В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-184 (33а-8764/2018)
Строка 019а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Дёминой О.В., Кобзевой И.В.,
при секретаре Жуковской И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ясинской И.И.
административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Владимира Александровича к ГУ МВД России по Воронежской области, главному управлению по вопросам миграции МВД России по Воронежской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя УМВД России по г. Воронежу ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Куликовой М.Ю.
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21 июня 2017 года,
(судья районного суда Каширина Н.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
Кузнецов В.А. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 09 декабря 2016 года он, как участник государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению иностранных граждан в Российскую Федерацию прибыл на территорию г. Воронежа и встал на миграционный учет по адресу проживания: <адрес>.
После административный истец встал на учет в г. Воронеже как переселенец и обратился в управление по вопросам миграции по Коминтерновскому району г. Воронежа, которое расположено по адресу: <адрес>, для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание для иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, и прилагаемых к нему документов, однако, из-за большой очереди лиц желающих подать такие заявления, что подтверждает тетрадь очереди, которую ведут граждане, и вследствие медленной работы сотрудников управления по вопросам миграции по Коминтерновскому району г. Воронежа документы поданы не были.
17 декабря 2016 года представитель Кузнецова В.А. Коптева А.А. по аналогичным причинам не смогла сдать документы в управление по вопросам миграции по Коминтерновскому району г. Воронежа.
23 декабря 2016 года представитель Кузнецова В.А. Коптева А.А. через личный прием начальника управления по вопросам миграции Воронежской области подала жалобу на действия работников управления, которые нарушают положения Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года № 214.
После подачи вышеуказанной жалобы, представитель Кузнецова В.А. Коптева А.А. прибыла в установленные часы приема в управление по вопросам миграции по Коминтерновскому району г. Воронежа для прохождения очереди и подачи документов, однако из-за медленной работы сотрудников управления документы так и не были поданы, в связи с чем Коптева А.А. обратилась в очередной раз с аналогичной предыдущей жалобой к начальнику управления по вопросам миграции по Коминтерновскому району г. Воронежа, однако ответ не был получен и ситуация не исправлена.
В соответствии с п. 50-52, 54, 78-92 Административного регламента Кузнецовым В.А. были приняты попытки подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации через единый электронный портал государственных услуг https://www.gosuslugi.ru, однако подать заявление через указанный портал не удалось, поскольку доступ к заполнению формы на портале отсутствует, а именно: появляется окно с указанием, что данная услуга недоступна. После чего Кузнецовым В.А. было подано обращение в окно обратной связи единого портала государственных услуг support@gosuslugi.ru и в службу помощи технической поддержки сайта.
29 декабря 2016 года и 15 февраля 2017 года на адрес электронной почты Кузнецова В.А. были направлены ответы, из которых следовало, что оказание услуг «Получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» посредством портала госуслуг приостановлена, для получения данной услуги административному истцу было рекомендовано обратиться напрямую в главное управление по вопросам миграции МВД России.
Кузнецовым В.А. было направлено обращение, в котором он просил сообщить о причинах приостановления предоставления услуги в электронном виде, на которое, из службы технической поддержки сайта пришел ответ, что данный вопрос выходит за рамки компетенции службы поддержки портала госуслуги.
30 декабря 2016 года, 11 января 2017 года, 14 января 2017 года, 16 января 2017 года, 21 января 2017 года обращение Кузнецова В.А. было направлено в Главное управление МВД России по Воронежской области и в Главное управление МВД России с просьбой предоставления ему права на подачу заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации через единый портал государственных услуг или сообщить основания приостановления предоставления указанной услуги с приложением копии приказа или распоряжения о приостановлении данной услуги.
20 января 2017 года на адрес электронной почты Кузнецова В.А. был получен ответ из Главного управления МВД России по Воронежской области (Управление по вопросам миграции), который содержал сведения о том, что в настоящее время не реализована возможность оказания государственных услуг в электронном виде иностранным гражданам и лицам без гражданства из-за проблемы идентификации заявителя, в связи с чем, подача заявления с использованием единого портала невозможна, при этом указано на необходимость обращения в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту предполагаемого проживания.
