Дело № 2-339/2018 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
п. Некрасовское 29 октября 2018 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Шиховой Е.Ю., при секретаре Лисенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Некрасовского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности организовать транспортное обслуживание жителей <адрес>,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Прокурор Некрасовского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением, с учетом принятых судом уточнений, к администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности организовать транспортное обслуживание жителей <адрес>
В обоснование требований в иске указано, что прокуратурой Некрасовского района проведена проверка по поручению прокуратуры Ярославской области по обращению депутата Ярославской областной Думы Балабаева С.А. о непринятии мер по обеспечению надлежащего транспортного сообщения п<адрес>. В ходе проведенной проверки было установлено, что транспортное обслуживание населения между <адрес> и <адрес> отсутствует, перевозки регулярными маршрутами автомобильным транспортом общего пользования не осуществляются. Условия для предоставления транспортных услуг населению не созданы, <адрес> является населенным пунктом постоянного проживания жителей, фактически социальная потребность в организации транспортного сообщения имеется, что подтверждается в том числе и обращением граждан. В <адрес> также находится и важный инфраструктурный объект района - санаторий <данные изъяты>
Таким образом, вопрос местного значения по организации транспортного сообщения между <адрес> и <адрес> не решен, что свидетельствует о неисполнении полномочий Администрацией Некрасовского муниципального района.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Выявленные нарушения закона нарушают права жителей населенных пунктов Некрасовского района на обеспечение транспортной доступности других населенных пунктов, в том числе районного центра - <адрес>, органов государственной власти и местного самоуправления, социальных, медицинских и иных учреждений, которые расположены в значительном удалении от места их проживания.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Некрасовского района Хлупина А.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что проезд техники категории М2 по данному маршруту возможен. Кроме того, по данной дороге утвержден и действует школьный маршрут, который осуществляется техникой категории М2, школьный маршрут менять не намерены. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» определен порядок классификации существующих автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств и не определяет какие-либо требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам автомобильных дорог. К автодорогам V категории предъявляются следующие требования: число полос движения - 1; ширина полосы движения - 3,5-4,5 м; ширина обочины - 1-1,75 м. Согласно пункту 61 приказа Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств в безопасной эксплуатации» маршруты регулярных перевозок пассажиров автобусами организуются на автомобильных дорогах I - IV категорий. Регулярное автобусное движение на участках дорог V категории может быть организовано в целях осуществления автобусных перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также местных уширении проезжей части, достаточных для разъезда транспортных средств в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления движения с соблюдением Правил дорожного движения и требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, обеспечивающим данные перевозки. В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 13.12.2016, с изм. от 29.03.2017) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТРТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств") (приложение №1) к категории М2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре Некрасовского района производился прием прокурора Ярославской области, и на прием приходили жители <адрес>, их было не менее 10 человек, которые задавали вопросы по транспортному обслуживанию, и все выразили мнение, что маршрутки- «Газели», которая относится в М2, им будет вполне достаточно. Население <адрес> на половину состоит из граждан пожилого возраста, которые имеют определенные льготы на транспортное обслуживание, часто ездят в поликлинику, больницу, государственные и муниципальные органы, расположенные в <адрес>, расстояние между <адрес> и <адрес> составляет более <данные изъяты> километров. Поэтому граждане проживающие в <адрес> и отдыхающие в санатории нуждаются в организации транспортного обслуживания.
Р’ судебном заседании представитель ответчика администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области Карманов Рђ.Р. против исковых требований РЅРµ возражал, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что действительно данный маршрут необходим. Если Сѓ ответчика будет паспорт маршрута, согласованный всеми необходимыми органами, то проведут аукцион, заключат контракт РЅР° перевозку людей. Полномочия Сѓ сельского поселения Некрасовское РїРѕ транспортному обслуживанию имеются только РІ части трех утвержденных маршрутов.
