Решение по делу № 12-518/2023 от 24.07.2023

Дело № 12-518/2023

59MS0035-01-2023-004479-08

Мировой судья Загвозкин А.В.

РЕШЕНИЕ

г. Пермь                                                                                             31.08.2023 года

Судья Свердловского районного суда г. Перми Анищенко Т.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

с участием защитника ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица – директора филиала <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> ФИО2 - ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Свердловского судебного района г. Перми Загвозкина А.В. №5-433/1-2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи № 5-433/1-2023 от 23.06.2023 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Из постановления следует, что в период с 10.04.2023 по 21.04.2023 проведена проверка с целью контроля соблюдения ПАО <данные изъяты> требований в области гражданской обороны. 21.04.2023 составлен акт плановой выездной проверки и выдано предписание об устранении от выявленных нарушений обязательных требований. В ходе проверки установлено, что должностным лицом – директором Филиала <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> ФИО2 по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 48, допущены нарушения требований гражданской обороны, а именно, не обеспечено накопление в целях гражданской обороны, для организаций, отнесённых к категории по гражданской обороне, запасов продовольственных средств, не обеспечено создание нештатного аварийно-спасательного формирования по борьбе с пожарами.

Не согласившись с данным постановлением, защитник направил в суд жалобу, в которой указал, что из диспозиции ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ следует, что лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушение Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 №841, пунктом 5 данного положения предусмотрены обязанности организации, но в протоколе об административном правонарушении от 03.05.2023 нет указания о нарушении ПАО <данные изъяты> п.5 Положения №841. ПАО <данные изъяты> не относится к организациям, обеспечивающим выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня, иное административным органом не доказано и в материалах дела отсутствует, в оспариваемом постановлении этого также не указано. Помимо этого общество не включено в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне на территории города Перми и Пермского края. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований филиалом <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> произведена процедура согласования Перечня НАСФ в соответствии с требованием п.6 Приказа МЧС России №999. Указанный перечень был согласован первым заместителем начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю Хлебниковым И.В. При наличии обязанности у ПАО <данные изъяты> создать нештатные аварийно-спасательные формирования по борьбе с пожарами, Перечень НАСФ не был бы согласован с ГУ МЧС России по Пермскому краю. Тушением пожаров должны заниматься аварийно-спасательные формирования, аттестованные в установленном порядке. Такие специально подготовленные силы включены в состав МЧС России (Федеральная противопожарная служба МЧС России). Федеральными законами и Постановлением Правительства функция тушения пожаров, как в мирное время, так и в военное время закреплена за МЧС России. Вменяемое нарушение не доказано, так как имеются сомнения в виновности лица по причине противоречия действующего законодательства.

Директор филиала «Пермский» ПАО <данные изъяты> ФИО2 извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Защитник на доводах жалобы настаивал, дополнил, что в организации есть другое ответственное должностное лицо – ФИО7, в чьи должностные обязанности входит формирование материальных запасов и проведение других мероприятий в области гражданской обороны. У организации действительно имеются объекты 1,2,3 класса опасности, но в деле нет распорядительного документа органа местного самоуправления о включении организации в перечень организаций обязанных выполнять мероприятия по гражданское обороне. Организация действительно согласовывала состав, структуру и оснащение НАСФ в 2019г., но не обязано было этого делать. Акт проверки и предписание надзорного органа не оспаривалось.

Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, заслушав защитника, судья считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ред. от 04.08.2023).

Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ) гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии с п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О гражданской обороне" установлено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О гражданской обороне" устанавливает, что нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 30.09.2019) "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.

Пункт 4 постановления Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (ред. от 30.09.2019) "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" - номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Пункт 5 Постановления N 379, предусматривает, что запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Подпунктом «в» пункта 6 Постановления N 379, установлено, что создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Пункт 12 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 30.09.2019) "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" предусматривает, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ.

Согласно пункт 13 данного постановления, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 14 постановления Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 30.09.2019) "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны.

Пункт 20 Постановления N 804, предусматривает, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса.

Пункт 7 приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 17.12.2021) "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 N 12740) установлено, что органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Пункт 16 Приказа N 687, предусматривает, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

- по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса (п.16.3);

- по проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны (п.16.6);

- по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, нештатных аварийно-спасательных формирований по борьбе с пожарами, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны (п.16.7).

