Дело № 3а-3/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский областной суд в составе:
председательствующего Кулешовой Е.В.
при секретаре Пешей Е.В.
с участием представителя административного истца Ромащенко С.В. – Шевердина А.В., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Брянской области Богушевской Н.С., представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Прудниковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 14 февраля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению представителя Ромащенко Светланы Владимировны Шевердина А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Ромащенко С.В., по доверенности, Шевердин А.В. первоначально обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения:
кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 2 736 110,17 руб. по состоянию на 20.05.2015 г.
По уточненным требованиям представитель Ромащенко С.В. Шевердин А.В. просил суд установить кадастровую стоимость нежилого помещения:
кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной 2 736 110,17 руб. по состоянию на 07.09.2016 г.
В обоснование заявленных требований представитель Административного истца Шевердин А.В. ссылается на то, что ей принадлежат ей на праве собственности 45/100 доли указанного нежилого помещения, кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются ее права как плательщика налога на имущество. Второй собственник нежилого помещения Чертков А.А. в размере 55/100 доли не возражает против установления кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости. В подтверждение рыночной стоимости на дату 20.05.1015 г. представляет отчет об оценке № 295-10/17 от 12 октября 2017 года, составленный ООО «Брянский Оценщик».
В настоящем судебном заседании представитель административного истца Шевердин А.В. уточнил исковые требования и окончательно просил суд об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения:
кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости равной 2 736 110,17 руб. по состоянию на 20.05.2015 г.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Брянской области Богушевская Н.С., представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Прудникова Н.И., право административного истца на установление рыночной стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости не оспаривали, возражений на представленный суду отчет об оценке не представили, ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости на 20.05.2015 г. не заявляли.
Административный истец Ромащенко С.В., заинтересованное лицо Чертков А.А. в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо Брянская городская администрация, в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца Ромащенко С.В. – Шевердина А.В., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалеву О.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Брянской области Богушевскую Н.С., представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Прудникову Н.И., исследовав материалы дела, представленные доказательства, отчет об оценке, суд приходит к выводу, что уточненные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Ромащенко С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение:
кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость нежилого помещения внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» № 1890 от 27 ноября 2015 года.
С заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости представитель Ромащенко С.В Шевердин А.В. обратился в суд 11 ноября 2017 года.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере рыночной, Ромащенко С.В. представила в суд отчет об оценке № 295-10/17 от 12 октября 2017 года, подготовленный ООО «Брянский Оценщик», в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого помещения :
кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 20.05.2016 г. равна 2 736 110,17 руб.
В ходе рассмотрения дела по определению рыночной стоимости нежилого помещения по состоянию на 20.05.2016 г., ответчики, заинтересованные лица, право административного истца на установление рыночной стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости не оспаривали, возражений на представленный суду отчет об оценке не представили, ходатайств о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости спорных нежилых зданий не заявляли.
Исходя из того, что правильность отчета об оценке административными ответчиками, заинтересованными лицами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность представленного суду отчета, не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено, суд не находит оснований сомневаться в том, что кадастровая стоимость нежилого помещения:
кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равна рыночной стоимости и составляет 2 736 110,17 руб. по состоянию на 20.05.2015 г.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь статьями 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненное административное исковое заявление представителя Ромащенко Светланы Владимировны Шевердина А.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной 2 736 110,17 рублей по состоянию на 20 моя 2015 года на период с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 01 ноября 2017 г., дата уточнения исковых требований - 14 февраля 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения, кадастровый №, назначение: нежилое помещение, общей площадью 265,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты изготовления в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Судья Брянского областного суда Кулешова Е.В.