Р’ судебном заседании представитель третьего лица администрации сельского поселения Некрасовское Лосев Р’.Рђ. поддержал пояснения, изложенные РІ отзыве, дополнительно РїРѕСЏСЃРЅРёР», что организация перевозки - это полномочия РЅРµ администрации сельского поселения Некрасовское, Р° администрации Некрасовского РњР . РЎРџ работает РїРѕ соглашению Рѕ передачи полномочий РЅР° текущий ДД.РњРњ.ГГГГ финансовый РіРѕРґ. Р’ полномочиях четко прописана СЃСѓРјРјР°, которая СѓР¶Рµ рассчитана РЅР° этот РіРѕРґ, РІ том числе Рё СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ областного бюджета. Нет паспорта маршрута РЅР° <адрес>, согласованного органами Р“РБДД, Департаментом транспорта Рё С‚.Рґ. Администрация Некрасовского МРзанимается согласованием данного маршрута, РЅРѕ результаты Р±СѓРґСѓС‚ РЅРµ ранее через РґРІРµ недели. Без согласования маршрута, без финансовых средств, без полномочий, сельское поселение организовать данный маршрут РЅРµ может. Транспортного пассажирского маршрута <адрес> - <адрес> здесь РЅРµ было РЅРёРєРѕРіРґР°, был маршрут рабочего автобуса, который организовывал санаторий <данные изъяты> для СЃРІРѕРёС… сотрудников, ранее попутно РЅР° данном автобусе разрешалась перевозка жителей, РЅРѕ РІ настоящее время руководство санатория посторонних граждан РЅРµ перевозит, С‚.Рє. РЅРµ хотят брать РЅР° себя ответственность Р·Р° перевозку. Р’ настоящее время РІ соответствии СЃ паспортами маршрутов, которые утверждены Рё имеются, Р° это маршруты РІ <адрес>, <адрес>, <адрес>, РЅР° РЅРёС… выделяются областные СЃСѓР±СЃРёРґРёРё, Рё соответственно район заключает СЃ нами соглашение Рё РЅР° существующие маршруты выделяется сельскому поселению СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ РІ размере 1 870 000 рублей. Также имеется решение СЃСѓРґР° РѕР± обязании произвести ремонт через СЂ. <данные изъяты> Рё РІ ближайшее время данный РјРѕСЃС‚ закроется РЅР° ремонт. Согласно существующему обследованию моста, запрещено РіСЂСѓР·РѕРІРѕРµ движение, запрещено движение транспортных средств, перевозящих людей. Фактически Рє ремонту СѓР¶Рµ преступили, подрядчик СѓР¶Рµ РЅР° объекте. Если возить через <адрес>, то РЅРµ известно какие затраты Р±СѓРґСѓС‚, Рё какая будет стоимость Р·Р° проезд. РџРѕ срокам РїРѕСЏСЃРЅРёР», что паспорт маршрута будет готов через РґРІРµ недели. После согласования паспорта РЅСѓР¶РЅРѕ внести РІ план РЅР° торги - 10 дней, потом сами торги - примерно 20 дней, РЅР° заключение контракта необходимо 10-20 дней, около 50-60 дней, Р° также Думе необходимо внести изменения РІ бюджет.
Р’ судебное заседание третье лицо РћР“РБДД РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Некрасовскому району Ярославской области РЅРµ явилось, извещено надлежащим образом.
Ранее РІ судебном заседании ДД.РњРњ.ГГГГ представитель третьего лица РћР“РБДД РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Некрасовскому району Ярославской области Мольков Рђ.Рњ. исковые требования поддержал, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что лично замерял ширину полосы движения РЅР° данной РґРѕСЂРѕРіРµ, РѕРЅР° составляет <данные изъяты> метра. Транспортное сообщение между населенным пунктом <адрес> Рё <адрес> необходимо, РЅРѕ также требуется, чтобы осуществленные данных перевозок отвечало требованиям безопасности. Р’ настоящее время основными проблемами РїРѕ безопасности является, что РјРѕСЃС‚ через СЂ. <данные изъяты> признан аварийным, было решение РѕР± обязании произвести капитальный ремонт моста, РЅР° сегодняшний день разрешенная масса транспорта, чтобы РїРѕ мосту РјРѕР¶РЅРѕ было проехать РґРѕ 8 тонн; должен быть освещен пешеходный переход через <адрес>, это понтонный РјРѕСЃС‚ Рё барьерное ограждение Сѓ водоемов <данные изъяты> Рё <данные изъяты> РЅРµ приведено РІ соответствие СЃ требованием ГОСТ. Барьерное ограждение РЅР° водоемах есть, РЅРѕ РѕРЅРѕ РЅРµ соответствует требованиям ГОСТ. Данная РґРѕСЂРѕРіР° V категории, РЅР° ней РјРѕР¶РЅРѕ организовать транспортное сообщение Рё эксплуатировать автобусы категории Рњ2. Если будет организовано транспортное сообщение автобусами категории Рњ2, то ширина РґРѕСЂРѕРіРё соответствует требованиям безопасности.
В судебное заседание третье лицо Департамент дорожного хозяйства Ярославской области не явилось, извещено надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представило.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения <адрес>, протяженность <данные изъяты> принадлежит Департаменту транспорта Ярославской области, ей присвоена V категория, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ярославской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-54, 55-63).
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» определяет правила классификации существующих автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств. К автодорогам V категории предъявляются следующие требования: число полос движения - 1; ширина полосы движения - 3,5-4,5 м; ширина обочины - 1-1,75 м.
Согласно пункту 61 приказа Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств в безопасной эксплуатации» маршруты регулярных перевозок пассажиров автобусами организуются на автомобильных дорогах I - IV категорий. Регулярное автобусное движение на участках дорог V категории может быть организовано в целях осуществления автобусных перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также местных уширений проезжей части, достаточных для разъезда транспортных средств в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления движения с соблюдением Правил дорожного движения и требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, обеспечивающим данные перевозки.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 13.12.2016, с изм. от 29.03.2017) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТРТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») к категории М2 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Жители <адрес> обратились к депутату Ярославской областной Думы Балабаеву С.А. с жалобой на отсутствие транспортное сообщения между <адрес> с другими населенными пунктами района (л.д. 6-7).
В ходе проведенной проверки прокуратурой Некрасовского района было установлено, что транспортное обслуживание населения между <адрес> и <адрес> отсутствует, перевозки регулярными маршрутами автомобильным транспортом общего пользования не осуществляются. Условия для предоставления транспортных услуг населению не созданы.
С учетом положений ч. 3,4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Рные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений, РЅРµ отнесенные Рє вопросам местного значения сельских поселений РІ соответствии СЃ частью 3 настоящей статьи, РЅР° территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Р’ этих случаях данные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ являются вопросами местного значения муниципальных районов.
<адрес> является населенным пунктом постоянного проживания жителей, фактически социальная потребность в организации транспортного сообщения имеется, что подтверждается в том числе и обращением граждан.
В <адрес> также находится и важный инфраструктурный объект района - санаторий <данные изъяты>
Выявленные нарушения закона нарушают права жителей населенных пунктов Некрасовского района на обеспечение транспортной доступности других населенных пунктов, в том числе районного центра - <адрес>, органов государственной власти и местного самоуправления, социальных, медицинских и иных учреждений, которые расположены в значительном удалении от места их проживания.
Уставом сельского поселения Некрасовское полномочия по организации транспортного сообщения между населенными пунктами поселения не предусмотрены, срок соглашения истекает ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вопрос местного значения, как предусмотренный частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенный к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений должен решаться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что РІРѕРїСЂРѕСЃ местного значения РїРѕ организации транспортного сообщения между <адрес> Рё <адрес> РЅРµ решен, что свидетельствует Рѕ неисполнении полномочий администрацией Некрасовского муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Обязать Администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать транспортное обслуживание населения по маршруту: <адрес> до разворотной площадки <адрес>, автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2, согласно приложению №1 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 13.12.2016, с изм. от 29.03.2017) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТРТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»).
Решение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд.
РЎСѓРґСЊСЏ РЁРёС…РѕРІР° Р•.Р®.