Пунктами 4, 5, 9, 13 приказа МЧС России от 18.12.2014 N 701 (ред. от 05.10.2021) "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36034) установлено, что состав, структура и оснащение нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение N 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2). Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее - организации). Организации создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правилами создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119, Положением о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379.

Пункты 2, 6, 16 приложения №2 приказа МЧС России от 23.12.2005 N 999 (ред. от 23.12.2022) "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 N 7383) предусматривают, что нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Как следует из материалов дела, 21.04.2023 в ходе проведения плановой выездной проверки с целью контроля соблюдения ПАО <данные изъяты> (филиала «<данные изъяты> отнесенного к категории высокого риска, требований в области гражданской обороны, было выявлено, что ПАО <данные изъяты> не обеспечено накопление в целях гражданской обороны, запасов продовольственных средств, и не обеспечено создание нештатного аварийно-спасательного формирования по борьбе с пожарами, в нарушение перечисленных выше требований в области гражданской обороны, в связи с чем, Обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а на должностное лицо - руководителя организации, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в частности: решением о проведении проверки от 05.04.2023 (л.д.5-8), уведомление о проведении плановых проверок (л.д.9), актом выездной проверки №2 (л.д.10-14), предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 21.04.2023, в котором указано, что деятельность организации относится к категории высокого риска (л.д.15-18), протоколом об административном правонарушении №1 от 03.05.2023 (л.д.21-23), приказом о приёме ФИО9 на работу от 19.06.2020 (л.д.26), положением о филиале <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> (л.д.27-28), письмом филиала <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> от 02.07.2019г. о согласовании состава, структуры и оснащения НАСФ и ответом ГУ МЧС России по Пермскому краю о согласовании документов НАСФ, копией табеля оснащения, состава и организационной структуры НАСФ филиала <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> проверочным листом и другими материалами дела.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы уже были предметом проверки мирового судьи, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в постановлении и не ставят под сомнение наличие события и виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.

С учетом имеющихся в материалах дела и исследованных судьей доказательств, доводы защитника, приведенные в жалобе об отсутствии обязанности у юридического лица выполнять мероприятия по обеспечению накопления в целях гражданской обороны, запасов продовольственных средств, и обеспечению создания нештатного аварийно-спасательного формирования по борьбе с пожарами, основаны на неправильном толковании требований законодательства в области гражданской обороны, и опровергаются имеющимися в деле доказательствами, подтверждающими отнесение деятельности организации в категории высокого риска для целей организации федерального государственного надзора в области гражданской обороны, в том числе, распоряжением № 124 от 05.08.2022 ГУ МЧС России по Пермскому краю и выкопировкой из перечня организаций, исходя из которого деятельность ПАО <данные изъяты> отнесена к категории высокого риска (порядковый номер 31).

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях директора филиала <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> ФИО8 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.

Доказательства принятия должностным лицом всех зависящих от него мер для выполнения требований законодательства в области гражданской обороны за недопущение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в суд представлено не было.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу в пределах санкции части 2 статьи 20.7 КоАП РФ, с учетом положений ст.3.1,3.5,4.1 КоАП РФ. Основания для применения положений ст.2,9,3.4, 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

Доводы защитника о делегировании директором филиала полномочий по формированию материальных запасов и проведению других мероприятий в области гражданской обороны другому ответственному должностному лицу – ФИО7, не влекут отмену постановления, поскольку доказательств принятия руководителем филиала необходимых мер по контролю за надлежащим исполнением указанным должностным лицом своих должностных обязанностей в суд представлено не было.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по делу не допущено.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Свердловского судебного района г. Перми Загвозкина А.В. №5-433/1-2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч.2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника должностного лица – директора филиала <данные изъяты> ПАО <данные изъяты> ФИО2 - ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья:                                                                                             Т.В. Анищенко

12-518/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Кругляков Сергей Васильевич директор филиала "Пермский" ПАО "Т ПЛЮС"
Другие
Ясинский Никита Иосифович
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Анищенко Татьяна Викторовна
Статьи

20.7

Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
24.07.2023Материалы переданы в производство судье
31.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Вступило в законную силу
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023Дело оформлено
31.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее