Дело № 2-196/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Шантенковой Н.М.,
при секретаре Петровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н. о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты>, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения о переводе из общей очереди в категорию инвалидов, об обязании администрации <данные изъяты> Чувашской Республики рассмотреть надлежащим образом заявление от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л :
Н. с учетом последующих уточнений обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты>, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении его письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения о переводе из общей очереди в категорию инвалидов, об обязании администрации <данные изъяты> Чувашской Республики рассмотреть надлежащим образом заявление от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <данные изъяты> с обращением о рассмотрении и принятии решения о переводе его из общей очереди в категорию инвалидов в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»; о предоставлении заверенных копий уточненных реестров лиц, принятых на учет, о предоставленных жилых помещениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также письменных уведомлений социальных работников <данные изъяты> о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, о других условиях их предоставления инвалидам. Данное обращение мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена первая группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой <данные изъяты>, и по состоянию здоровья в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. №817 он имеет право на дополнительную площадь.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> направила ему письменное уведомление, в котором указала, что он имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Однако, из содержания данного уведомления невозможно установить, принято ли решение или отказано в принятии решения о его переводе из общей очереди в категорию инвалидов.
Бездействие администрации <данные изъяты>, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении письменного заявления о принятии решения о его переводе из общей очереди в категорию инвалидов, нарушает его конституционные права и свободы, как гражданина РФ, в частности права на жилище, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
Заявитель Н., извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в представленном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, реализовав свое право на участие в судебном заседании через представителя.
Представитель заявителя Н.- А., действующий на основании доверенности, поддержал заявление с последующим уточнением по изложенным в нем основаниям, дополнив, что при рассмотрении заявления Н. администрацией <данные изъяты> был нарушен 30 дневный срок его рассмотрения, то есть нарушен п.10 ст.4 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений»; также нарушены п.п.12,13 статьи 4 данного закона, ст.52 Жилищного кодекса РФ, так как заявление не рассмотрено в надлежащем порядке, по нему не принято отдельное решение, ответ администрации носит лишь уведомительный характер.
Представитель заинтересованного лица:администрации <данные изъяты> В., действующая на основании доверенности, считала заявление Н. не подлежащим удовлетворению, пояснив, что заявление Н. от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в администрацию <данные изъяты>, о принятии решения о переводе из общей очереди в категорию инвалидов, было надлежащим образом рассмотрено и на него ДД.ММ.ГГГГ заявителю был дан ответ. Принятия какого-либо отдельного письменного решения по данному заявлению не требовалось. За заявителем было признано право на дополнительную жилую площадь и заявителю было разъяснено о том, что при предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма по установленным нормам в порядке очередности, исходя из времени подачи заявления, будет учтено его право на дополнительную жилую площадь. Заявитель Н. состоит в общей очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с установлением ему инвалидности ввиду имеющегося у него заболевания он имеет право на дополнительную жилую площадь, однако, отдельные списки по указанной категории граждан не ведутся. Несвоевременная дача ответа на заявление Н. не повлекла существенного нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заслушав представителя заявителя Н. - А., представителя администрации <данные изъяты> В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, исходя из положений статей 247, 249 ГПК Российской Федерации, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно на лицо, которое их обжалует.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 4 п.1 ст.10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 12 данного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Н. обратился в администрацию <данные изъяты> с заявлением о рассмотрении и принятии решения о переводе из общей очереди в категорию инвалидов в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь»; о предоставлении заверенных копий уточненных реестров лиц, принятых на учет, о предоставленных жилых помещениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также письменных уведомлений социальных работников <данные изъяты> о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, о других условиях их предоставления.
В тот же день данное заявление было зарегистрировано в администрации <данные изъяты> за вход. №.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, решение иных вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.9 ст.4 Закона Чувашской Республики №42 от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» заявления граждан о принятии на учет, а также представленные документы, рассматриваются органом, осуществляющим принятие граждан на учет.
Согласно Положению сектора учета и распределения жилья администрации <данные изъяты> основными задачами и функциями указанного сектора являются обеспечение выполнений единого порядка учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № администрация <данные изъяты> на указанное заявление направила Н. письменное сообщение, в котором указала, что «в соответствии со ст. 109 ЖК РФ, ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. №817. Согласно представленному решению КЭК № заболевание заявителя входит в указанный перечень.Граждане, подтвердившие наличие у них заболевания, входящего в указанный Перечень, состоят в очереди нуждающихся в жилых помещения по договорамсоциального найма. При предоставлении жилого помещения по договору социальногонайма, по установленным нормам в порядке очередности, исходя из времени подачи заявления, учитывается право на дополнительную жилую площадь. Отдельныесписки по указанной категории лиц не ведутся.В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ "О персональных данных" предоставление заверенных копий Списков лиц принятых на учет не предоставляется возможным». Дополнительно заявителю сообщено, что для предоставления ему информации о видах и формах предоставления социального обслуживания отдельных категорий лиц администрация <данные изъяты> направила письмо в <данные изъяты>.
Данное заявление рассмотрено должностным лицом органа, осуществляющего полномочия по учету, распределению жилья, <данные изъяты>, в рамках предоставленных должностных полномочий, предусмотренных Положением сектора учета и распределения жилья администрации <данные изъяты>, разделами <данные изъяты> Должностных инструкций <данные изъяты>.
Обсуждая доводы заявителя и его представителя о несоблюдении администрацией <данные изъяты> порядка рассмотрения указанного заявления, выразившегося в непринятии отдельного письменного решения о переводе заявителя из общей очереди в категорию инвалидов, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела Постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Н. принят в общую очередь на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. Согласно списку заявитель состоит в указанной очереди под №.
Согласно справке серии <данные изъяты>, выданной ДД.ММ.ГГГГ, Н. является инвалидом первой группы в связи с общим заболеванием, инвалидность установлена бессрочно.
По заключению <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Н. имеет право на дополнительную площадь по состоянию здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную площадь».
В соответствии с п.7 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную площадь», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. №817, Н. по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с п.5 вышеуказанной статьи Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Аналогичная норма содержится в п.10 ст.4 Закона ЧР №42 от 17 октября 2005 года.
В соответствии с п.п.12,13 ст.4 Закона Чувашской Республики №42 от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» граждане, принятые на учет, включаются в списки очередности на получение жилых помещений. Учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, и граждан, отнесенных к иным категориям федеральным законом и настоящим законом, ведется по отдельным спискам.
Как установлено судом и не оспаривалось представителями заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании заявитель Н. состоит в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, под № от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с установлением Н. инвалидности в ДД.ММ.ГГГГ он в соответствии с п.4 ч.1 ст.11 Закона ЧР №42 от 17 октября 2005 года относится к иным категориям граждан, имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со ст.17 которого инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Как установлено судом, имеющееся у Н. заболевание дает ему лишь право на дополнительную жилую площадь.
Поскольку Жилищный кодекс РФ не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, они приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности, ведения отдельного списка для указанной категории граждан, к которой также относится и заявитель, не требуется, в том числе и принятия какого-либо отдельного решения о переводе заявителя из общей очереди в категорию инвалидов либо в отказе такого перевода.
Обсуждая доводы заявителя, его представителя о том, что был нарушен срок дачи ответа заявителю, что является самостоятельным основанием для признания действий администрации незаконными, суд приходит к следующему.
Как установлено судом заявление Н. поступило в администрацию <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Письменное сообщение на указанное заявление дано лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя <данные изъяты> месяца.
Однако нарушение срока направления сообщения на поступившее заявление не может являться основанием для признания данного ответа незаконным, поскольку судом установлено, что форма, основания, процедура рассмотрения заявления были соблюдены. Само по себе нарушение срока рассмотрения заявления не свидетельствует о существенном несоблюдении установленного порядка его рассмотрения.
Письменное сообщение администрации, направленное заявителю в ходе рассмотрения его заявления, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения, и при его составлении нарушения прав и законных интересов заявителя не допущено, в связи с чем оно является законным и обоснованным.
Учитывая, что собранные по делу доказательства позволяют установить все обстоятельства, юридически значимые для разрешения возникших спорных правоотношений, суд считает, что заявленные требования Н. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194,198,199,258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Н. о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты>, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении письменного заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения о переводе из общей очереди в категорию инвалидов, об обязании администрации <данные изъяты> рассмотреть надлежащим образом заявление от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М.Шантенкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.