Судья – Кукурекин К.В. № 2-947/2023
(суд первой инстанции)
№ 33-2676/2023
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Донсковой М.А.,
судей Козуб Е.В. и Анашкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калмыковой Т. Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о признании права, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Калмыковой Т. Н. на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 18 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Калмыкова Т.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, просила суд обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. вне зависимости от размера страховых взносов, подлежащих отчислению работодателем в ПФ РФ, признать за Калмыковой Т.Н. право на перерасчет страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №208 ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости Калмыковой Т.Н. с 29.09.2021 г. с применением положений 208 ФЗ. Обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за периоды его работы до 1 января 2015 года.
Требования мотивированы тем, что истцу с 29.01.2021 г. назначена страховая пенсия по старости, при назначении страховой пенсии ответчик не включил в расчет пенсии часть трудового стажа за периоды работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. на территории Республики Крым и г.Севастополя. ответчик считает, что для применения Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» основания отсутствуют.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Калмыкова Т.Н. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что выводы суда, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права. Апеллянт указывает, что она постоянно проживает в городе Севастополе, никуда не выезжала и не отлучалась, в марте 2014 года участвовала в референдуме о статусе Крыма как гражданин Украины, постоянно проживающий на территории города Севастополя. Полагает, что поскольку приобрела гражданство в соответствии с законодательством РФ о гражданстве, имеет право на сохранение своих пенсионных прав, сформированных в украинском Пенсионном фонде и имеет право на перерасчет получаемой ею пенсии с применением положений Федерального закона от 21.07.2014 №208 ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
В судебном заседании истец Калмыкова Т.Н. и ее представитель Бабинец Е.М. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по <адрес> Лебедев М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал обжалуемое решение законным и обоснованным.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец Калмыкова Т.Н. имеет паспорт гражданина Украины серии АР 382218, выданный ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила паспорт гражданина РФ, серии 14 10 № с регистрацией по адресу: <адрес>А, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Истцу с 29.09.2021 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», исходил из того, что из представленных истцом документов следует, что Калмыкова Т.Н. на момент принятия города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации являлась гражданкой Российской Федерации и имела регистрацию в <адрес>, в связи с чем оснований для применения положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" к истцу не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда с вышеуказанными выводами суда первой инстанции соглашается, по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствие с ч.1-2 ст. 14 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
В соответствии с п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Согласно п. 11 указанных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 12 и 13 Правил обращения за пенсией, назначением пенсии и перерасчетом размера пенсии, переходом с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002г. №17/19пб, определяет, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
На основании статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, в которую вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи и работе.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" регламентирующая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию, в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года, содержащие льготные условия для назначения пенсии для таких граждан, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании федерального Конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь» от 21.07.2014 № 208 ФЗ «Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Письменными материалами дела установлено, что истец Калмыкова Т.Н. является гражданином РФ, что подтверждается паспортом гражданина РФ, серии 1410 №, выданным Отделением № ОУФМС России по <адрес> в Белгороде ДД.ММ.ГГГГ, г. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время по адресу: <адрес>. Сведения о регистрации в <адрес> в указанном паспорте отсутствуют.
В материалы дела также предоставлен паспорт гражданина Украины Калмыковой Т.Н., выданный ДД.ММ.ГГГГ, серии АР №, с регистрацией по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически истец проживала, работала и была зарегистрирована по паспорту гражданина Украины с 2010 в <адрес>, и в 2014г., судебной коллегией отклоняются, поскольку в данном случае, гражданство Российской Федерации приобретено истцом не по основаниям, указанным в Федеральном Конституционном законе от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, и задолго до принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Ак пояснила истец судебной коллегии, от гражданства Российской Федерации она не отказывалась.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
В силу статьи 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право (пункты 1 и 2 статьи 1195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Вместе с тем между Российской Федерацией и Украиной отсутствует международный договор, предусматривающий сохранение гражданства Украины при приеме в гражданство Российской Федерации и наоборот, а частью 1 статьи 62 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданин Российской Федерации может иметь двойное гражданство только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовое состояние лица в двойном гражданстве отличается от правового положения лица, имеющего помимо гражданства России гражданство другого государства, с которым у Российской Федерации нет международного договора о признании двойного гражданства. Поэтому Российское государство, если такие лица находятся на его территории, признает их только в качестве российских граждан.
С учетом действующих норм права, Российская Федерация признает Калмыкову Т.Н. только гражданкой России. Соответственно, паспорт гражданина Украины не является документом, необходимым для реализации каких-либо прав.
С учетом изложенного, являются правильными выводы суда о том, что истец не является лицом, на которое распространяет свое действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калмыковой Т. Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: М.А. Донскова
Судьи: Е.В. Козуб
И.А. Анашкина