Дело №2-1563/20г.
50RS0033-01-2020-00135098-98
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе федерального судьи Гошина В.В., при секретаре Будян А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозинской Натальи Юрьевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ №№ по г. Москве и Московской области об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Истица мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и достижением специального стажа в 25 лет, однако решением комиссии по назначению пенсий от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который, по мнению ответчика, составляет 24 года 4 месяца, 2 дня вместо требуемых 25 лет. При этом из расчета специального стажа исключен период ее работы в социальном приюте для детей и подростков ГАУСО МО «Орехово-Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, т.к. Списком должностей и учреждений от ДД.ММ.ГГГГ № учреждение «Центр социального обслуживания» не предусмотрен. Кроме этого в решении об отказе отмечено также, что п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, социальные приюты для детей и подростков, как структурные подразделения не поименованы.
Также не включены в специальный стаж периоды нахождения в административных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, нахождение в простоях в ДД.ММ.ГГГГ года – 4 дня, в январе ДД.ММ.ГГГГ – 4 дня, в ДД.ММ.ГГГГ _ 1 день, в ДД.ММ.ГГГГ года – 5 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитаны в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании ТК РФ, в соответствии с п.5 Разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и п.5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ №. Истица считает неправомерным отказ ответчика включить вышеперечисленные периоды в специальный трудовой стаж, поэтому просит признать незаконным отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости с учетом периода ее трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГАУСО МО «Орехово-Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения» в должности воспитателя и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истица свои требования поддержала в полном объеме по вышеперечисленным доводам и мотивам.
Полномочный представитель ответчика ФИО5, действующий по надлежащей доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения требований истицы возражает, и пояснил, что отказ в назначении истице досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику связан с тем, что у нее отсутствует необходимый специальный стаж для назначения такой пенсии, поскольку учреждение ГАУСО МО «Орехово-Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения» не предусмотрено Списком №.
Представитель ГАУСО МО «Орехово-Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела данное лицо извещено в установленном законом порядке. В письменном ходатайстве просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, поддержали требования истицы.
Суд, рассмотрев, рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и по правилам ст.67 ГПК РФ, обозрев материалы пенсионного дела Лозинской Н.Ю., находит требования истицы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истица родилась ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - УПФР N 24 по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", считая, что у нее имеется необходимый специальный трудовой стаж в количестве 25 лет.
Решением ГУ - УПФР N 24 по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истице отказано в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на ее назначение, поскольку такой стаж составляет 24 года 4 месяца 2 дня.
Согласно указанному решению в подсчет специального стажа не включены периоды работы истицы в социальном приюте для детей и подростков ГАУСО МО «Орехово-Зуевский комплексный центр социального обслуживания населения» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, так как учреждение "комплексный центр социального обслуживания населения" не поименовано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, а социальные приюты для детей и подростков, как структурные подразделения в п. 13 соответствующих Правил не предусмотрены.
Проверяя доводы истицы о незаконности принятого ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит их необоснованными.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами указанного закона.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в пунктах 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
На основании ч. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются/ Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления: для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона ФИО2 «О государственных пенсиях в ФИО2», утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «м» пункта 1 постановления применяются:
- положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения здравоохранения и сельского хозяйства» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ;
- инструктивное письмо Министерства Социального обеспечения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»;
- постановление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- разъяснение Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона ФИО2 «О государственных пенсиях в ФИО2» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
- правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей;
- правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Правила, утвержденные п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности которые предусмотрены ст. 11 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Из положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в п.1 "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пп.1.1-1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, п.1.13 Списка N 781 от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены наименования учреждений как центр социального обслуживания населения, комплексный центр социального обслуживания населения.
Согласно п.13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в перечисленных в данном пункте структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет). В приведенном в п.13 перечне структурных подразделений отсутствует указание на такое структурное подразделение как социальные приюты для детей и подростков.
Кроме этого, с учетом возраста истицы и с учетом повышения пенсионного возраста для выхода на пенсию, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у нее возникло бы лишь спустя 6 месяцев после даты обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. не ранее ДД.ММ.ГГГГ, даже в случае зачета ответчиком оспариваемых периодов ее трудовой деятельности.
На основании изложенного, п.19 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", Списка должностей и учреждений от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-198,321 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ № по <адрес> и <адрес> об оспаривании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и назначении пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Мособлсуда через горсуд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Гошин