25RS0004-01-2020-006952-04
Дело № 2- 2266/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года гор. Владивосток
Первореченский районный суд гор. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Смадыч Т.В.
при помощнике Торосян А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к Трифоновой Надежде Александровне о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее Территориальное управление), в соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49 является органом, наделенным полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Приморского края.
Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 154 360+/-137 кв.м., имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 176 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> является собственностью Российской Федерации. В границах данного участка расположен жилой дом с кадастровым номером №, площадью 141,6 кв.м., адрес <адрес>, который находится в собственности Трифоновой Надежды Александровны. В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется на основе принципа платности. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Часть земельного участка, на которой расположен дом ответчика, имеет площадь 1 177 кв.м., в связи с чем, на основании отчета об оценке от 03.02.2020 №, истцом произведен расчет суммы за фактическое пользование частью земельного участка за период с 01.05.2013 по 30.01.2020. Согласно расчету истца, сумма за фактическое пользование ответчиком спорным участком площадью 1 177 кв.м. составила 1 129 421,53 рубль.
По этим основаниям просил суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение за фактическое пользование земельным участком за период с 01.05.2013 по 30.01.2020 в размере 1 129 421,53 рубль.
Впоследствии истец требования уточнил, окончательно просил суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение за фактическое пользование земельным участком, за период с 02.12.2017 по 30.01.2020 в размере 385 394,94 рубля.
В судебное заседании представитель истца не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании требования иска не признал по доводам письменных возражений. Полагал расчет истца неверным, в связи с чем представил свой расчет права требования истца.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.08 № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). При этом одна из основных функций Росимущества - защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом (пункт 5 вышеуказанного постановления).
Территориальное управление в соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49 является органом, наделенным полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного в Приморском крае.
В силу п.7 ч.1 ст.1 ЗК РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
В соответствии с ч.1 ст.65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Часть 2 ст.1102 ГК РФ предусматривает, что правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Следовательно, для применения названной нормы права необходимым условием является отсутствие правовых оснований или договорных отношений, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.
Таким образом, неосновательное обогащение имеет место при отсутствии у приобретателя правовых оснований на чужое имущество.
Для применения статьи 1102 ГК РФ необходимо наличие объективного результата: факт неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания. Под правовыми основаниями следует понимать разного рода юридические факты, дающие субъекту основание на получение имущественного права. Перечень юридических фактов, перечисляющих основания возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотрен статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения ответчиком имущества либо денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер. Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании п.1 Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.
Подпунктом «а» пункта 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно п. п. "в" п. 3 "Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента в отношении: земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных.
Арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3-5 настоящих Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (п. 6).
Таким образом, в соответствии с данными принципами определения размеров арендной платы, при предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства, арендная плата рассчитывается в размере 0,6 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (п. п. "в" п. 3 указанных Основных принципов).
Положения пункта 6 указанных Основных принципов будет применяться только в случаях, не указанных в пунктах 3- настоящих Правил.
Как указано в п.1.2 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2016 № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 154 360+/-137 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 176 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> является собственностью Российской Федерации, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 30.07.2020.
В границах вышеназванного земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером №, площадью 141,6 кв.м, по адресу <адрес>, принадлежащий ответчику, что подтверждается выпиской из ЕГРПН от 02.12.2019. Документы, подтверждающие право на земельный участок, у ответчика отсутствуют, доказательств обратного материалы дела не содержат, а потому, на основании ч. 1 ст. 65 ЗК РФ, ст.ст. 1102, 1103 ГК РФ ответчик получил неосновательное обогащение при использовании данного земельного участка, которое подлежит взысканию в пользу Российской Федерации.
Сторонами не оспаривалось, что плата за пользование земельным участком должна производиться на основе принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, ранее 13.09.2013 представителем ответчика Трифоновой Н.А.-Носковой В.В. в адрес истца было направлено заявление о разделении спорного земельного участка с кадастровым номером № В этом письме указано на фактическое использование ответчиком земельного участка площадью 1 177 кв.м., из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для обслуживания жилого дома.
Письмом от 30.06.2020 истцом было указано ответчику о необходимости в срок до 20.07.2020 произвести оплату, за фактическое пользование земельным участком площадью 1 177 кв.м., в размере 1 129 421,53 рубль.
Оплата не была произведена.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Согласно представленному истцом расчету, сумма неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком за период с 02.12.2017 по 30.01.2020 составляет 385 394,94 рубля.
Между тем суд полагает, что данный расчет не может быть принят во внимание. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен Постановлением администрации гор. Владивостока от 11.05.2001 № ДВО РАН для малоэтажной коттеджной застройки в районе <адрес>, то есть ответчик им не самовольно завладел, является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № с расположенными на нем жилыми домами передан в казну Российской Федерации с разрешенным использованием «для строительства малоэтажной коттеджной застройки <адрес> и дальнейшей эксплуатации объекта», в соответствии п.1 ст.39.2 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, следовательно, земельный участок (часть его) не может быть предоставлен иным лицам с проведением торгов и/или для иных целей, а потому плата за пользование земельным участком определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента в год.
Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 154 360+/-137 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 176 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, установлена в размере 253 435 966 рублей.
Следовательно, арендная плата за 1 177 кв.м. составляет 11 594,74 рубля (253435966: 154 360 х 1 177 кв.м. х 0,6%) в год или 966,23 рублей в месяц. За заявленный истцом уточненный период с 02.12.2017 по 30.01.2020 неосновательное обогащение составляет 25 121,98 рубль, которое подлежит взысканию с ответчика в указанном размере.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета Владивостокского городского округа в размере 953,66 рубля.
Руководствуясь ст. ст. 13, 100, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - удовлетворить частично.
Взыскать с Трифоновой Надежды Александровны в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае сумму неосновательного обогащения за период с 02.12.2017 по 30.01.2020 в размере 25 121,98 рубль.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Трифоновой Надежды Александровны в доход муниципального бюджета Владивостокского городского округа государственную пошлину в размере 953,66 рубля.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд гор. Владивостока.
Председательствующий: