Дело № 12-288/21
25RS0010-01-2021-002603-42
РЕШЕНИЕ
11 августа 2021 года г. Находка, Приморский край
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,
рассмотрев жалобу Самохина Виктора Васильевича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения РКМ Службы в городе Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО4 от 28.04.2021 года № 2459д/247-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении должностного лица – капитана рыболовного судна СРТМ-К «Билене» Самохина Виктора Васильевича,
УСТАНОВИЛ
Постановлением ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 28.04.2021 № 2459д/247-21 капитан рыболовного судна СРТМ-К «Билене» Самохин В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
С данным постановлением Самохин В.В. не согласился, в лице своего защитника ФИО5 обратился в суд с жалобой, в которой указано на нарушение норм процессуального права, отсутствие состава административного правонарушения.
Защитник Самохина В.В. – ФИО6 в судебном заседании доводы жалобы полностью поддержала, дополнив, что привлечение Самохина В.В. по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ является необоснованным в связи с тем, что состав данного правонарушения в его действиях отсутствует, так как действия Самохина В.В. следует квалифицировать по ст. 8.37 КоАП РФ. В случае, если суд не согласится с данным мнением и признает виновным Самохина В.В. по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, то просила назначить ему наказание с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ – ниже низшего предела.
ПУ ФСБ России по Приморскому краю направило письменные возражения на жалобу, указав на необоснованность доводов защиты. Просили постановление в отношении должностного лица Самохина В.В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья, выслушав защитника Самохина В.В. – ФИО6, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, признается нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
По делу установлено, что капитан рыболовного судна СРТМ-К «Билене» Самохин В.В. на основании постановления ПУ ФСБ России по Приморскому краю от 28.04.2021 № 2459д/247-21 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 239 922,5 руб. (однократный размер стоимости ВБР, явившихся предметом административного правонарушения), в связи с тем, что должностное лицо Самохин В.В. - капитан рыболовного судна СРТМ-К «Билене» (бортовой номер В-0694, флаг РФ, порт приписки Владивосток, собственник ООО «Дельфин», судовладелец по договору аренды судна без экипажа № ДФ-ВТС-3/12-2018 (бербоут-чартер) от 10.12.2018 ООО МКС «Востоктранссервис») 15.03.2021 и 18.03.2021 в пределах (границах) закрытых для рыболовства районах № 313 и № 94 осуществил пять промысловых усилий (тралений): (за 15.03.2021 траления № 2, № 3; за 18.03.2021 траления № 1, № 2, № 3), в результате которых было незаконно добыто (выловлено) 25 255 кг минтая (из которого была произведена рыбопродукция: минтай б/г мороженный, ср. (м.), 9042 кг (411 мест), дата изготовления 16.03.2021; минтай б/г мороженный, ср. (м.), 5456 кг (411 мест), дата изготовления 18.03.2021; икра ястычная мороженная, 585 кг (26 мест), дата изготовления 16.03.2021; икра ястычная мороженная, 315 кг (14 мест), дата изготовления 18.03.2021), чем нарушил п. «е» п. 22.1 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства России от 26.05.2019 № 267, ст. 15 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость достаточность и достоверность которых, сомнений не вызывает, так как получены они были с соблюдением требований закона, и которым должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, вина капитана судна Самохина В.В. в совершении указанного правонарушения полностью доказана и его действия квалифицированы верно.
Исходя из положений Федеральных законов от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее – Закон о рыболовстве), от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.
С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность, в том числе на основании части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
Действия (бездействие), совершенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря и выразившиеся в нарушении правил и требований, регламентирующих рыболовство в их пределах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемых деяний, предусмотренных частью 2 статьи 253, статьями 256 или 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (положения пунктов 6 – 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 (ред. от 31.10.2017) "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство").
Согласно п.п. 1, 2, 13 ч. 1 ст. 26 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться следующие ограничения рыболовства: запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; закрытие рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения рыболовства.
В соответствии с п.п. 1, 2, 4, 5 ст. 15 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность.
В запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается. Решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов принимает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
Границы запретных для плавания районов показываются на навигационных картах, издаваемых федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Изменения, касающиеся таких районов, заблаговременно публикуются в "Извещениях мореплавателям" и объявляются по радио.
Все суда и военные корабли Российской Федерации, иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, а также все иные плавучие средства обязаны выполнять правила, установленные для запретных для плавания и временно опасных для плавания районов. Ссылка на незнание правил или границ запретных для плавания или временно опасных для плавания районов не может служить основанием для захода в такие районы и уклонения от ответственности.
Район № 313 расположен к югу от залива Находка, ограниченный береговой линией и линиями, соединяющими точки:
1) N-42040,971 Е-133005,431ВД
2) N-42037,201 Е-133006,001ВД
3) N-42032,001 Е-133000,001ВД
4) N-42032,001 Е-132041,781ВД
5) N-42037,601 Е-132039,601ВД
6) N-42041,931 Е-133000,801ВД
Предупреждение: В районе запрещается лов рыбы всеми орудиями лова и все виды траления.
Карты 61001, 61002, 62003, 62071, 63003, 63004, 65011.
Район № 94 ограничен линиями, соединяющими точки:
1) N-42040,001 Е-132052,001ВД
2) N-42040,001 Е-133004,001ВД
3) N-42035,501 Е-133004,001ВД
4) N-42035,501 Е-132052,001ВД.
Предупреждение: В районе запрещается производить действия (постановка на якорь, лов рыбы придонными орудиями лова, придонного траления, подводные и дноуглубительные работы, взрывные работы и плавание с вытравленной якорь-цепью) из-за наличия в нем затопленного боезапаса.
Карты 61001, 62003, 62071, 63003, 63004, 65011.
В соответствии со ст. 3 Закона рыболовстве федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законом субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (ч.ч. 1, 4 ст. 43.1 Закона о рыболовстве).
Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна (ч. 2 ст. 43.1 Закона о рыболовстве).
На основании п.п. «е» п. 22.1 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства России от 26.05.2019 № 267, при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретные сроки и в закрытых для добычи (вылова) районах (местах) добычи (вылова) водных биоресурсов.
В соответствии с п. 2.2 «Режима плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России (сводное описание)» (№ 4440, Гидрографическая служба Краснознаменного Тихоокеанского флота, 2015 год выпуска), в районах № 313 и № 94 запрещена постановка на якорь, лов рыбы придонными орудиями лова, придонного траления, подводные и дноуглубительные работы, взрывные работы и плавание с вытравленной якорь-цепью.
Согласно предупреждению для района № 313 установлено, что в этом районе запрещен лов рыбы всеми орудиями лова и все виды траления.
В этой связи доводы защитника Самохина В.В. о том, что районы № 313 и № 94 не относятся к районам, запретным для добычи (вылова) водных биоресурсов,, представляются несостоятельными.
По делу установлено, что Самохиным В.В. были нарушены требования Закона о рыболовстве и Правил рыболовства, в силу которых нормы правил, в том числе установленные ими запреты и ограничения, обязательны для исполнения субъектами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В соответствии с требованиями ст. 15 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», в пределах своих полномочий, Краснознаменным Тихоокеанским флотом установлены районы № 313 и № 94, в которых на основании раздела 2.2 Режима плавания установлены ограничения в виде запрета постановки на якорь, лова водных биологических ресурсов придонными орудиями лова, придонного траления, подводных и дноуглубительных работ, взрывных работ и плавания с вытравленной якорь-цепью.
Самохину В.В. вменяется нарушение требований п.п. «е» п. 22.1 Правил рыболовства, выразившихся в осуществлении промысловых усилий (операций) с применением разноглубинного трала посредством СРТМ-К «Билене» в запретных районах № 313 и № 94, так как подпунктом «е» пункта 22.1 Правил рыболовства установлен запрет на добычу ВБР в закрытых для этого районах.
Соответствующий запрет в районе N 313, расположенном к югу от залива Находка и в районе № 94 (внутренние морские воды РФ), установлен Режимом плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России (сводное описание)», границы данных районов, запретных для лова рыбы придонными орудиями лова, придонного траления, нанесены на навигационных картах.
Запрет на осуществление, в том числе и на лов рыбы всеми орудиями лова, всех видов тралений, лов рыбы придонными орудиями лова, придонные траления в пределах районов № 313 и № 94 определен в целях охраны государственных интересов и обороноспособности Российской Федерации. Данный запрет в указанном районе значительно уменьшает техногенную нагрузку на окружающую среду рыбодобывающими судами и ограничивает добычу всех водных биологических ресурсов, что в свою очередь способствует сохранению таких ресурсов.
Капитан рыболовного судна СРТМ-К «Билене» Самохин В.В. в силу специфики осуществляемой деятельности должен знать о запрете, установленном Режимом плавания, нарушение которого, наряду с нарушением иных актов, повлекло привлечение его к административной ответственности.
Доводы защиты о нарушении административным органом правил подведомственности при рассмотрении данного дела, по которому было проведено административное расследование, и оно подлежало рассмотрению районным судьей, также несостоятельны.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 (ред. от 31.10.2017) "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство", в случае, если административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.17 или частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, были совершены во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в открытом море, а административное расследование по делу об административном правонарушении не проводилось, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению мировым судьей по месту нахождения органа (его подразделения), должностное лицо которого в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ наделено полномочиями по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях, либо по месту осуществления службы прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, если такое дело передано на рассмотрение мировому судье в соответствии с положениями части 2 статьи 23.1 КоАП РФ.
При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности применять часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1, а также части 1 статьи 23.10 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 23.10 КоАП РФ пограничные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.17 настоящего Кодекса.
Указанные дела рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (части 2 статьи 23.1 КоАП РФ).
Таким образом, дела об административных правонарушениях, перечисленные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, подлежат рассмотрению судьями лишь в том случае, когда административный орган или должностное лицо передают дело на рассмотрение судье.
В подпункте "в" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что судьи судов общей юрисдикции рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса, при условии, что они переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств, признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
В данном случае пограничным органом не принималось решения о передаче указанного дела на рассмотрение судье и соответствующего определения об этом не выносилось, и в материалах дела такое определение отсутствует.
Поскольку нормы КоАП РФ не относят рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ к исключительной компетенции судьи, указанный довод защиты признаётся неверным. Административный орган, рассмотрев в пределах предоставленных ему полномочий дело об административном правонарушении, производство по которому осуществлялось в форме административного расследования, вынес постановление о привлечении Самохина В.В. к административной ответственности в пределах своей компетенции, что не противоречит упомянутым нормам права.
Что касается доводов защиты о квалификации действий Самиохина В.В. на часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ, то оснований для переквалификации действий Самохина В.В., не имеется.
Из пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" следует, что квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, если будет установлен и подтвержден указанными в части 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами тот факт, что такими лицами нарушены правила, регламентирующие рыболовство, однако водные биоресурсы либо изготовленная из них продукция на момент обнаружения административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом отсутствовали.
Капитану судна СРТМ-К «Билене» Самохину В.В. вменяется незаконное осуществление рыболовства во внутренних морских водах (в акватории залива Петра Великого Японского моря), в ходе которого было незаконно добыт минтай, из которого была произведена рыбопродукция).
В связи с чем, действия Самохина В.А. по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ квалифицированы верно и он обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения, а доводы жалобы защиты не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность оспариваемого постановления, и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
Постановление в отношении Самохина В.В. вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены постановления в отношении капитана рыболовного судна СРТМ-К «Билене» Самохина В.В. и прекращения производства по делу не имеется.
Вместе с тем, доводы защиты о снижении назначенного Самохину В.В. штрафа с учётом личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, обоснованы и заслуживают внимания.
Согласно ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
В силу 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя Самохина В.В., его возраст (1954 года рождения) и имущественное положение (средняя заработная плата в АО «Востоктранссервис», согласно справке 2НДФЛ за 2021, составила 26 005 руб.), а также с учетом того, что срок давности привлечения лица к административной ответственности по данному делу не истек, судья полагает возможным, на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Самохину В.В. наказания, применив положения ч.ч. 2.2. и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначить должностному лиц Самохину В.В. наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, т.е. в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ для должностных лиц, что от административного штрафа в размере 239 922,5 руб. составляет 119 961,25 руб.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов отделения РКМ Службы в городе Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО4 от 28.04.2021 года № 2459д/247-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении должностного лица – капитана рыболовного судна СРТМ-К «Билене» Самохина Виктора Васильевича изменить в части назначенного наказания, назначив Самохину Виктору Васильевичу наказание в виде административного штрафа в размере 119 961,25 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Елистратова О.Б.