Административный истец полагает, что приостановление предоставления данной услуги на портале государственных услуг является нарушением Административного регламента и права на подачу им указанного заявления, в связи с чем,
На основании изложенного Кузнецов В.А. просит: признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ по вопросам миграции МВД России по Воронежской области, выразившиеся:
в непринятии мер к обеспечению возможности обратиться Кузнецову В.А. через единый электронный портал государственных услуг за предоставлением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в нарушение требования Административного регламента, в частности, п. 49 относительно возможности выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, через электронный портал);
в не организации изменения времени приема заявителей, таким образом, чтобы исключить образование очередей, в нарушение требований п. 11 Административного регламента, которым в частности предусмотрено, что прием должен быть организован таким образом, чтобы исключить образование очередей;
в непринятии решения об увеличении продолжительности времени приема заявителей в нарушение требования п. 11 Административного регламента, в соответствии с положениями которого при увеличении количества обращений заявителей по решению руководителя территориального органа ФМС России продолжительность времени приема может быть увеличена, но не должна превышать установленной законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего дня и обязать устранить допущенные нарушения;
признать незаконными действия ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ по вопросам миграции МВД России по Воронежской области, выразившееся в нарушении п. 11 Административного регламента и не приеме заявителей сотрудниками территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, участвующих в предоставлении государственной услуги, в соответствии со следующим графиком:
Дни недели |
Режим работы |
Понедельник |
14.00 - 20.00 |
Вторник |
9.00-15.00 |
Среда |
Прием заявителей не проводится |
Четверг |
14.00-18.00 |
Пятница |
9.00-15.00 |
Суббота |
Вторая суббота месяца 10.00 - 12.00 |
обязать ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ по вопросам миграции МВД России по Воронежской области:
устранить допущенные нарушения прав и свобод Кузнецова В.А., принять меры к обеспечению возможности обратиться Кузнецову В.А. через единый электронный портал государственных услуг за предоставлением государственной услуги по выдаче иностранных гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также принять заявление и рассмотреть его в установленном законом порядке;
- обеспечить исполнение п. 11 Административного регламента, которым предусмотрено, что прием заявителей сотрудниками территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, участвующих в предоставлении государственной услуги, производится в соответствии со следующим графиком:
Дни недели |
Режим работы |
Понедельник |
14.00 - 20.00 |
Вторник |
9.00-15.00 |
Среда |
Прием заявителей не проводится |
Четверг |
14.00-18.00 |
Пятница |
9.00-15.00 |
Суббота |
Вторая суббота месяца 10.00 - 12.00 |
организовать изменение времени приема заявителей, таким образом, чтобы исключить образование очередей, в соответствии с п. 11 Административного регламента, которым в частности предусмотрено, что прием должен быть организован таким образом, чтобы исключить образование очередей;
выдать уведомление (справку), подтверждающую прием к рассмотрению заявления Кузнецова В.А. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, согласно Приложению № 5 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживания в Российской Федерации.
проставить отметки Кузнецову В.А. в его миграционную карту в виде записей «принято заявление о выдаче разрешения на временное проживание (номер, дата)» и указать регистрационный номер заявления, дату его приема, записи заверить подписью уполномоченного сотрудника и печатью территориального органа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области (том 1 л.д.8- 10).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21 июня 2017 года заявленные Кузнецовым В.А. административные исковые требования удовлетворены частично, а именно:
бездействие Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению возможности обращения Кузнецова В.А. через единый электронный портал государственных услуг за предоставлением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации признано незаконным;
на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца возложена обязанность принять меры к обеспечению возможности обращения Кузнецова В.А. через единый электронный портал государственных услуг за предоставлением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Решение суда в указанной части признано подлежащим немедленному исполнению.
В остальной части административных исковых требований Кузнецову В.А. отказано (л.д. 145-146, 147-168).
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по г. Воронежу ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Куликова М.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, указывая, что в компетенцию ГУ МВД России по Воронежской области не входит техническое обслуживание электронного портала (том 2 л.д. 29-31).
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпина А.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпину А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: 1) предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; 2) обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; 3) предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию; 4) исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иные требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, порядку его функционирования и размещения на нем сведений, а также к перечню указанных сведений в отношении отдельных видов услуг не установлены федеральными законами (ч. 2 вышеуказанной статьи).
Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает: 1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг; 2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона; 3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона; 4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона; 5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона; 6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами; 6.1) возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации (ч. 3 вышеуказанной статьи).
Обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, предоставляющих услуги, указанные в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональных центров в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме при использовании единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 вышеуказанной статьи).
В силу п. 1 Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861, Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) обеспечивает, в том числе: доступ физических лиц и организаций (далее - заявители) к сведениям о государственных и муниципальных услугах, функциях по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - функции), содержащимся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр); предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором единого портала (п. 2 вышеуказанного Положения).
Оператор единого портала не несет ответственности за невозможность предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме надлежащего качества, если это вызвано ограничениями программных или технических средств, используемых заявителем для доступа к единому порталу и получения услуг в электронной форме (п. 8 вышеуказанного Положения).
Предоставление государственных и муниципальных услуг, услуг, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 Положения о федеральном реестре, с использованием единого портала осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2011 года № 451 федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (п. 9 вышеуказанного Положения).
Направление принятых на едином портале заявлений и документов в информационные системы федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, которые в соответствии с федеральными законами наделены полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учреждений (организаций), предоставляющих услуги, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п. 13 вышеуказанного Положения).
