Дело № 2-4614/2018
32RS0027-01-2018-005090-90
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
04 октября 2018 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Склянной Н.Н.,
при секретаре Кондратенко Ю.А.,
с участием представителя истца Овсянниковой К.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Управления имущественных Рё земельных отношений Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации Рє Рзаеву Р.РЇ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что между Брянской городской администрацией и К. заключен договор аренды земельного участка от 21.02.2006 №35507, в соответствии с которым земельный участок, расположенный <адрес>, общей площадью 1 837 кв.м предоставлен К. для использования кирпичного склада №....
Согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ переуступке прав РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды РѕС‚ 31.05.2014Рі. арендатором указанного земельного участка выступал Рзаев Р.РЇ.
Р’ соответствии СЃ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј РѕС‚ 26.06.2018Рі. РѕР± уступке прав РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды, Рзаев Р.РЇ. передал права Рё обязанности РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка в„–35507 РѕС‚ 21.02.2006Рі. РЎ.
В пункте 6 данного договора уступки права указано, что договор считается заключенным с момента его государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.
<дата> произведена государственная регистрация переуступки права по договору аренды №35507 от 21.02.2006г., в соответствии с которой арендатором указанного земельного участка является С.
Земельный участок относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Срок действия договора аренды земельного участка установлен с 01.03.2006 по 01.03.2055г.
Ответчик ненадлежащим образом исполняет обязательства об уплате арендной платы, задолженность ответчика перед муниципальным образованием «город Брянск» по арендной плате за период с 01.10.2017 по 05.07.2018 составляет 92178 руб. 48 коп. за просрочку основного платежа.
Общая сумма пеней за просрочку уплаты платежей ответчиком за период с 16.12.2017 по 05.07.2018 составляет 2487 руб. 65 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору в части своевременного и полного внесения арендной платы, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации письмом от 13.07.2018 № 29/6-8399 уведомило ответчика об образовавшейся задолженности, однако данное требование о погашении задолженности ответчиком не исполнено.
На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчика задолженность по договору аренды от 21.02.2006г. №35507 за период с 01.10.2017г. по 05.07.2018г. в размере 92 178,48 руб., пени за период с 16.12.2017г. по 05.07.2018г. в размере 2 487,65 руб.
В судебном заседании представитель истца Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Овсянникова К.А. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Ответчик Рзаев Р.РЇ. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведения Рѕ причинах неявки отсутствуют.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что между Брянской городской администрацией в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству городской администрации, действующего на основании Положения о Комитете по земельным ресурсам землеустройству городской администрации Л. (арендодатель) и К. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 21.02.2006 №35507, в соответствии с которым земельный участок, расположенный <адрес>, общей площадью 1 837 кв.м. предоставлен арендатору для использования кирпичного склада №....
Согласно п. 1.1 договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (участок) площадью 1 837 кв.м., расположенный <адрес>, из категории земель: земли поселений, с кадастровым №..., для использования в целях: для использования кирпичного склада №.... Срок аренды участка 49 лет, устанавливается с 01.03.2006г. по 01.03.2055г. (п. 2.1 договора).
Разделом III договора аренды установлен размер и условия внесения арендной платы, согласно п. 3.2 размер арендной платы устанавливается в соответствии с расчетом арендной платы, определенным в приложении к договору и являющимся неотъемлемой частью договора. Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка (п. 3.3 договора). Арендная плата вносится в УФК по Брянской области ежеквартально равными долями не позднее 15 числа последнего месяца квартала (п. 3.4 договора).
Днем оплаты считается день поступления средств на бюджетный счет получателя (п. 3.5 договора).
Пунктом 3.8 договора предусмотрено, что неиспользование участка после заключения договора аренды не является основанием для неуплаты арендных платежей арендодателю.
В соответствии с пп. 4.4.1 договора, арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора.
Арендатор обязан уплачивать в размере и на условиях, установленных договором, арендную плату (пп. 4.4.5 договора).
