Дело № 2-4196/2024
УИД 75RS0001-02-2024-004541-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2024 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиновьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах Шафранова Павла Алексеевича, к Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Оловяннинского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах Шафранова П.А. в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на результаты проверки, которой установлено, что Шафранов П.А. является получателем федеральной льготы, имеет диагноз «шизофрения», является инвалидом 2 группы бессрочно и нуждается в обеспечении лекарственным средством таблетки «Аминазин» (международное название «Хлорпромазин»). Данное лекарственное средство включено в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Однако таблетками «Аминазин» Шафранов П.А. в полном объеме не обеспечен. Ссылаясь на ст. 12 ГК РФ, прокурор просит суд возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное обеспечение Шафранову П.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме, исходя из потребностей пациента на 2024 года, лекарственным средством «Аминазин», обратив решение к немедленному исполнению.
Помощник прокурора Центрального района г.Читы Батуева А.П. поддержала требования.
Помощник прокурора Центрального района г.Читы Батуева А.П. поддержала требования.
Ответчик, третьи лица Шафранов П.А., ГУЗ «Оловяннинская центральная районная больница», надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного заседание, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили.
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд не усматривает нарушения прав не явившихся сторон, рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1, 2 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
В Перечне социально значимых заболеваний и перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указан F 00 - F 99 психические расстройства и расстройства поведения.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, являющимся Приложением № к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в категории групп населения указаны инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, лекарственные средства для лечения данной категории: все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).
В Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, указан Хлорпромазин.
Из материалов дела следует, что Шафранов П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию, имеет диагноз «шизофрения параноидальная, непрерывное течение», имеет право пользования набором социальных услуг.
По сведениям ГСУСО пансионат «Яснинский» от ДД.ММ.ГГГГ №, ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ» Шафранов П.А. положенными ему лекарственными средствами – таблетки Аминазин в 2023 -2024 гг. не обеспечивался.
Аминазин является аналогом Хлорпромазина.
Таким образом, лекарственным средством Аминазин Шафранов П.А. не обеспечивается в необходимом объеме, тогда как данный препарат относится к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и граждане при оказании лечения обеспечиваются ими бесплатно.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации, организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по заключению врачей.
В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан: граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 части 1 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК).
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края (статья 5 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан.
Министерство в сфере охраны здоровья граждан организует оказание населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункты 12.3.2.-12.3.6).
Таким образом, формирование потребности в лекарственных препаратах для указанной категории граждан осуществляется Министерством здравоохранения Забайкальского края на основании заявок, поданных учреждениями здравоохранения края.
Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края не приняло мер по обеспечению истца указанными лекарственным средством, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности организовать ежемесячное обеспечение Шафранова П.А. лекарственным средством «Аминазин» в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме, исходя из потребностей пациента на 2024 год.
Исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости материального истца в лекарственных средствах и медицинских изделиях по жизненным показаниям, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах Шафранова П.А., к Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение лекарственными средствами, удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Забайкальского края (ОГРН №) обязанность организовать ежемесячное обеспечение Шафранову П.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным средством «Аминазин» в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом объеме, исходя из потребностей пациента на 2024 год.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Т.П. Никитина
Мотивированное решение изготовлено: 2 сентября 2024 года.