Решение по делу № 33-1048/2024 (33-10077/2023;) от 20.12.2023

Дербентский городской суд РД

судья ФИО1

Дело

УИД: 05RS0012-01-2023-001914-13

         ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2024 года, № 33-1048/2024 (33-10077/2023)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,

судей Алиевой Э.З. и Минтемировой З.А.

при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Дербента Боева Н.Л. в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «город Дербент», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №9», МБОУ «СОШ №11», МБОУ «СОШ №16 им. М.Казим-Бека», МБОУ «СОШ №17 им. С.Г.Казиахмедова», МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида №7», МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» о возложении обязанности в срок не позднее 31.12.2023 оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места сбора, посадки и высадки детей (учащихся) школьными автобусами на территории муниципального образования согласно маршрутам движения школьных автобусов,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения прокурора Гаджимагомедова М.Г., просившего удовлетворить исковые требования, представителей: МБОУ «СОШ №9» г.Дербента Тагировой Н.А., МБОУ «СОШ №11» Ильканаева З.И., МБОУ «СОШ №16 им. М.Казим-Бека» Эмировой А.С., МБОУ «СОШ №17 им. С.Г.Казиахмедова» Шейхмагомедова А.А., МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида №7» Мамедовой Л.Н., оставивших принятие решения на усмотрение суда, представителя администрации ГО «город Дербент» Гусейновой М.А., просившей отказать в иске, судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора г. Дербента Боев Н.Л. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации ГО «город Дербент», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №9», МБОУ «СОШ №11», МБОУ «СОШ №16 им. М.Казим-Бека», МБОУ «СОШ №17 им. С.Г.Казиахмедова», МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида №7», МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» о возложении обязанности в срок не позднее 31.12.2023 оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места сбора, посадки и высадки детей (учащихся) школьными автобусами на территории муниципального образования согласно маршрутам движения школьных автобусов.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой г. Дербента в рамках осуществления полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992    № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ходе надзора за соблюдением законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что администрацией городского округа «город Дербент», МБОУ «СОШ № 3» г. Дербента, МБОУ «СОШ № 9» г. Дербента, МБОУ «СОШ № 11» г. Дербента, МБОУ «СОШ № 16 им. М. Казим-Бека» г. Дербента, МБОУ «СОШ № 17 им. С.Г. Казиахмедова» г. Дербента, МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 7» г. Дербента, МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» (далее - Учреждения) допущены нарушения требований законодательства в указанной сфере, которые выразились в следующем.

В указанных образовательных учреждениях имеются школьные автобусы, на которых осуществляется подвоз обучающихся, в учреждениях разработаны Паспорта дорожной безопасности образовательных учреждений, которые утверждены директорами и согласованы с начальником ОГИБДД ОМВД России по г. Дербенту и с начальником МКУ «Дербентское городское управление образования».

Действующим законодательством определено, что остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещаются условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Отсутствие оборудованных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест сбора, посадки и высадки детей нарушает права последних и создает угрозу их жизни и здоровью.

Исполнение вышеизложенного законодательства направлено на обеспечение безопасности детей (учащихся) при организации перевозки (подвоза) детей школьными автобусами образовательных учреждений района. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, детского травматизма.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.12.2019 № 1425-ст) место остановки автобуса обозначается знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», который применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса и (или) троллейбуса. При наличии на остановочном пункте павильона или нескольких павильонов допускается устанавливать знак 5.16 на ближайшем по ходу движения павильоне с ближайшего к началу посадочной площадки края или на самостоятельной опоре.

Прокуратурой города в декабре 2022г. проведена проверка исполнения законодательства в указанной сфере.

Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от <дата> на территориях учреждений и прилегающих территориях, а также на протяжении маршрутов следования школьных автобусов не имеется оборудованных площадок для посадки и высадки обучающихся.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой города директорам 7 муниципальных бюджетных образовательных учреждений <адрес>, на балансе которых имеются школьные автобусы, <дата> внесены представления.

Как следует из поступивших ответов, финансовые средства на эти цели отсутствуют, а также сообщено о направлении писем в администрацию городского округа «<адрес>» о необходимости финансирования вышеуказанных мероприятий.

В соответствии с информацией ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от <дата> по результатам контрольной проверки установлено, что в местах посадки и высадки/детей и пассажиров на протяжении маршрутов следования школьных автобусов указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, отсутствуют, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за-явлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ «Об образовании» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения муниципального района пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Как следует из материалов дела, в образовательных учреждениях <адрес> имеются школьные автобусы, на которых осуществляется подвоз обучающихся:

- в МБОУ «СОШ » <адрес> - марки ПАЗ,

- в МБОУ «СОШ » <адрес> - марки ГАЗ,

- в МБОУ «СОШ » <адрес> - марки ГАЗ,

- в МБОУ «СОШ » <адрес> - марки ПАЗ 423470-04,

- в МБОУ «СОШ » <адрес> - 2 автобуса марки ГАЗ и марки ПАЗ 423470-04,

- в МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида » <адрес> - марки Ford Transit,

- в МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» - марки ПАЗ 32053-70.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от <дата> № 196-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая, в частности,    участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Национальным стандартом Российской Федераций ФИО15 50597-17 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлены требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

В соответствии п. 5.1.1 ФИО15 50597-17 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе остановочные пункты.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании» (далее - Федеральный закон от <дата> № 273-ФЗ) и Федеральным законом от <дата> № 196-ФЗ разработаны методические рекомендации об организации перевозок обучающихся в образовательные организации (далее - Методические рекомендации) (Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от <дата> «О направлении методических рекомендаций»), которые определяют основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом, находящимся на законных основаниях (в собственности, лизинге, аренде), образовательных организаций и использующимся для собственных нужд.

Пункт 1.2. Рекомендаций предусматривает принятие необходимых мер по разработке и утверждению в муниципальных образованиях программ (планов) по приведению улично-дорожной сети вокруг образовательных организаций (в том числе внутридворовых дорог, площадок) и по маршрутам следования автобусов для перевозки обучающихся по автомобильным дорогам муниципальных образований.

К перевозкам обучающихся, в том числе, относятся: доставка обучающихся в образовательные организации; развоз обучающихся по окончании занятий (организованных мероприятий); организованные перевозки групп детей при организации туристско-экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий (п. 1.3 Методических рекомендаций).

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона РФ ОТ <дата> № 273-ФЗ организация бесплатной перевозки    обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с Уставами вышеперечисленных муниципальных бюджетных образовательных учреждений учредителем Учреждений является муниципальное образование - городской округ «<адрес>» Республики Дагестан. Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества осуществляет администрация городского округа «<адрес>». Отраслевой орган Учредителя - МКУ «Дербентское городское    управление образования» в пределах своей компетенции обеспечивает осуществление функций и полномочий Учредителя.

В соответствии с и. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В Учреждениях разработаны Паспорта дорожной безопасности образовательных учреждений, которые утверждены директорами Учреждений и согласованы с начальником ОГИБДД ОМВД России по <адрес> и с начальником МКУ «Дербентское городское управление образования».

Федеральный закон от <дата> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на законодательном обеспечении прав ребенка, поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (статья 4).

Пунктом 2.5 Методических рекомендаций определено, что остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещаются условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Исполнение вышеизложенного законодательства направлено на обеспечение безопасности детей (учащихся) при организации перевозки (подвоза) детей школьными автобусами образовательных учреждений района. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, детского травматизма.

В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО15 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> -ст) место остановки автобуса обозначается знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», который применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог. Знаки 5.16 устанавливают в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса и (или) троллейбуса. При наличии на остановочном пункте павильона или нескольких павильонов допускается устанавливать знак 5.16 на ближайшем по ходу движения павильоне с ближайшего к началу посадочной площадки края или на самостоятельной опоре.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой <адрес> в декабре 2022г. проведена проверка исполнения законодательства в указанной сфере.

В ходе проверки установлено, что на территориях учреждений и прилегающих территориях, а также на протяжении маршрутов следования школьных автобусов не имеется оборудованных площадок для посадки и высадки обучающихся.

В местах посадки и высадки/детей и пассажиров на протяжении маршрутов следования школьных автобусов указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, отсутствуют, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью обучающихся.

Изложенные установленные судом обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Факт того, что в нарушение вышеуказанных требований закона на протяжении маршрутов следования школьных автобусов не имеется оборудованных площадок для посадки и высадки обучающихся, ответчики не оспаривают.

Федеральный закон от <дата> № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на законодательном обеспечении прав ребенка, поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (статья 4).

Отсутствие оборудованных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест сбора, посадки и высадки детей нарушает права последних и создает угрозу их жизни и здоровью.

Исполнение вышеизложенного законодательства направлено на обеспечение безопасности детей (учащихся) при организации перевозки (подвоза) детей школьными автобусами образовательных учреждений города. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, детского травматизма.

Доказательств устранения указанных нарушений ответчиками не представлено.

Поскольку материалами дела подтверждается, что со стороны ответчиков имеются нарушения вышеуказанных требований законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора <адрес> ФИО13 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что в бюджете города не заложены денежные средства на оборудование в соответствии с требованиями законодательства мест сбора, посадки и высадки детей (учащихся) школьными автобусами на территории муниципального образования согласно маршрутам движения школьных автобусов, не является основанием для отказа в иске.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, требуемый прокурором для устранения выявленных нарушений в области безопасности дорожного движения на маршруте школьного автобуса, осуществляющего подвоз детей в образовательные учреждения (до <дата>) уже истек, судебная коллегия находит с учетом доводов ответчиков установить новый срок до 31.07.2024г.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

         решение Дербентского городского суда РД от <дата>г. отменить.

Исковые требования и.о. прокурора <адрес> ФИО13 в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «<адрес>», МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ », МБОУ «СОШ им. М.Казим-Бека», МБОУ «СОШ им. ФИО5», МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида », МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «<адрес>»Республики Дагестан, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ »<адрес>, МБОУ «СОШ » <адрес>, МБОУ «СОШ им. М. Казим-Бека» <адрес>, МБОУ «СОШ им. ФИО5»<адрес>, МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида » <адрес>, МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места сбора, посадки и высадки детей (учащихся) школьными автобусами на территории муниципального образования согласно маршрутам движения школьных автобусов (в срок до <дата>).

        Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33-1048/2024 (33-10077/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о. прокурора города Дербента в интересах неопределенного круга лиц
ПрокуратураРеспублики Дагестан
Ответчики
МЮОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 7 г. Дербента
МБОУ Дербентский кадетский корпус (школа-интернат
ОГИБДД ОМВД России по г. Дербенту
МБОУ СОШ № 16 им. М.Казим-Бека г. Дербента
МБОУ СОШ № 3 г. Дербента
МБОУ СОШ № 11 г. Дербента
Администрация городского округа город Дербент
МБОУ СОШ № 17 им. С.Г. Казиахмедова г. Дербента
МКУ Дербентское городское управление образования
МБОУ СОШ № 9 г. Дербента
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
21.12.2023Передача дела судье
24.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
28.02.2024Судебное заседание
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.04.2024Передано в экспедицию
28.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее