№ 2-6458/2023
УИД: 61RS0022-01-2023-007790-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» декабря 2023 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.
истца Брагина Г.В.
представителя Администрации г. Таганрог Шипинов С.С., действующего на основании доверенности от <дата>
при секретаре судебного заседания Судницыной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Таганрога в интересах Брагина Г.В. к Администрации г. Таганрога о признании бездействия незаконным, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании включить в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Таганрога в интересах Брагина Г.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Таганрога о признании бездействия незаконным, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании включить в список на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. В обосновании требований указано, что прокуратурой г. Таганрога на основании обращения Брагина Г.В. проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства при обеспечении жильем граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Проверкой установлено, что Брагина Г.В. проживает в квартире № №, состоящей из 2 комнат, общей площадью 36,23 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от <дата> №. Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № утверждено заключение от <дата> № межведомственной комиссии, квартира № №, расположенная по вышеуказанному адресу, признана непригодной для проживания. Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № Брагина Г.В. признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принята на учет в администрацию г. Таганрога в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Брагина Г.В. <дата> обратилась в администрацию г. Таганрога с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с признанием единственного жилого помещения непригодным для проживания. Вместе с тем администрацией г. Таганрога указано об отсутствии оснований для включения семьи в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, поскольку жилое помещение по указанному адресу не признано неподлежащим ремонту или реконструкции. Указанная позиция администрации г. Таганрога противоречит нормам жилищного законодательства и нарушает жилищные права семьи по следующим обстоятельствам. Согласно акту обследования жилого помещения, проведенного работниками администрации г. Таганрога <дата>, жилое помещение общей площадью 36,23 кв.м. состоит из 2 комнат, признано непригодным для проживания, удобств нет. Брагина Г.В. представила в администрацию г. Таганрога все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у неё права на обеспечение жильем вне очереди.
Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № квартира № №, расположенная по <адрес>, признана непригодной для проживания. При этом вывод о том, что квартира не подлежит ремонту или реконструкции отсутствует, а многоквартирный <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался. Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № гражданка Брагина Г.В., проживавшая в данной квартире, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Впоследствии гражданке была предоставлена благоустроенная квартира. Указанные действия администрацией г. Таганрога были совершены добровольно, без судебного принуждения. Соответственно органы местного самоуправления обязаны включить Брагина Г.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и обеспечить ее жилым помещением не менее 48 кв. м. Право Брагина Г.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и его реализация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
И.о. прокурора г. Таганрога просит суд признать бездействие администрации г. Таганрога, выразившееся в не рассмотрении вопроса о включении Брагина Г.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, и в непринятии мер по предоставлению жилого помещения взамен непригодного для проживания, незаконным; признать за Брагина Г.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; обязать администрацию г. Таганрога включить Брагина Г.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; обязать администрацию г. Таганрога предоставить Брагина Г.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г. Таганрога, по договору социального найма, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 36,23 кв.м.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П., исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям иска.
Истец Брагина Г.В. в судебном заседании поддержала позицию прокурора.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Шипинов С.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал письменные возражения на иск.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 № 20-П, Определение от 15.02.2005 № 17-О). Если человек в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как из материалов дела, прокуратурой г. Таганрога на основании обращения Брагина Г.В. проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства при обеспечении жильем граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Проверкой установлено, что Брагина Г.В. проживает в квартире № №, состоящей из 2 комнат, общей площадью 36,23 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от <дата> №.
Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № утверждено заключение от <дата> № межведомственной комиссии, квартира № №, расположенная по вышеуказанному адресу, признана непригодной для проживания.
Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № Брагина Г.В. признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принята на учет в администрацию г. Таганрога в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Брагина Г.В. <дата> обратилась в администрацию г. Таганрога с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с признанием единственного жилого помещения непригодным для проживания.
Вместе с тем администрацией г. Таганрога указано об отсутствии оснований для включения семьи в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, поскольку жилое помещение по указанному адресу не признано неподлежащим ремонту или реконструкции.
Указанная позиция администрации г. Таганрога противоречит нормам жилищного законодательства и нарушает жилищные права семьи Брагина Г.В. по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (статья 2).
В силу ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Статья 17 Федерального закона № 181-ФЗ подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Частью 1 ст. 52, ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.
Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (пункт 47), предусмотрено принятие решения об оценке соответствия помещений установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Таким образом, вынесение решения о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания и неподлежащим ремонту или реконструкции не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно акту обследования жилого помещения, проведенного работниками администрации г. Таганрога <дата>, жилое помещение общей площадью 36,23 кв.м. состоит из 2 комнат, признано непригодным для проживания, удобств нет.
Таким образом, Брагина Г.В. представила в администрацию г. Таганрога все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у него права на обеспечение жильем вне очереди.
Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № квартира № №, расположенная по <адрес>, признана непригодной для проживания. При этом, вывод о том, что квартира не подлежит ремонту или реконструкции отсутствует, а многоквартирный <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался.
Постановлением администрации г. Таганрога от <дата> № гражданка Брагина Г.В., проживавшая в данной квартире, включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Впоследствии гражданке была предоставлена благоустроенная квартира.
Указанные действия администрацией г. Таганрога были совершены добровольно, без судебного принуждения.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ст. 2 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-3C «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ростовской области» орган местного самоуправления ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку в порядке очередности принятия на учет.
В соответствии с Решением городской Думы г. Таганрога от <дата> № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - 16 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.
Соответственно органы местного самоуправления обязаны включить Брагина Г.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и обеспечить ее жилым помещением не менее 48 кв.м.
Право Брагина Г.В. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и его реализация не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Невыполнение законных требований администрацией г. Таганрога по предоставлению жилого помещения нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право Брагина Г.В. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки на учет нуждающихся.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2007 разъяснено, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Подобные выводы также отражены в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010.
В своих определениях от 05.03.2009 № 376-О-П, от 03.11.2009 № 1368-0-0, от 19.10.2010 № 1328-0-0, от 26.05.2011 № 643-0-0, от 21.12.2011 № 1655-0-0 Конституционный Суд РФ указывал, что для ряда случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.
Таким образом, Администрация г. Таганрога при наличии указанных обстоятельств своим бездействием не выполнила требование законодательства по предоставлению жилого помещения Брагина Г.В., что повлекло грубое нарушение ее конституционных прав, гарантированных государством.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований, которые подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░. 2 ░░. 57 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░. 2 ░░. 57 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░. 2 ░░. 57 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░;
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 36,23 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.