины в совершении административного правонарушения.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном административном правонарушении, не установлено.
Оснований для освобождения С.С. Турниной от административной ответственности, в том числе по малозначительности совершенного правонарушения, не установлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
На основании части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
Пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат, в числе иного, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 данного Закона.
В силу пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 названной статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 этой статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ, находящимися в незаконном обороте.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, рассматривающие дела об административных правонарушениях могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2.3 вышеуказанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
С.С. Турнина вину во вменённом ей административном правонарушении признала и раскаялась в содеянном, впервые привлекается к административной ответственности, имеет пенсионный возраст, что следует признать обстоятельствами, смягчающими её ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность С.С. Турниной, судьёй не установлено.
Учитывая характер совершённого С.С. Турниной административного правонарушения и его последствия, личность виновной, её состояние здоровья и имущественное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить ей административное наказание в виде административного штрафа с применением части 2.2 и части 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер административного штрафа до 15 000 рублей, что будет соответствовать целям административной ответственности, установленным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункту 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ реализованная С.С. Турниной спиртосодержащая пищевая продукция кустарного изготовления (самогон) с объёмной долей этилового спирта 42,5%, находящаяся в пластиковой бутылке вместимостью 0,5 литра с этикеткой на напиток безалкогольный "Кола без сахара Добрый", подлежит изъятию из незаконного оборота с её последующим уничтожением в установленном законом порядке, что соответствует разъяснениям, данным в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать Турнину С.С. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Спиртосодержащую пищевую продукцию кустарного изготовления (самогон) с объёмной долей этилового спирта 42,5%, находящуюся в пластиковой бутылке вместимостью 0,5 литра с этикеткой на напиток безалкогольный "Кола без сахара Добрый", изъять с её последующим уничтожением в установленном законом порядке.
Взысканная сумма подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель УФК по <адрес> (отдел МВД России по <адрес>), ИНН 1637002287, расчётный счёт 03№, БИК 019205400, кор/счет 40№, КБК 18№, ОКТМО 92632101, КПП 163701001, Банк – отделение НБ <адрес>/УФК по <адрес>, УИН 18№.
В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Спасский районный суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Д.С. Поляков
Копия верна: судья Д.С. Поляков
Подлинник хранится в деле № 5-1/2024 в Спасском районном суде Республики Татарстан