Решение по делу № 2-86/2019 от 24.09.2019

    Дело № 2-86/2019

70RS0007-01-2019-000131-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2019 г. Кедровский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Прохоровой Н.В.

при секретаре Вебер В.В., помощнике судьи Луповой О.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора города Кедрового Канзычакова К.Л.,

представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Северная Тепловая Компания» Мушлера Р.А.,

представителя третьего лица – администрации города Кедрового Борисовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кедрового в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Северная Тепловая Компания» о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны,

                                                      установил:

прокурор города Кедрового, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Северная Тепловая Компания» (ООО «СТК»), ссылаясь на то, что прокуратурой г. Кедрового проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что ООО «СТК» имеет действующий стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – котельную, относящуюся к категории объектов 3 класса опасности. 16 февраля 2017 г. котельная поставлена на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. В нарушение положений федерального законодательства проект санитарно-защитной зоны для котельной ООО «СТК» не разработан, что создает угрозу правам неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поскольку при отсутствии данного проекта не представляется возможным надлежащим образом организовать мероприятия по ограничению вредного воздействия объекта на окружающую среду. В связи с чем, истец просил суд: обязать ООО «СТК» (ОГРН 1127030000041, ИНН 7023005209) в срок до 01 февраля 2020 г. разработать проект санитарно-защитной зоны на котельную по адресу:

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Кедрового Канзычаков К.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Мушлер Р.А., действующий на основании доверенности от 09 января 2019 г., в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что 24 сентября 2013 г. между ООО «СТК» и администрацией МО «Город Кедровый» заключен договор аренды муниципального имущества: объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты теплоснабжения) № 3, по которому котельная передана в аренду ООО «СТК». Договор аренды не содержит положений, обязывающих арендатора разрабатывать проект санитарно-защитной зоны. При этом п.п. 3.1.2 п. 3 Договора аренды от 24 сентября 2013 г. в обязанностях Арендодателя содержатся положения о том, что передаваемое Арендатору имущество должно соответствовать производственному назначению арендованного имущества и возможности соблюдения действующих санитарных, технических норм и правил. В соответствии с п.п. 3.1.3 п. 3 указанного Договора аренды Арендодатель обязуется передать арендатору вместе со сдаваемым в аренду имуществом его принадлежности и относящиеся к нему документы: технические паспорта, инструкции по эксплуатации (пользованию), сертификаты качества, пригодности, свидетельства электробезопасности и прочие. Согласно п.п. 3.2.5 п. 3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. № 14 «О введении в действие санитарных правил» земельные участки под строительство представляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. В соответствии с п.п. 3.3.2 п.3.3 указанного Постановления на заключение в учреждения государственной санэпидслужбы предоставляется одновременно проектно-сметная документация на строительство объекта и проект организации и благоустройства СЗЗ. Согласно абз. 2 п.п. 3.3.3 п. 3.3 Постановления сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объекта. Исходя из изложенного, считает, что обязанность по разработке проекта санитарно-защитной зоны на котельную лежит на собственнике, которым является администрация МО «Город Кедровый».

Представитель третьего лица администрации города Кедрового Борисова И.В., действующая на основании доверенности от 09 января 2019 г. № 43 в судебном заседании выразила мнение об обоснованности заявленных исковых требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующего.

Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Статьей 44 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ закреплено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем (п. 1). В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (п. 3).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» исключение негативного воздействия на окружающую среду источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

При этом на основании п. 3.1 указанного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с примечанием № 1 к п. 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

В судебном заседании установлено, что 24 сентября 2013 г. между ООО «СТК» и администрацией МО «Город Кедровый» заключен договор аренды муниципального имущества: объектов коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (объекты теплоснабжения) № 3, в соответствии с которым котельная, расположенная по адресу: , передана ООО «СТК» во временное владение и пользование для эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры с целью оказания коммунальной услуги – теплоснабжение (л.д. 17-27).

В соответствии с п. 2.4 договора аренды от 24 сентября 2013 г. стороны договора определили, что техническая и коммерческая эксплуатация арендованного имущества должна обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с целями аренды по настоящему договору.

16 февраля 2017 г. ООО «СТК» выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №BCNH3ZTH, согласно которому в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта г. Кедровый, котельная (площадка № 2), местонахождение объекта: , дата ввода в эксплуатацию 01 января 1988 г., поставлен на государственный учет и ему присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и III-й категории, негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 41).

Договор аренды недвижимого имущества, включающий спорную котельную (п. 35 Приложения № 1 к договору аренды), сроком действия по 24 сентября 2023 г., в настоящее время продолжает действовать, котельная, относящаяся к III категории опасности, не исключена из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственная деятельность по производству тепловой энергии в котельной ведется.

В связи с чем, установление вокруг котельной санитарно-защитной зоны является публичной обязанностью пользователя котельной, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Однако в нарушение требований действующего законодательства, проект санитарно-защитной зоны для указанного объекта повышенной опасности не разработан. Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны котельной создает угрозу правам неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поскольку при отсутствии данного проекта не представляется возможным надлежащим образом организовать мероприятия по ограничению вредного воздействия объекта на окружающую среду и население.

Действующее законодательство обязывает лицо, в интересах деятельности которого должна быть установлена санитарно-защитная зона, разработать проект санитарно-защитной зоны безотносительно к тому, кто является собственником имущества. Природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство определяет обязанное лицо, исходя из того, кто непосредственно осуществляет потенциально опасную хозяйственную деятельность.

В связи с чем, доводы стороны ответчика о том, что собственник объекта (котельной) несет обязанность по разработке проекта, суд находит необоснованными.

Оценив изложенные выше обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных на ответчика обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени, суд приходит к выводу о необходимости установить ответчику срок для исполнения решения суда – 01 февраля 2020 г. (включительно), что является разумным и достаточным.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей, для физических лиц - 6 000 рублей.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в данном случае следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск, поскольку в силу ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

В связи с этим при разрешении вопроса о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в случае удовлетворения иска прокурора, поданного в интересах других лиц, необходимо исходить из субъективного состава лиц, в интересах которого прокурором подано заявление в суд.

Прокурор г. Кедрового обратился в суд с требованиями неимущественного характера в защиту прав и законных интересов неопределенного круга (физических) лиц.

Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствии со ст. 333.18, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Северная Тепловая Компания» (ОГРН 1127030000041, ИНН 7023005209) в срок до 01 февраля 2020 г. разработать проект санитарно-защитной зоны на котельную по адресу: .

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Северная Тепловая Компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кедровский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                     Н.В. Прохорова

2-86/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города
Ответчики
ООО "Северная Тепловая Компания"
Суд
Кедровский городской суд Томской области
Дело на странице суда
kedrovsky.tms.sudrf.ru
24.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2019Передача материалов судье
24.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2019Подготовка дела (собеседование)
11.10.2019Подготовка дела (собеседование)
11.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2019Судебное заседание
12.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее