Дело № 2-44/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 11 февраля 2015 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Мень О.А.,
с участием истца ФИО7
представителя ответчика УИО Администрации Чернушинского муниципального района ФИО4
при секретаре Желудковой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Управлению имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность, доводы мотивированы следующим: ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в управление имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района с заявлением о постановке ее семьи на учет с целью предоставления в собственность бесплатно земельного участка. Уведомлением от 21.05.14г. № 468-в семью истца поставили на учет под номером 357. Порядок предоставления земельного участка в собственность многодетных семей на территории Чернушинского муниципального района регулируется решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 24.02.2012г. № 555, которым утвержден Порядок формирования перечня и предоставления земельных участков, предназначенных для многодетных семей на территории Чернушинского муниципального района. В соответствии с п.3.8 указанного Порядка супруги, либо одинокие матери (отцы), после постановки их на учет вправе самостоятельно сформировать земельный участок в размере, установленном законом, и в порядке, установленном законодательством, поставить его на государственный кадастровый учет и обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно в администрацию Чернушинского муниципального района. В этом случае, согласно указанного пункта Порядка земельный участок предоставляется гражданину вне общей очереди. Истец обратилась в управление имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка, к заявлению приложен ситуационный план, на котором отмечен испрашиваемый земельный участок. Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности супругу истца ФИО5 принадлежит земельный участок, являющийся совместной собственностью, земельный участок, который истец просила предоставить непосредственно прилегает к указанному земельного участку. Письмом от 26.06.2014г. за № 468/2-в истцу было отказано в предоставлении земельного участка, так как по мнению Управления имущественных отношений расположение и конфигурация испрашиваемого земельного участка якобы противоречит правилам землепользования и застройки, а именно ширина земельного участка со стороны существующей улицы менее 15 метров. Отказано было не законно, так как управление имущественных отношений не правильно оценило местоположение испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась с заявлением о предоставлении того же земельного участка. В целях правильного отнесения испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне, истец приложила свидетельство о праве собственности на принадлежащий супругу земельный участок, так как испрашиваемый земельный участок непосредственно к нему прилегает. Письмом от 24.10.2014г. № 468/3-в истцу вновь было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Теперь уже в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Земское собрание Чернушинского района поступил протест прокурора Чернушинского района об отмене пункта 3.8 Порядка. Данный отказ в предоставлении земельного участка истец считает незаконным. Предоставление земельного участка носит заявительный характер. Истец подала заявление ДД.ММ.ГГГГ, повторно - ДД.ММ.ГГГГ, т.е еще до поступления протеста прокурора и до принятия Земским собранием Чернушинского муниципального района решения об отмене п.3.8 Порядка. В соответствии со ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, на момент подачи истцом заявления о предоставлении земельного участка, пункт 3.8 Порядка еще не был отменен и оснований для отказа - по этому основанию у управления имущественных отношений, не имелось. Истец просит суд признать незаконным отказ управления имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № 468/2-в и письме от ДД.ММ.ГГГГ № 468/3-в в предоставлении земельного участка и обязать управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района предоставить истцу в собственность земельный участок в соответствии с п. 3.8. Порядка предоставления земельного участка в собственность многодетных семей на территории Чернушинского муниципального района в редакции, утвержденной решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 555.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы изложенные в заявлении, дополнительно указал, что на момент ее обращения к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка Порядок предоставления земельных участков действовал в редакции с п. 3.8, согласно которого истец имеет право на предоставление выбранного земельного участка. Пункт 3.8 был исключен из Порядка позднее, по протесту прокуратуры.
Представитель ответчика Управления имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района ФИО4 судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Поддержал письменные пояснения по иску, о том что ФИО1 обращалась дважды (ДД.ММ.ГГГГ.) с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка площадью около 1500 кв.м, под ИЖС как многодетной семье в собственность бесплатно по адресу: <адрес>. Предоставить спорный земельный участок истице Управление имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района законных оснований не имеет, поскольку решение о предоставлении земельного участка многодетной семье принимается при наличии имеющихся сформированных земельных участков, включенных в утвержденный Перечень с учетом очередности многодетных семей. Семья ФИО6 поставлена на учет многодетных семей нуждающихся в предоставлении земельных участков под. № 357. Таким образом, истец не имеет право самостоятельно подыскать участок сформировать его и поставить на ГКУ, а потом обратиться с заявлением в администрацию Чернушинского муниципального района, нарушив установленный порядок, установленный Законом Пермского края от 01.12.2011г. № 871-ПК.
Заинтересованное лицо ФИО5 в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в предварительном судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель третьего лица МКУ «Городская архитектура» в судебном заседании не участвовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, поступил письменный отзыв, в котором указано, что в соответствии со статьей 46 действующих Правил землепользования и застройки Чернушинского городского поселения, утвержденных решением Думы Чернушинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы Чернушинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №) в зоне Ж-3 (зона индивидуальных жилых домов с участками, предназначенными для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), где расположен испрашиваемый земельный участок определены предельные параметры ширины земельного участка - не менее 15 м. Формирование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в испрашиваемых границах невозможно.
Суд, заслушав стороны, и рассмотрев представленные суду доказательства, пришел к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод..
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 871-ПК «О бесплатном предоставлении участков многодетным семьям в Пермском крае», земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность: бесплатно; без торгов и предварительного согласования места размещения объекта; для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
В соответствии с п.3, 5, 5.1 ст. 3 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 871-ПК решение о предоставлении земельного участка многодетным семьям в собственность бесплатно принимается органами местного самоуправления Пермского края в случае его включения в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям (далее - Перечень). Перечень должен содержать характеристики земельных участков, включая их местоположение, кадастровые номера, площадь и вид разрешенного использования. Решение о предоставлении земельного участка многодетной семье при наличии утвержденного Перечня принимается органом местного самоуправления с учетом очередности многодетных семей и количества сформированных земельных участков не позднее 30 дней со дня опубликования в установленном порядке Перечня. Порядок распределения земельных участков, включенных в Перечень, между многодетными семьями устанавливается органами местного самоуправления. Земельный участок (часть земельного участка), соответствующий размерам, установленным статьей 2 настоящего Закона, и в отношении которого до момента вступления в силу настоящего Закона в установленном законом порядке одним из членов многодетной семьи заключен договор аренды, предоставляется в собственность данной многодетной семье бесплатно по заявлению арендатора при условии, что соответствующий земельный участок (часть земельного участка) сформирован в установленном законом порядке и поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 3.1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 871-ПК земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Пермскому краю, предоставляются многодетным семьям с особенностями, установленными настоящей статьей. На основании предложения уполномоченного органа орган местного самоуправления включает земельные участки в Перечень в установленном порядке в 10-дневный срок с даты получения предложения. Предоставление земельных участков, не включенных в Перечень, не допускается.
Согласно пункта 3.8. Порядка утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 555 (в редакции от 01.02.2013) «Об утверждении Порядка формирования перечня и предоставления земельных участков, предназначенных для многодетных семей на территории Чернушинского муниципального района» супруги либо одинокие матери (одинокие отцы) после постановки их на учет вправе самостоятельно сформировать земельный участок в размере, установленном Законом, и в порядке, установленном законодательством, поставить его на государственный кадастровый учет и обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно в администрацию Чернушинского муниципального района. В этом случае земельный участок предоставляется многодетной семье вне общей очереди.
Пункт 3.8. Порядка отменен Решение Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 16.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что семья истца состоит на учете многодетных семей нуждающихся в предоставлении земельных участков под № 357.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка площадью около 1500 кв.м, под ИЖС как многодетной семье в собственность бесплатно по адресу: <адрес>, в орган местного самоуправления – Управление имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района. К заявлению были представлены копии ситуационный план, свидетельство о праве собственности на землю и паспорт заявителя. (л.д.38-40)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с невозможностью формирования земельного участка из-за его конфигурации, и возможности нарушения прав третьих лиц (владельцев существующих хозяйственных построек).
Не согласившись с отказом, ФИО1 вновь ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка площадью около 1400-1500 кв.м, под ИЖС как многодетной семье в собственность бесплатно по адресу: <адрес>, на основании п.3.8 решения Земского собрания от ДД.ММ.ГГГГ № в орган местного самоуправления – Управление имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района. К заявлению были представлены копии ситуационный план, свидетельство о праве собственности на землю и паспорт заявителя. (л.д.43-44)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с невозможностью формирования земельного участка из-за возможности нарушения прав третьих лиц (владельцев существующих хозяйственных построек). Указано на невозможность в дальнейшем предоставить испрашиваемый земельный участок, в собственность бесплатно, в связи с отменой п. 3.8 Порядка.
Не согласившись с отказами, ФИО1 оспорила их в судебном порядке.
Согласно заключений МБУ «Городская архитектура» № от ДД.ММ.ГГГГ года, «О градостроительных условиях использования земельного участка» испрашиваемого под индивидуальное строительство в Чернушинском районе п. Азинский предоставление земельного участка под индивидуальное строительство невозможно, т.к. расположение и конфигурация испрашиваемого участка противоречит правилам землепользования и застройки, утвержденные Решением Думы Чернушинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 287, ширина земельного участка со стороны улицы менее 15 м, при формировании земельного участка могут быть нарушены права третьих лиц (владельцев существующих хозяйственных строений, расположенных на участке). (л.д. 42,47)
Согласно материалов дела, при повторном обращении к ответчику истец предоставила тот же пакет документом, и просила предоставить земельный участок испрашиваемый ранее (в июне 2014 года) без внесения изменений в конфигурации испрашиваемого земельного участка и без предоставления сведений об отсутствии нарушения прав собственников расположенных на нем хозяйственных строений, указанные обстоятельства подтверждаются копиями документов приложенных к заявлениям истца при подаче заявки на предоставление земельного участка (л.д. 38-48). Указанные обстоятельства истец не оспаривала и подтвердила в судебном заседании.
Согласно сведений публичной кадастровой карты испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне Ж3, для которой установлены параметры формирования участка, в том числе определены предельные параметры ширины земельного участка - не менее 15 м, на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, которые, согласно пояснений истца ей и членам ее семьи не принадлежат, а принадлежат другим лицам, проживающим в расположенных рядом многоквартирных домах. Дом и хозяйственные постройки принадлежащие истцу и членам ее семьи расположены на земельном участке, принадлежащем ее мужу ФИО5 (л.д. 40,11,38,44,48)
Согласно Правил землепользования и застройки Чернушинского городского поселения, утвержденных решением Думы Чернушинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы Чернушинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № 78) в зоне Ж-3 (зона индивидуальных жилых домов с участками, предназначенными для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), основные разрешенные виды использования недвижимости: индивидуальные жилые дома с придомовыми участками; предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: 2) площадь земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального жилого дома – от 800 до 1500 кв.м в г. Чернушка и от 500 до 1500 кв.м в п. Азина, 3) ширина земельного участка – не менее 15 м, 4) минимальное расстояние от границ смежного земельного участка до основного строения – не менее 3 метров, до построек для содержания скота и птицы – не менее 4 м, до прочих хозяйственных построек, строений, открытых стоянок – не менее 1 м. Согласно примечания допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных участках по взаимному согласию собственников жилого дома, а также блокировка хозяйственных построек к основному строению.
Согласно п. 2 ст. 1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с п. 1,2 ст. 16 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости). Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами не должно нарушать права и законные интересы иных лиц.
На основании предоставленных суду документов, действующего законодательства и заключения МКУ «Городская архитектура» от ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает установленным факт невозможности сформировать испрашиваемый истцом земельный участок, в размере и конфигурации предложенной истцом, и невозможность в установленном законодательством порядке, поставить его на государственный кадастровый учет, для его дальнейшего учета и возможности включения в Перечень, в соответствии с п. 1, 3 ст. 3.1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 871-ПК.
Кроме того истцом не опровергнуты доводы ответчика о нарушении прав третьих лиц, и не представлены суду доказательства, что существующие на спорном земельном участке постройки принадлежат истцу, либо являются бесхозяйными.
Оценивая данные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, суд, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, принимает во внимание отсутствие доказательств, отсутствия нарушения прав третьих лиц (владельцев существующих построек), и приходит к выводу о том, что нет оснований для признания незаконными отказов в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 468/2-в и от ДД.ММ.ГГГГ № 468/3-в и удовлетворения требования ФИО1 об обязании ответчика предоставить истцу земельный участок в соответствии с п.3.8 Порядка предоставления земельного участка в собственность многодетных семей на территории Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 555.
Право на предоставление земельного участка, в соответствии с установленным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 871-ПК порядком, у истца сохраняется. Поскольку законодателем установлен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, основания для удовлетворения исковых требований истца, в части возложения на ответчика обязанности предоставить земельный участок в собственность истца, у суда отсутствуют.
Обжалуемые отказы ответчиком приняты в пределах компетенции данного органа, в соответствии с действующим законодательством, права и свободы ФИО1 обжалуемыми решениями ответчика не нарушены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Управлению имущественных отношений Администрации Чернушинского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись О.А. Мень