Предоставляющие услуги органы и учреждения (организации), указанные в пункте 13 настоящего Положения, обеспечивают: а) достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги; б) целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия (п. 15 вышеуказанного Положения).
В соответствии с п.16 Административным регламентом (далее Административный регламент) предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 214 (действовавшего на момент возникновения правоотношений) результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину разрешения (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину разрешения); отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения).
Срок предоставления государственной услуги по заявлению иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, составляет шестьдесят суток со дня принятия заявления (п. 17 Административного регламента).
Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения № 3 или № 4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме» настоящего раздела.
Функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России (п. 54 Административного регламента).
Иностранный гражданин, достигший 18-летнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации, вправе подать заявление в электронной форме с использованием единого портала, которое подписывается простой электронной подписью (п. 78 Административного регламента).
Уполномоченный сотрудник при поступлении заявления, поданного в электронной форме, осуществляет проверку заявителя по учетам ФМС России и территориального органа ФМС России на наличие оснований для отказа в приеме заявления к рассмотрению. В течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления, уполномоченный сотрудник по результатам проверки направляет заявителю уведомление с использованием автоматизированной системы ФМС России, которое доступно для просмотра заявителю на едином портале (п. 82 Административного регламента).
В соответствии с п. 11.3.4 Положения об Управлении по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Воронежской области основной функцией Управления является, в том числе, выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, их аннулирования (том 1 л.д. 105).
В силу п.п. 1 и 2 Положения об Управлении по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Воронежской области, Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области является структурным подразделением Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (том 1 л.д. 103).
Судом установлено, что Кузнецов В.А., 20 апреля 1984 года рождения, гражданин Республики Казахстан, является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Для постоянного места жительства выбран субъект Российской Федерации - Воронежская область (том 1 л.д.17- 19).
09 декабря 2016 года Кузнецов В.А. прибыл на территорию Российской Федерации (том 1 л.д.20).
13 декабря 2016 года в установленном порядке уведомил о прибытии в место пребывания по адресу: <адрес> (том 1 л.д.21).
15 декабря 2016 года Кузнецов В.А. уполномочил нотариально удостоверенной доверенностью, с поименованными в ней полномочиями, в том числе, Коптеву А.А., на представление его интересов во всех органах власти (том 1 л.д.11).
Из пояснений Кузнецова В.А. и его представителя следует, что с целью подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации и прилагаемых к нему документов имело место личное обращение в Управление по вопросам миграции по Коминтерновскому району г. Воронежа, расположенное но адресу: <адрес>, однако ввиду наличия большой очереди сдать заявление и приложенные к нему документы не удалось.
23 декабря 2016 года представитель Кузнецова В.А. по доверенности Коптева А.А. обратилась к начальнику Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области посредством подачи на личном приеме жалобы, в которой просила принять меры к тому, чтобы в установленный законом разумный кратчайший срок было принято заявление Кузнецова В.А. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также к тому, чтобы в максимальное время ожидания в очереди при подаче документов заявителем не превышало 15 минут, что предусмотрено п. 42 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуге по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 22.04.2013 № 214, обеспечить возможность записаться предварительно по телефону на подачу документов согласно п. 42 Административного регламента, поскольку дозвониться по телефону невозможно, по возможности увеличить количество рабочих часов для принятия населения на подачу заявления на РВП, увеличить количество приемных дней и увеличить количество работников (том 1 л.д.22).
27 декабря 2016 года представитель Кузнецова В.А. по доверенности Коптева А.А. обратилась к начальнику Управления по вопросам миграции по Коминтерновскому району г. Воронежа посредством почтового отправления с жалобой, в которой просила принять меры к тому, чтобы в установленный законом разумный кратчайший срок было принято заявление Кузнецова В.А. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также к тому, чтобы в максимальное время ожидания в очереди при подаче документов заявителем не превышало 15 минут, что предусмотрено п. 42 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуге по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 22.04.2013 № 214, обеспечить возможность записаться предварительно по телефону на подачу документов согласно п. 42 Административного регламента, поскольку дозвониться по телефону невозможно, по возможности увеличить количество рабочих часов для принятия населения на подачу заявления на РВП, увеличить количество приемных дней и увеличить количество работников (том 1 л.д.23).
Кроме того, Кузнецовым В.А. предпринята попытка подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации через портал «Госуслуги» на официальном сайте www.gosuslugi.ru. однако, при прохождении указанной процедуры в личном кабинете было указано, что услуга недоступна (том 1 л.д.33-34).
Из предоставленных снимков экрана монитора компьютера (скриншотов) сайта Главного управления МВД России по Воронежской области следует, что Кузнецов В.А. обращался с обращениями 29 декабря 2016 года, 30 декабря 2016 года, 11 января 2017 года, 14 января 2017 года, 16 января 2017 года, 21 января 2017 года, 26 января 2017 года (том 1 л.д.27-32, 37-40, 62-64).
29 декабря 2016 года Кузнецовым В.А. по электронной почте был получен ответ из службы техподдержки портала «Госуслуги», в котором указано, что в настоящее время оказание услуги «Получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» посредством портала госуслуг приостановлено. Для получения данной услуги заявитель может обратиться напрямую в Главное управление по вопросам миграции МВД России (бывшее ФМС России) (том 1 л.д.35).
19 января 2017 года начальником отдела полиции № 2 УМВД России по городу Воронежу подписан ответ на заявление Кузнецова В.А., в котором заявителю сообщено, что ему необходимо лично обратиться в отдел по вопросам миграции ОП № 2 УМВД России по г. Воронежу на прием по вопросу подачи документов на оформление разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Прием ведется в кабинете № 7 по адресу: <адрес> по следующему расписанию: понедельник 09:00-12:00,14:00-17:00 четверг 12:00-14:00,15:00-18:00 суббота (1-я, 3-я) 09:00-11:00 консультации по данному вопросу понедельник 12:00-13:00. Прием ведет один инспектор, строго по расписанию, предварительная запись инспектором не ведется (том 1 л.д.41).
20 января 2017 года начальником Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области подписан ответ на обращение Кузнецова В.А., в котором заявителю сообщено, что штатная численность подразделений по вопросам миграции МВД России утверждена Указом Президента Российской Федерации, в связи с чем, увеличить число сотрудников для приема заявлений иностранных граждан о выдаче разрешения на временное проживание не представляется возможным. Также, в настоящее время не реализована возможность оказания государственных услуг в электронном виде иностранным гражданам и лицами без гражданства из-за проблемы идентификации заявителя, в связи с тем, подача заявления с использование единого портала невозможна.
Дополнительно разъяснено, что по прибытии на территорию Российской Федерации Кузнецов В.А. вправе обратиться с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту предполагаемого проживания (том 1 л.д.36).
15 февраля 2017 года врио начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по воронежской области подписан ответ на обращение Кузнецова В.А., в котором заявителю сообщено, что на портале www.gosuslugi.ru была реализована возможность подачи документов на разрешение на временное проживание в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Однако, после непродолжительного срока работы данной услуги, возникла проблема идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства, и решения по РВП в большинстве случаев выносились необоснованно («отказ» либо выносилось положительное решение по РВП, а затем, при предоставлении подлинников указанных в заявлении, аннулировалось). В настоящее время иностранным гражданам и лицам без гражданства государственные услуги по линии миграции в электронном виде не оказываются (том 1 л.д. 42, 55, 65).
Из предоставленных в материалы административного дела снимков экрана монитора компьютера (скриншотов) личного кабинета Кузнецова В.А. на Портале государственных услуг Российской Федерации от 28 мая 2017 года следует, что услуга по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации недоступна (том 1 л.д. 98-102).
Разрешая заявленные Кузнецовым В.А. требования и удовлетворяя их в указанной части, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии незаконного бездействия Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, выразившегося в непринятии мер к обеспечению возможности обращения Кузнецова В.А. через единый электронный портал государственных услуг за предоставлением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в связи с чем, счел необходимым обязать административного ответчика принять меры к обеспечению возможности обращения административного истца через единый электронный портал государственных услуг за предоставлением государственной услуги по выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
С учетом изложенного, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика в той части, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 № 1475-р единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства - единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства является «Ростелеком», а в компетенцию ГУ МВД России по Воронежской области не входит техническое обслуживание данного портала, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Положение, Единый портал).
Пунктом 2 Положения определено, что Минкомсвязь России является оператором Единого портала.
В соответствии с пунктом 15 Положения определено, что предоставляющие услуги органы и учреждения (организации) обеспечивают:
а) достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги;
б) целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.
Также в соответствии с пунктом 6 Положения внесение изменений в сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), опубликованных на едином портале, осуществляется после внесения в порядке, установленном Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Правила ведения ФГИС ФРГМУ), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861.
Пунктом 5 Правил ведения ФГИС ФРГМУ определено, что представление сведений о государственных услугах (функциях) для размещения в реестре государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и (или) органами государственных внебюджетных фондов, входящем в состав федерального реестра, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и (или) органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие соответствующие государственные услуги (исполняющие соответствующие государственные функции).
Приказом Федеральной миграционной службы России от 22.04.2013 № 214 утвержден Административный регламент регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.
Минкомсвязь России осуществляет свою деятельность исключительно в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 418 (далее - Положение о Минкомсвязи России).
Ссылка в апелляционной жалобе на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2009 № 1475-р несостоятельна, поскольку оно не применимо к данным правоотношениям.
Следовательно, доводы жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 21 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Воронежу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: