Дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2017 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре судебного заседания Доржиевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дондукова Петра Сергеевича к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия,
установил:
Дондуков П.С. обратился в суд с административным иском к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия от 12 октября 2017 года, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия на основании уведомления от 09 октября 2017 года.
В обоснование требований указано, что 09 октября 2017 года административный истец подал в Администрацию г.Улан-Удэ уведомление о проведении 20 октября 2017 года с 18.00 час. до 21.00 час. публичного мероприятия – митинга, место проведения которого – г.Улан-Удэ, площадь Советов, цель проведения митинга: встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности, предполагаемое количество участников – 2 000 человек.
12 октября 2017 года письмом ... административный ответчик уведомил административного истца об отказе в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия со ссылкой на то, что площадь Советов в г.Улан-Удэ непосредственно прилегает к зданию суда. Административному истцу было предложено изменить место публичного мероприятия на парк Юбилейный или сквер им. Сенчихина в г.Улан-Удэ. Полагает отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в испрашиваемых месте и времени, неправомерным, т.к. здание Верховного суда Республики Бурятия огорожено, непосредственно к площади Советов в г.Улан-Удэ не прилегает, здание, занимаемое Верховным судом Республики Бурятия и площадь Советов в г.Улан-Удэ разделены проездом и пешеходной тропой, площадь Советов удалена от здания Верховного суда Республики Бурятия на 330 метров.
Предложенные административным ответчиком места проведения публичного мероприятия не обеспечивают достижение его целей, поскольку находятся на значительном удалении от центра города Улан-Удэ, размер площадок в парке Юбилейный и сквере им. Сенчихина меньше площади Советов.
Таким образом, предложенные альтернативные варианты проведения публичного мероприятия не соответствует требованиям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», технически нереализуем и не соответствует его социально-политическому значению. Ответ административного ответчика от 12.10.2017г. противоречит ст.31 Конституции РФ, ч.3 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и нарушает установленные Конституцией РФ права административного истца как гражданина РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
В судебное заседание административный истец Дондуков П.С. не явился, извещен надлежаще, направил заявление о рассмотрении в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Гладких В.Г., действующий на основании доверенности, просил удовлетворить административный иск по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что основанием для отказа в согласовании проведения митинга послужило то обстоятельство, что площадь Советов отнесена к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, так как непосредственно прилегает к зданию суда, также пояснил, что здание Конституционного суда Республики Бурятия разделено с площадью Советов проездом и пешеходной тропой.
Представители ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Модонова А.П. и Дондукова Д.Б. возражали против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменного отзыва, указав, что места проведения массовых мероприятий на территории г.Улан-Удэ определены постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.2012г. №... – это парк Юбилейный и сквер им. Сенчихина. В уведомлении от 12.10.2017г. Дондокову П.С. разъяснено, что площадь Советов относится к территориям, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами. В здании по ул...., находится Конституционный суд Республики Бурятия, указанное здание непосредственно прилегает к площади Советов. Просили в удовлетворении требований отказать.
Предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия не является отказом в его проведении, в данном случае орган местного самоуправления исполнил обязанность, возложенную на него законом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
В силу ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания (ст.9 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Согласно ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия и в орган внутренних дел для организации взаимодействия по надлежащему обеспечению общественной безопасности участников публичного мероприятия и иных лиц;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Из материалов дела следует, что 09.10.2017 г. Дондуков П.С. уведомил Администрацию г.Улан-Удэ о проведении митинга на площади Советов в г.Улан-Удэ 20 октября 2017 года с 18 час. 00 мин. до 21 час.00 мин. с целью встречи граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности. В уведомлении указано предполагаемое количество участников – 2000 человек, использование сцены, звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов и иных средств наглядной агитации.
12 октября 2017 года Администрация г.Улан-Удэ информировала Дондукова П.С. о том, что площадь Советов относится к местам, в которых проведение публичного мероприятия в соответствии с п.3 ч.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» запрещено в связи с непосредственным прилеганием площади Советов к зданиям, занимаемым судами. В соответствии с п.3 ст.4 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. ...-IV «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Бурятия», п.1 Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.12.2012г. ... «Об определении единых, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Бурятия» определены места проведения публичных мероприятий: парк «Юбилейный», сквер им. Сенчихина.
Дондукову П.С. предложено изменить место проведения публичного мероприятия на парк Юбилейный или сквер им.Сенчихина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 02 апреля 2009 года N 484-О-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 года N 4-П).
Как установлено судом, уведомление о проведении публичного мероприятия было принято и зарегистрировано административным ответчиком в соответствии с требованиями закона. Администрация г.Улан-Удэ рассмотрела уведомление и предложила изменить место проведения публичного мероприятия, указав, что площадь Советов относится к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, поскольку непосредственно прилегает к зданиям, занимаемым судами.
Такое предложение обусловлено тем, что к площади Советов непосредственно прилегает здание, в котором расположен Конституционный суд Республики Бурятия, по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Сухэ-Батора, 9.
То обстоятельство, что площадь Советов в г.Улан-Удэ находится на прилегающей территории к зданию Конституционного суда Республики Бурятия по ул.Сухэ-Батора,9, является общеизвестным и не требует в силу ст.61 ГПК РФ доказывания.
Таким образом, предложение об изменении места проведения мероприятия является обоснованным, соответствует п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Доводы административного истца о том, что ответ административного ответчика от 12 октября 2017 года фактически является отказом в его проведении, основаны на неверном толковании норм права.
Предложенные ответчиком варианты проведения публичного мероприятия позволяют административному истцу реализовать цели проведения запланированного мероприятия, включая свободное размещение аналогичного количества участников мероприятия, свободное формирование, выражение, выдвижение ими своих мнений и требований, а также доведение их до соответствующих адресатов (участников мероприятия и неограниченного круга мимо проходящих лиц).
При этом доводы административного иска о том, что предложенные ответчиком места проведения публичного мероприятия не обеспечивают достижение целей, поскольку находятся на значительном удалении от центра г.Улан-Удэ, суд признает несостоятельными, поскольку места – парк «Юбилейный» и сквер им. Сенчихина установлены п.1 Постановления Правительства Республики Бурятия от 28.12.2012г. ....
Обращение к административному ответчику Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия от 06.10.2017г. о проведении молодежных акций в парке Юбилейный 20-21.10.2017г. с 17час. 00 мин. до 21 час.00мин. и письмо Администрации г.Улан-Удэ от 06.10.2017г. о возможности проведения указанных молодежных акций в указанное время о невозможности проведения митинга - встречи граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности в парке Юбилейный 20 октября 2017 года с 18 час.00мин. до 21 час.00мин. не свидетельствуют, доводы со ссылкой на указанные обстоятельства, не могут являться основанием для удовлетворения требований, т.к. разрешение данного вопроса могло было быть урегулировано после подачи уведомления организаторами о проведении публичного мероприятия в указанном месте в соответствии с п.1.2 ст.8 Федерального закона N 54-ФЗ.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм закона, принимая во внимание, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации определены в Постановлении Правительства Республики Бурятия от 28.12.2012 года ... определены специально отведенные места для проведения публичных мероприятий, суд считает, что орган местного самоуправления обоснованно предложил административному истцу изменить место проведения митинга в соответствии с указанным Постановлением Правительства Республики Бурятия.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, суд находит доводы административного искового заявления необоснованными и, учитывая, что оспариваемое решение принято лицом, в рамках, предоставленных действующим законодательством полномочий, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы истца, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Дондукова Петра Сергеевича отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: п\п Власова И.К.
Копия верна:
Судья: Власова И.К.
...
...
...
...