Решение по делу № 2-2509/2024 от 06.06.2024

УИД 74RS0017-01-2024-003379-46    

Дело № 2-2509/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2024 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего             Серебряковой А.А.,

при секретаре                      Кудрявцевой Х.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальных отношений Челябинской области к Кочеву Алексею Сергеевичу о взыскании денежных средств в связи с неисполнением обязательств по социальному контракту,

у с т а н о в и л:

Министерство социальных отношений Челябинской области обратилось в суд с исковым заявлением к Кочеву А.С. о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта, в размере 349 475 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между УСЗН ЗГО и Кочевым А.С. ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт сроком на 1 год на оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Денежные средства были перечислены Министерством на счет ПАО Сбербанк», указанный ответчиком в заявлении. Кочевым А.С. представлены необходимые документы для заключения с ним социального контракта, а также представлен бизнес-план «Столярная мастерская» с перечнем оборудования и материала, необходимого для закупки и реализации бизнес-плана, по которым он должен был отчитаться на основании социального контракта. В программе адаптации определены сроки реализации социального контракта, но ответчиком никакой деятельности не велось, оборудование с материалами не закупалось. Также ответчик не отчитывался по приобретению оборудования, которое он указывал в своем бизнес-плане. Ответчику направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об явке с целью предоставления отчета по социальному контракту. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кочева А.С. направлена претензия. Специалистами по социальной работе проведена выездная проверка по осуществлению Кочевым А.С. предпринимательской деятельности, данная деятельность не выявлена. В соответствии с п. 4.1 социального контракта срок действия его – 1 год с момента подписания, т.е. период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия социального контракта, ответчиком обязательства, предусмотренные им, не исполнены, документы о расходовании средств социального контракта в размере 349 475 руб. не представлены.

Представитель истца Министерства социальных отношений Челябинской области, третьего лица Управление социальной защиты населения ЗГО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 35, 37).

Ответчик Кочев А.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом (л.д. 28, 36).

Из адресной справки (л.д. 26) следует, что Кочев А.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. В заявлении о получении социальной выплаты фактическое место жительства Кочевым А.С. указано: <адрес> (л.д.11).

Ответчику по указанному адресу направлялись судебные повестки на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ, которые возвращены в суд с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 24,33).

Какие – либо данные об ином месте жительства Кочева А.С. материалы дела не содержат.

Ответчик извещался судом о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной повесткой, направленной в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением о вручении, которое ответчиком не получено и возвращено в суд в связи с истечением срока хранения. Исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд считает обязанность по извещению ответчика о времени и месте рассмотрения дела исполненной в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах в силу положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не усматривает препятствий для рассмотрения дела в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Министерства социальных отношений Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу преамбулы к Федеральному закону от 17.07.1999г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон «О государственной социальной помощи») данный федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Закона «О государственной социальной помощи» законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Закона «О государственной социальной помощи» содержит основные понятия, которые используются для целей настоящего Федерального закона, а именно:

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона «О государственной социальной помощи» оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ст.7 Закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (ч.3 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи»). К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (ч.5 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи»).

Отношения, возникающие при предоставлении за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи проживающим в Челябинской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» регулируются Законом
Челябинской области от 02.07.2020г. N 187-ЗО «О государственной социальной помощи в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области»).

В целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи» и Закона Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области» постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014г. №332-П утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (далее – Порядок № 332-П), в редакции постановления от 21.09.2021.

Назначение указанного социального пособия производится при обращении заявителя, который представляет в форме электронного документа либо письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг среди прочего следующие документы: заявление о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, документы, подтверждающие доход семьи (одиноко проживающего гражданина) за последние три месяца, либо документы, подтверждающие отсутствие дохода; бизнес-план, составленный в соответствии с требованиями к форме и содержанию, установленными Министерством социальной защиты (п.6 Порядка № 332-П).

Программа социальной адаптации получателей государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с получателем указанной государственной социальной помощи на срок действия социального контракта (п.8 Порядка № 332-П).

Основанием для выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта являются решение органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт (п.11 Порядка № 332-П).

В силу п. 13 Порядка № 332-П государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. По решению органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя срок оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта продлевается в случае наступления у заявителя не зависящих от него событий, влияющих на выполнение социального контракта (стационарное лечение в медицинской организации, смерть близких родственников, чрезвычайная ситуация, рождение ребенка).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Кочевым А.С. и УСЗН ЗГО заключен социальный контракт на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (л.д.13-15), по условиям которого УСЗН ЗГО обязалось обеспечить Кочеву А.С. выплату государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (социальное пособие), а заявитель обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные настоящим социальным контрактом и прилагаемой к нему программой социальной адаптации.

