№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Перемышлиной А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазилкиной Д.Ю.,
с участием
представителя истцов Ивановой О.В., Ивановой А.Н. – Сердюковой Н.В., действующей на основании доверенностей,
представителя ответчика – администрации Волгограда и третьего лица – представителя комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Костина В.Л., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой О. В., Ивановой А. Н., Ивановой О. Н. к администрации г. Волгограда, Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о предоставлении жилого помещения,
установил:
истцы Иванова О.В., Иванова А.Н., Иванова О.Н. первоначально обратились в суд с иском к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, в котором просили возложить на администрацию Волгограда обязанность предоставить им в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 48,1 кв.м., на территории г. Волгограда во внеочередном порядке взамен изымаемого жилого помещения №..., расположенного в ... в г. Волгограде, признанного аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу; прекратить право собственности Ивановой О.В., Ивановой А.Н., Ивановой О.Н. на квартиру, расположенную по адресу: г. Волгоград, ..., с момента предоставления равнозначного жилого помещения; признать право собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на квартиру, расположенную по адресу: г. Волгоград, ..., с момента предоставления равнозначного жилого помещения.
В обоснование иска указали, что истцам на праве собственности по 1/3 доли каждой принадлежит ... в г. Волгограде, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №...-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах», в которую включен перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Согласно представленному перечню под номером 3 в него включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., где планируемой датой окончания переселения является ДД.ММ.ГГГГ При этом, в постановлении администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 года» срок переселения указанного многоквартирного дома указан ДД.ММ.ГГГГ
Однако до настоящего времени ответчик не выполнил обязанность по предоставлению жилого помещения. Направленные истцами обращения в уполномоченные органы с просьбой предоставить благоустроенное жилое помещение взамен аварийного оставлены без внимания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), истцы Иванова О.В., Иванова А.Н., Иванова О.Н. просили возложить на администрацию Волгограда обязанность предоставить им в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 48,1 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории г. Волгограда во внеочередном порядке взамен изымаемого жилого помещения №..., расположенного в ... в г. Волгограде, признанного аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В ходе судебного разбирательства, протокольным определением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Красноармейского района г. Волгограда.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя истцов комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда исключен из числа ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Определением Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску Ивановой О.В., Ивановой А.Н., Ивановой О.Н. к администрации Волгограда о прекращении права собственности Ивановой О.В., Ивановой А.Н., Ивановой О.Н. на квартиру, расположенную по адресу: г. Волгоград, ..., с момента предоставления равнозначного жилого помещения; признании права собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на квартиру, расположенную по адресу: г. Волгоград, ..., с момента предоставления равнозначного жилого помещения прекращено, в связи с отказом истцов от исковых требований в указанной части.
В судебное заседание истцы Иванова О.В., Иванова А.Н., Иванова О.Н. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Ивановой О.В., Ивановой А.Н. – Сердюкова Н.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Волгограда и третьего лица – представителя комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Костин В.Л., действующий на основании доверенностей в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Третье лицо – представитель администрации Красноармейского района г. Волгограда в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Так, ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).
В силу положений ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных 01 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в п. 2 ч. 4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (часть 6 статьи 16).
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ивановой О.В., Ивановой А.Н., Ивановой О.Н. на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли) принадлежит квартира, расположенная по адресу: г. Волгоград, ....
Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №..., многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «О механизме исполнения заключения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных жилых домов Красноармейского района Волгограда о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ..., аварийным и подлежащим сносу» утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения, в том числе обозначено, что сроки и этапы переселения будут производится программно-целевым методом в установленном законодательством порядке.
Согласно постановлению администрации Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ №...-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах», жилой дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., включен в региональную программу по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Данным постановлением утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах», в которую включен перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах».
Согласно перечню (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) под номером 3 в него включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., где планируемой датой окончания переселения является ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем судом установлено и не оспаривалось ответчиком в ходе судебного заседания, что до настоящего времени администрацией Волгограда не исполнена обязанность по предоставлению истцам равнозначного жилого помещения взамен принадлежащего им жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным.
При таких обстоятельствах, поскольку до настоящего времени администрацией Волгограда не исполнена обязанность по предоставлению истцам равнозначного жилого помещения взамен принадлежащего им жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным, суд, с учетом положений ст. 32 ЖК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истцов о предоставлении им равнозначного жилого помещения взамен аварийного жилья, с учетом избранного истцами способа реализации их жилищных прав.
При этом, наличие действующего постановления органа местного самоуправления, в котором установлен срок обеспечения граждан жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, не влияет на обязанность администрации Волгограда на предоставление истцам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания, поскольку такие действия должны быть совершены органом местного самоуправления незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения, которое у истцов возникло с 2014 г.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения на администрацию Волгограда обязанности по предоставлению такого жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку это приведет к нарушению прав иных лиц, проживающих в аварийных домах. Внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав.
Факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу в отсутствие иных исключительных обстоятельств и в отсутствии доказательств, подтверждающих, что принадлежащее истцам жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие указанных выше исключительных обстоятельств, осуществление администрацией возложенной на нее обязанности по предоставлению истцам равнозначного жилого помещения взамен аварийного жилья должно быть осуществлено в рамках исполнения настоящего судебного акта, который применительно к положениям ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Ивановой О. В., Ивановой А. Н., Ивановой О. Н. к администрации г. Волгограда о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Возложить на администрацию г. Волгограда (№...) обязанность предоставить Ивановой О. В. (№... Ивановой А. Н. (№... Ивановой О. Н. (№....) в собственность благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 48,1 кв.м., расположенное в пределах г. Волгограда, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворении исковых требований Ивановой О. В., Ивановой А. Н., Ивановой О. Н. к администрации Волгограда о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.С. Перемышлина
Справка: мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись А.С. Перемышлина
Копия верна
Судья А.С. Перемышлина