Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 14 января 2016 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Яковлевой А.Ю., с участием: истца Константинова С.Б., представителя ответчика: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл Семеновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
Константинова С. Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл о признании права на пенсию, включении в стаж периодов работы и понуждении назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Константинов С.Б. обратился в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл с иском, указанным выше.
В судебном заседании истец Константинов С.Б. заявленные требования подержал, просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе; обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с работой в плавсоставе: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> – отгула, с <дата> по <дата> - отпуск; назначить ему страховую пенсию по старости досрочно с момента достижения им возраста 55 лет – <дата>, иных исковых требований не заявляет и не поддерживает, указанные исковые требования просил удовлетворить, суду пояснил, что <дата> обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе, полагая, что специальный стаж его работы составляет более <.....> и он может воспользоваться правом на досрочную пенсию. Однако, ответчик Решением № от <дата> отказал в назначении указанной пенсии на основании того, что отсутствует необходимый стаж работы в плавсоставе, специальный стаж определен в размере <.....>, спорные периоды в специальный стаж не вошли, что считает неправильным, незаконным и необоснованным, так как периоды отгулов и отпусков, следующие за навигацией, должны быть включены в специальный стаж работы плавсоставу, с учетом включения спорных периодов его специальный стаж будет превышать 12 лет 6 месяцев, что достаточно для назначения пенсии по достижении возраста 55 лет. Иные исковые требования, в том числе о взыскании уплаченной государственной пошлины и расходов на услуги представителя, не заявляются и не поддерживаются.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РМЭ Семенова С.М., действующая на основании доверенности № от <дата>, в судебном заседании иск не признала в полном объеме, просила в иске отказать, суду пояснила, что в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», пенсия назначается досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в плавсоставе на судах морского и (или) речного флота не менее <.....> и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Истец Константинов С.Б. обратился в УПФР в <адрес> РМЭ <дата> с заявлением о досрочном назначением трудовой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе речного флота. Изучив представленные документы, УПФР в <адрес> РМЭ <дата> вынесло решение № об отказе в установлении пенсии, в специальный стаж не включены, в том числе, спорные периоды работы истца, поскольку отсутствует документальное подтверждение оснований для их включения с специальный стаж, на момент обращения истца Константинова С.Б. за назначением пенсии досрочно его специальный стаж работы в плавсоставе речного флота составлял <.....>, при необходимом – 12 лет 6 месяцев, в связи с чем в назначении пенсии досрочно было обоснованно отказано. Спорные периоды в совокупности составляют более 4 месяцев, пенсия досрочно лицам, работавшим в плавсоставе, путем уменьшения пенсионного возраста не назначается.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которых стороны основывали свои требования и возражения, в судебном заседании истица и представитель ответчика доказывали посредством представленных доказательств, исследованных в судебном заседании.
В судебном заседании исследованы представленные истцом материалы и доказательства: Согласно трудовой книжке АТ-I № от <дата>, Константинов С.Б., <дата> года рождения, с <дата> начал трудовую деятельность в качестве рулевого-моториста на судне речного флота; с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> работал на различных должностях плавсостава в Судоходной компании «Татфлот» (в последствии – ОАО «СК «Татфлот» (л/д 5-9); указанное подтверждается Справкой №, выданной <дата> ОАО «Судоходная компания «Татфлот» (л/д 11); согласно сведений паспорта № Константинов С.Б. родился <дата> (л/д 4).
В судебном заседании исследованы материалы пенсионного дела Константинова С.Б. представленного суду для обозрения представителем ответчика, согласно которым с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> год, Константинов С.Б. находился, в соответственно, посленавигационных отгулах и отпуске.
Согласно решения и письма ГУ - Управление ПФ РФ по <адрес> РМЭ от <дата> №, Константинову С.Б. отказано в назначении пенсии по старости досрочно в соответствии со ст. 30.1.9 ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа работы в плавсоставе, на день обращения – <дата>, специальный стаж работы в плавсоставе составляет 12 лет 2 месяца 3 дня, спорные периоды в стаж работы в плавсоставе не включены (л/д 10).
Суд рассмотрел дело в объеме заявленных и поддержанных исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1.01.2015 года (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»), устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Аналогичные нормы содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 1.01.2015 года, на момент возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно статье 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
Из материалов дела следует, что в спорные периоды истец Константинов С.Б. работал лебедчиком, мотористом, сменным капитаном, помощником механика, капитаном-механиком на судах речного флота, т.е. входил в состав экипажа судна (плавсостав).
В соответствии с п. 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 года N 1-28-У, в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой, независимо от места нахождения судна в рейсе или в порту. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными работами, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейсов в основных или дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах и т.д.
Таким образом, периоды работы истца Константинова С.Б.: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> год, соответственно, посленавигационные отгула и отпуск, подлежит включению в стаж его работы в качестве плавсостава.
В судебном заседании установлено и ответчиком не оспаривается, что на день обращения истца за назначением досрочной пенсии стаж его работы в плавсоставе, установленный и принятый ответчиком, составлял 12 лет 2 месяца 3 дня, суммарно со спорными периодами, продолжительностью более 4 месяцев, специальный стаж работы истца в плавсоставе превышает предусмотренный п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период в 12 лет 6 месяцев; истец обратился с заявлением о назначении пенсии досрочно <дата>, из дела усматривается, что 55-летнего возраста истец достиг <дата> следовательно, по достижении возраста 55 лет истец имеет право на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание обращение истца в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл <дата> с соответствующим заявлением о назначении ему льготной пенсии, суд находит необходимым и обоснованным обязать пенсионный орган назначить Константинову С.Б. страховую пенсию по старости досрочно, по достижении им возраста 55 лет.
На основании вышеизложенного суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требования истца, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истца на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
исковые требования Константинова С.Б. удовлетворить в полном объеме, признать за Константиновым С. Б., <дата> года рождения, право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с наличием необходимого стажа работы в плавсоставе на судах речного флота; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл включить в специальный стаж работы Константинова С.Б. в плавсоставе на судах речного флота периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>; назначить Константинову С. Б., <дата> года рождения, страховую пенсию по старости в связи с наличием необходимого стажа работы в плавсоставе на судах речного флота досрочно, по достижении Константиновым С.Б. возраста <.....>, т.е. <дата>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: судья О.В. Михайлов