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, в случае невыполнения одной из сторон (виновная сторона) обязательств по настоящему договору (вина) другая сторона направляет виновной стороне письменное уведомление с изложением фактов вины. Если вина не будет устранена в течение 14 календарных дней с момента даты получения уведомления, то может быть предъявлен иск о возмещении убытков в результате вины или применены санкции в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пп. 4.2.1 Договора Арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора.
Пунктом 3.6. Договора предусмотрено, что в случае неуплаты арендных платежей в установленный Договором срок Арендатор уплачивает Арендодателю пени из расчета действующей на момент образования недоимки за каждый день просрочки.
21.02.2006 г. сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № 35507 от 21.02.2006 г., прошел государственную регистрацию <дата> в установленном законом порядке.
В соответствии с договором об уступке прав по договору аренды от 28.11.2007 Б.Н., действующая от имени К., переуступила права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №35507 от 21.02.2006 Б.Т.
Согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ РѕР± уступке прав РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка РѕС‚ 31.05.2014Рі. Р‘.Рќ., действующая РѕС‚ имени Р‘.Рў., уступила СЃРІРѕРё права Рё обязанности РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка Рзаеву Р.РЇ. Договор зарегистрирован Управлением Росреестра РїРѕ Брянской области.
26.06.2018 РіРѕРґР° между Рзаевым Р.РЇ. (цедент) Рё РЎ. (цессионарий) заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕР± уступке прав РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды.
Согласно п.1 договора, цедент уступает свои права и обязанности по договору об уступке прав по договору аренды (договор аренды от 21.02.2006 №35507 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области <дата> №..., заключенному с Брянской городской администрацией в лице председателя Комитета по Земельным ресурсам и землеустройству городской администрации Л.) от 31.05.2014 года, зарегистрированному в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области <дата> №... земельного участка общей площадью 1 837 кв.м, с кадастровым №..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, находящийся по <адрес> цессионарию, а цессионарий принимает на себя права и обязанности и обязуется исполнять их надлежащим образом, в соответствии с указанными условиями и в пределах срока вышеуказанного договора аренды земельного участка.
Срок аренды с 01.03.2006г. по 01.03.2055г.
РР· Рї.6 РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° следует, что РґРѕРіРѕРІРѕСЂ считается заключенным СЃ момента его государственной регистрации РІ Федеральной службе государственной регистрации, кадастра Рё картографии.
06.07.2018г. произведена государственная регистрация переуступки права по договору аренды №35507 от 21.02.2006г., в соответствии с которой арендатором указанного земельного участка является С.
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующее.
Частью 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные Федеральным законом от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона № 137-ФЗ актами Правительства РФ, остались в не разграниченной государственной собственности.
Правовые основы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске регламентируются Законом Брянской области от 9 октября 2006 года № 76-3 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области – г. Брянска», статься 1 которого предусматривает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым Губернатором Брянской области. Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске устанавливается Губернатором Брянской области.
Постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006г. №641 функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, возложены на управление имущественных отношений Брянской области.
Утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска. Установлено, что администрирование платежей по заключенным договорам аренды земельных участков осуществляется управлением имущественных отношений Брянской области в соответствии с компетенцией, определенной Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области.
С 01.03.2015г. вступил в законную силу Федеральный закон от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В связи с перераспределением полномочий в силу ст. 125 ГК РФ к Брянской городской администрации с 01.03.2015 перешли все права и обязанности арендодателя по договорам аренды в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2015г. № 168 принято Положение об управлении и распоряжении земельными участками на территории города Брянска, согласно п. 2.2 которого к полномочиям Брянской городской администрации относится, в том числе, заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Брянска, проекты которых подготавливает Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (п. 23 Положения).
В соответствии с Положением, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 №95 (в редакции от 29.04.2015) Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (Управление) является отраслевым (функциональным) органом Брянской городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности города Брянска, за исключением жилых помещений в муниципальном жилищном фонде и земельных участков, а также организационно-технические функции в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Брянска, и земельных участков, расположенных на территории города Брянска, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 3.1 Положения, Управление осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города Брянска и источников финансирования дефицита бюджета города Брянска по видам доходов, утверждаемых решением Брянского городского Совета народных депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
На основании п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ Управление, как администратор доходов бюджета, обладает следующими полномочиями, в том числе: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Согласно со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 процентов.
Постановлением Администрации Брянской области от 07.12.2007г. №973 «Об установлении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (действующим на момент возникновения правоотношений) утверждены Размеры арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории административного центра Брянской области - города Брянска, условия и сроки ее внесения в областной бюджет.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Суд принимает во внимание, что ответчик принял на себя все права и обязанности по договору аренды, в том числе, и ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по внесению арендной платы в установленный договором срок.
Ответчик ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, предусмотренные договором аренды, в части своевременной и полной выплаты арендной платы. Арендная плата вносилась нерегулярно, с систематическими просрочками, в связи с чем, за период с 01.10.2017г. по 05.07.2018г. образовалась задолженность.
В адрес ответчика Управлением имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации 13.07.2018 г. была направлена претензия с требованием погашения задолженности по арендной плате и пени. Однако задолженность не погашена.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно представленному истцом расчету, у ответчика образовалась задолженность по арендной плате и пени за просрочку уплаты платежей в размере 94 666,13 руб., из которых: 92 178,482 руб. – основной долг за период с 01.10.2017 по 05.07.2018; 2 487,65 руб. – пеня за период с 16.12.2017 по 05.07.2018.
Суд, проверив данный расчет, находит его правильным, составленным в соответствии с условиями договора аренды земельного участка.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, а односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда, выраженной в Постановлении Пленума Верховного суда № 7 от 24.03.2016г. «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). Заранее установленные условия договора о неприменении или ограничении применения статьи 333 ГК РФ являются ничтожными (пункты 1 и 4 статьи 1, пункт 1 статьи 15 и пункт 2 статьи 168 ГК РФ). По смыслу статей 332, 333 ГК РФ, установление в договоре максимального или минимального размера (верхнего или нижнего предела) неустойки не являются препятствием для снижения ее судом. Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ). При взыскании неустойки с иных лиц правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ). В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о такой несоразмерности (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ). При наличии в деле доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, суд уменьшает неустойку по правилам статьи 333 ГК РФ.
Рсследовав материалы дела, учитывая размер задолженности РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ долгу Рё СЃСѓРјРјС‹ неустойки, принимая РІРѕ внимание соразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательств РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отсутствии достаточных оснований для применения РїРѕ данному делу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё уменьшения размера взыскиваемой СЃ ответчика неустойки.
На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом как следует из положений данной статьи, в этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствам Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Брянск государственной пошлины в сумме 3 039,98 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
РЕШРР›:
Рсковые требования Управления имущественных Рё земельных отношений Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации Рє Рзаеву Р.РЇ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка удовлетворить.
Взыскать СЃ Рзаева Р.РЇ. РІ пользу Управления имущественных Рё земельных отношений Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации задолженность РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка Р·Р° период СЃ 01.10.2017 РіРѕРґР° РїРѕ 05.07.2018 РіРѕРґР° РІ СЃСѓРјРјРµ 92 178,48 рублей; пени Р·Р° просрочку платежей Р·Р° период РІ 16.12.2017 РіРѕРґР° РїРѕ 05.07.2018 РіРѕРґР° РІ СЃСѓРјРјРµ 2 487,65 рублей.
Взыскать СЃ Рзаева Р.РЇ. РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета муниципальное образование РіРѕСЂРѕРґ Брянск государственную пошлину РІ СЃСѓРјРјРµ 3 039,98 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Склянная
Резолютивная часть решения суда оглашена 04.10.2018 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 09.10.2018 г.