П.1.3 социального контракта установлен размер единовременного социального пособия в размере 349 475 руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно социальному контракту Кочев А.С. обязался зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления предпринимательской деятельности или зарегистрировать в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а также имущественные обязательства на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты) - для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить истцу подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия контракта с предоставлением соответствующих сведений в УСЗН ЗГО; возвратить единовременное социальное пособие, полученное в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действий контракта по собственной инициативе), либо денежные средства, потраченные нецелевым образом (п.3.2.2 контракта).

В соответствии с пунктом 4.1 социального контракта срок его действия - один год с момента его подписания по ДД.ММ.ГГГГ

Сторонами при заключении социального контракта согласована программа социальной адаптации (л.д. 16-17), которой предусмотрен следующий план мероприятий по социальной адаптации:

в течение первого месяца срока действия социального контракта – регистрация (постановка на учет) в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя либо плательщика налога на профессиональный доход;

в течение срока действия социального контракта – ежемесячное предоставление сведений об осуществлении предпринимательской деятельности либо деятельности в условиях самозанятости;

в течение срока действия социального контракта – предоставление документов, подтверждающих приобретение основных средств и материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности либо деятельности в условиях самозанятости.

С условиями социального контракта и программой социальной адаптации Кочев А.С. ознакомлен лично, о чем свидетельствуют его подписи (л.д. 15 об., 17об).

ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении Кочеву А.С. единовременного социального пособия (социальный контракт) в размере 349 475 руб. (л.д. 18-20), денежные средства перечислены на банковский счет Кочева А.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22).

Факт получения Кочевым А.С. социального пособия в сумме 349 475 руб. в ходе рассмотрения дела не оспорен.

Как следует из искового заявления, за период действия социального контракта ответчик предоставил уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе, однако документы о приобретении материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не представлены, несмотря на то, что УСЗН ЗГО направлялось ответчику соответствующее письменное уведомление ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Кочева А.С. направлена претензия (л.д. 24), которая оставлена ответчиком без ответа.

Специалистами по социальной работе проведена выездная проверка по осуществлению Кочевым А.С. предпринимательской деятельности, данная деятельность не выявлена (л.д. 25).

ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия социального контракта. Обязательства, предусмотренные абзацем 3 пункта 3.2.2 социального контракта, Кочевым А.С. не были исполнены, документы, подтверждающие приобретение материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, не представлены, что отражено в Плане мероприятий по социальной адаптации (л.д. 16-17).

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, документы, подтверждающие расходование им социального пособия на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в материалы дела не предоставлены.

Пунктом 21 Порядка № 332-П предусмотрено, что гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О государственной социальной помощи».

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что при заключении социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ Кочев А.С. был осведомлен о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое использование пособия, однако указанная обязанность Кочевым А.С. не была исполнена, не представлены документы, подтверждающие расходование социального пособия на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Доказательства о целевом расходовании социального пособия ответчиком не представлены, следовательно, на нем лежит обязанность возвратить денежные средства, потраченные нецелевым образом.

При таких обстоятельствах с Кочева А.С. в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области подлежит взысканию социальное пособие, выплаченное по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 349 475 руб.

В соответствии со статьей 103 ГПК, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет Златоустовского городского округа государственная пошлина в размере 6 694 руб. 75 коп. (5200 + ((349475 - 200000)* 1) / 100 = 6 694,75), от уплаты которой истец освобожден при подаче иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Министерства социальных отношений Челябинской области удовлетворить.

Взыскать с Кочева Алексея Сергеевича (паспорт гражданина Российской Федерации: ) в пользу в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области социальное пособие, выплаченное по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 349 475 (триста сорок девять тысяч четыреста семьдесят пять) руб.

Взыскать с Кочева Алексея Сергеевича (паспорт гражданина Российской Федерации: ) в доход бюджета Златоустовского городского округа Челябинской области государственную пошлину в размере 6 694 (шесть тысяч шестьсот девяносто четыре) руб. 75 коп.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий                     А.А. Серебрякова

Мотивированное решение составлено 07.08.2024

2-2509/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство социальных отношений Челябинской области
Ответчики
Кочев Алексей Сергеевич
Другие
Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа в лице руководителя Брейкиной И.Б.
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Серебрякова Алёна Андреевна
Дело на странице суда
zlatoust.chel.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2024Передача материалов судье
13.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее