ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2024 года по делу № 33-5462/2024
(в суде первой инстанции дело № 2-1218/2024, УИД 27RS0001-01-2024-000236-52)
г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сосновского А.В.
судей Пестовой Н.В., Железовского С.И.
при секретаре Шадрина Б.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукьяновой Ю.А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, назначить досрочно страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 07 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю Рыбаковой Е.В., действующей на основании доверенности от 13 ноября 2023 г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лукьянова Ю.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО о возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, назначить досрочно страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 13 марта 2023 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа. Решением от 17 марта 2023 года № 1152 ответчиком отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального 30-летнего стажа. В специальный стаж зачтены период работы, составляющие совокупно 29 лет 28 дней. В специальный стаж истца ответчиком не включен ряд периодов трудовой деятельности, в том числе период с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года (8 лет 8 месяцев 12 дней) в должности медицинской сестры в ФКУ ИК №12 УФСИН России по Хабаровскому краю. С принятым решением в части не включения указанного периода работы, не согласна. Отказывая во включении в специальный стаж указанного периода работы, ответчик указал, что работа осуществлялась в учреждении, не поименованном в списке должностей и учреждений, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, а также в структурном подразделении, не поименованном в пункте 6 Правил, утверждённых указанным постановлением. Однако, как следует из абзаца 3 пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просила суд, с учетом уточнения исковых требований, возложить обязанность на ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период трудовой деятельности истца в Доме ребенка ФКУ «ИК №12 УФСИН России по Хабаровскому краю» в должности медицинской сестры с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца за исключением периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком с 14 февраля 2003 года по 21 августа 2003 года и с 01 января 2005 года по 31 мая 2005 года; возложить обязанность на ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости досрочно с 13 марта 2023 года; взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб..
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 07 мая 2024 года исковые требования Лукьяновой Ю.А. удовлетворены частично.
На отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы Лукьяновой Ю.А. в Доме ребенка ФКУ «ИК №12 УФСИН России по Хабаровскому краю в должности медицинской сестры с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца за исключением периодов с 14 февраля 2003 года по 21 августа 2003 года и с 01 января 2005 года по 31 мая 2005 года.
На отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области возложена обязанность назначить Лукьяновой Ю.А. страховую пенсию по старости с 13 марта 2023 года.
С отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в пользу Лукьяновой Ю.А. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы Лукьяновой Ю.А. в Доме ребенка ФКУ «ИК №12 УФСИН России по Хабаровскому краю в должности медицинской сестры с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО подало апелляционную жалобу, в которой просит его в указанной части отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что Лукьянова Ю.А. в спорный период осуществляла трудовую деятельность в учреждении - не относящемуся к учреждениям системы здравоохранения, и в котором не выделены в качестве структурного подразделения медицинский кабинет, медицинский пункт либо здравпункт (Дом ребёнка в ФКУ ИК-12 УФСИН по Хабаровскому краю). Спорный период работы истца с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года в должности медицинской сестры, в том числе старшей, Дома ребёнка в ФКУ ИК-12 УФСИН по Хабаровскому краю обоснованно ответчиком не засчитан в специальный стаж, поскольку указанное учреждение не поименовано в разделе «Наименование учреждений» Списка № 781, кроме того, структурное подразделение «Дом ребёнка» не поименовано в пункте 6 Правил №781, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Таким образом, суд первой инстанции неверно пришел к выводу о том, что «Дом ребёнка ФКУ ИК-12 УФСИН» фактически является специализированным домом ребёнка, выполняющим функции учреждения здравоохранения и о включении в специальный стаж периода работы Лукьяновой Ю.А. в Доме ребёнка ФКУ ИК № 12 УФСИН России по Хабаровскому краю в должности медицинской сестры с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года. Кроме того, неверным является и вывод суда о том, что «Дом ребёнка ФКУ ИК-12 УФСИН» является специализированным домом ребёнка, выполняющим функции учреждения здравоохранения. Дом ребенка ФКУ ИК-12 УФСН России по Хабаровскому краю, как следует из положения об организации деятельности, создан для воспитания детей.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Лукьянова Ю.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Лукьянова Ю.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Хабаровского краевого суда, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщила. С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю Рыбакова Е.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Дополнительно пояснила, что настаивают на отмене решения суда, по доводам апелляционной жалобы, в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ2, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лукьянова Ю.А. в период с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года работала в ФКУ «Исправительная колония №12 УФСИН по Хабаровскому краю» в должности медицинской сестры группы новорожденных дома ребенка в ФКУ ИК №12 УФСИН России по Хабаровскому краю, и с 14 февраля 2003 года по 21 августа 2003 года и с 01 января 2005 года по 31 мая 2005 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
13 марта 2023 года Лукьянова Ю.А. обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением № 1152 от 17 марта 2023 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом не засчитан период работы с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года в должности медицинской сестры группы новорожденных Дома ребенка в ФКУ ИК №12 УФСИН России по Хабаровскому краю, так как работа осуществлялась в учреждении, не поименованном в Списке от 29 октября 2002 года №781, а также в структурном подразделении, не поименованном в пункте 6 Правил от 29 октября 2002 года №781.
Согласно решению ответчика Лукьянова Ю.А. на дату обращения имеет 29 лет 00 месяцев 28 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 года № 781.
Как следует из положения об организации деятельности Дома ребенка ФКУ ИК-12 УФСИН России по Хабаровскому краю в уголовно-исполнительной системе создаются дома ребенка. Дом ребенка создан при женской колонии №12 и является ее структурным подразделением (пункт 1.1). Дом ребенка является лечебно-профилактическим учреждением охраны материнства и детства УИС (пункт 1.2). В Доме ребенка воспитываются детей в возрасте от 0 до 3-х лет (пункт 1.8). Основными задачами и функциями Дома ребенка являются (пункт 2.1): уход и воспитание детей, организация и проведение профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационно-оздоровительных мероприятий, оценки их эффективности, комплексная оценка состояния здоровья детей, наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей, оказание им медицинской помощи.
В Дом ребенка дети поступают из родильных домов, а также из СИЗО вместе с осужденными матерями (пункт 3.7), из Дома ребенка дети выписываются при освобождении матери, передаче под опеку или переводе в детский дом.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры Дома ребенка ИК-12 УИН МЮ РФ по Хабаровскому краю от 15 июня 2004 года, от 17 сентября 2005 года, функциональным обязанностям от 18 января 1999 года, Лукьянова Ю.А. в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РФ, нормативными правовыми актами МЮ РФ. Отвечает за жизнь и здоровье, развитие детей, осуществляет кормление, прогулки, уход за детьми. Точно выполняет врачебные назначения, соблюдает режим дня, осуществляет физическое воспитание, закаливание детей, своевременно выявляет заболевшего в группе ребенка, при необходимости самостоятельно оказывает срочную помощь или госпитализирует его, отвечает за санитарное состояние группы, контролирует качество уборки, следит за чистотой воздуха, правильно хранит и выдает медикаменты, ведет медицинскую документацию, производит забор материала для лабораторных исследований.
С целью получения юридической помощи в суде истец обратился к Шуйской Т.С., заключив с ней договор на оказание правовых услуг от 20 октября 2023 года.
Услуги Шуйской Т.С. оплачены истцом в полном объеме, согласно заключенному договору, что подтверждается соответствующим платежным документом, признанными судом достаточными доказательствами несения расходов.
Представитель истца проделал следующую работу: подготовил и подал исковое заявление в суд, представлял интересы истца на подготовке дела к судебному разбирательству, а также в двух судебных заседаниях.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснениями, изложенными в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О, исходил из того, что Дом ребенка, созданный при женской колонии №12, фактически является специализированным домом ребенка, выполняющим функции учреждения здравоохранения, с учетом его особого режимного статуса, при этом указанное учреждение имеет в штате должность медицинской сестры, а фактически медицинской сестры ясельной группы с возложением на нее соответствующих функций по охране здоровья детей. Само по себе наличие такого учреждения, созданное Министерством юстиции Российской Федерации, а в дальнейшем УФСИН России, а не Министерством здравоохранения обусловлена особым режимом и требованиям при исполнении наказания, связанной с изоляцией от общества, оставляя при этом весь функционал учреждений здравоохранения, в том числе дом ребенка (в том числе специализированного). В связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении требования истца в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца в должности медицинской сестры с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца за исключением периодов с 14 февраля 2003 года по 21 августа 2003 года и с 01 января 2005 года по 31 мая 2005 года (периода нахождения в отпусках по уходу за ребенком).
Удовлетворяя требование истца в части возложения обязанности на ответчика назначить страховую пенсию по старости с 13 марта 2023 года, суд исходил из того, что на момент обращения в этот день, с учетом льготного исчисления специального стажа, зачтенного судом, общая продолжительность специального стажа составила более 30 лет, необходимого для досрочного назначения пенсии по старости.
Разрешая требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя, суд, установив факт несения данных расходов истцом по настоящему делу, и с учетом требования разумности, объема проделанной представителем истца юридической работы, характер и степень сложности спора, длительность рассмотрения дела, время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, позиции ответчика, экономической обоснованности произведенных расходов, удовлетворении требований истца, а также исходя из правоотношений и специфики рассмотренного спора, принимая во внимание объект судебной защиты и объем защищаемого права, категорию спора, пришел к выводу, что сумма расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере 40 000 руб. является явно завышенной и не соответствующей требованиям разумности и справедливости, в связи с чем взыскал судебные расходы в размере 20 000 руб..
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Из представленных учредительных документов следует, что работа истца в период с 01 апреля 1997 года по 11 декабря 2005 года протекала в бюджетном учреждении, именуемом как «Исправительная колония», при этом вышеуказанное учреждение не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 627.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года № 529н, исправительная колония и структурные подразделения исправительных колоний в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Устанавливая в Федеральном законе № 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который предусматривает возможность зачета в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периодов работы в домах ребенка в должности медицинской сестры.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, в настоящее время также действует правило о включении в специальный стаж периодов работы исключительно в учреждениях здравоохранения.
Вместе с тем, в пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года № 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:
- в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
- в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
- в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
- в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Применяя данную норму Правил, судебная коллегия учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 23 сентября 2010 года № 1183-О-О, согласно которой Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утве░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 27 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ № 30 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░), ░ ░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░ №12 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ №12 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 1997 ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2005 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 1 ░░░ ░░ 1 ░░░ ░ 3 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2003 ░░░░ ░ ░ 01 ░░░░░░ 2005 ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2005 ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 29 ░░░ 00 ░░░░░░░ 28 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 07 ░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 07 ░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░.