Решение по делу № 2а-2542/2020 от 14.08.2020

Дело № 2а-2542/2020 11 ноября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Ульяновой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Моисеевой Т. С. к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел России по городу Архангельску, Тукачевой Е. А. о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства,

установил:

Моисеева Т.С. обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области (далее – УМВД по АО), Управлению Министерства внутренних дел России по городу Архангельску (далее – УМВД по г.Архангельску), Тукачевой Е.А. о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства по адресу: ....

В обоснование требований указано, что Моисеева Т.С. является собственником незавершенного строительством коттеджа ..., где проживает совместно с семьей. 21 июля 2020 года административный истец обратилась в отделение по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г.Архангельску с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: .... Заявление о регистрации было возвращено за подписью начальника отделения по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г.Архангельску Тукачевой Е.А. 27 июля 2020 года с отметкой о том, что регистрация не осуществляется в объекте незавершенного строительства. Полагая данный отказ незаконным, Моисеева Т.С. обратилась в суд с заявленным административным иском, ссылаясь на то, что процент готовности коттеджа составляет 100%, коттедж имеет почтовый адрес, оборудован системами водоснабжения, электроснабжения, расположен на землях поселения, отказ в регистрации препятствует в реализации прав истца в сфере социального и медицинского обслуживания.

В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом, ее представитель поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям. Пояснил, что из представленного в материалы дела технического паспорта спорного коттеджа следует, что данный дом пригоден для проживания.

Представитель административного ответчика УМВД по АО в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагая, что УМВД по АО является ненадлежащим ответчиком, а также ссылаясь на то, что незавершенный строительством объект не введен в эксплуатацию как жилое помещение, что препятствует в регистрации Моисеевой Т.С. в нем по месту жительства.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Архангельск» возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что разрешение на строительство спорного объекта не выдавалось, объект размещен в санитарно-защитной зоне, коттедж как жилое помещение в эксплуатацию не введен.

Представитель административного ответчика УМВД по г.Архангельску, административный ответчик начальник отделения по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г.Архангельску Тукачева Е.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав явившихся лиц, исследовав имеющиеся в административном деле доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из системного толкования положений ст.ст. 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соблюдению сроков обращения в суд, соответственно, возлагается на лицо, которое их обжалует.

Таким образом, при отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).

Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (далее - Административный регламент).

Статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I раскрывает используемые в нем основные понятия. Так, под регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации; под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй указанной статьи Закона).

Согласно статье 6 названного Закона при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Местом жительства согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу положений ч.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Процедура регистрации граждан установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации".

Пунктом 16 указанных Правил определено, что гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно пункту 18 указанных Правил органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 года по делу № АКПИ12-1209 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 16 Правил и установлено, что в абзацах первом - пятом пункта 16 Правил воспроизведен законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства и приведенный в данной норме перечень документов не противоречит законодательству и не является исчерпывающим. Указанные документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 4-П).

В силу положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 48 Административного регламента регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента. Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств. Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России. Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с пунктом 49 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет, в том числе документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 56.2. Административного регламента для регистрации по месту жительства гражданин вправе представить договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, выписку из Единого государственного реестра недвижимости либо иной документ. Непредставление гражданином указанных документов не является основанием для отказа гражданину в предоставлении услуги.

В силу положений пункта 58 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:

58.1. Нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению.

58.2. Отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.

Как следует из материалов дела, 21 июля 2020 года Моисеева Т.С. обратилась в отделение по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г.Архангельску через ГАУ «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: .... Вместе с заявлением были представлены копия паспорта, копия свидетельства о регистрации права, ЛСУ.

Заявление о регистрации было возвращено за подписью начальника отделения по вопросам миграции отдела полиции №1 УМВД по г.Архангельску Тукачевой Е.А. с отметкой о том, что регистрация не осуществляется в объекте незавершенного строительства.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Судом установлено, что Моисеева Т.С. является собственником объекта незавершенного строительства, площадью застройки 140,9 кв.м, расположенного по адресу: ... (адрес присвоен постановлением главы МО «Город Архангельск» от 18 сентября 2019 года №1446).

В материалы дела Моисеевой Т.С. представлен акт готовности объекта от 16 июля 2019 года, составленный Моисеевой Т.С. и <***>, являющимся супругом административного истца, согласно которому степень готовности объекта составляет 100%. Согласно техническому паспорту данный объект имеет назначение: жилое, используется по назначению, его общая площадь составляет 341,9 кв.м, жилая – 166,7 кв.м.

Из представленных в материалы дела договора энергоснабжения от 18 декабря 2013 года, заявки на оформление договорных отношений по отпуску питьевой воды и приему сточных вод и загрязняющих веществ от 22 апреля 2013 года, квитанций на оплату услуг следует, что спорный объект подключен к электроснабжению и водоснабжению. Стороной административного истца в подтверждение факта проживания в спорном объекте представлены фотоснимки помещений коттеджа.

Согласно ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Таким образом, технический паспорт - это документ, в котором содержатся характеристики объекта капитального строительства.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Из приведенных норм следует, что до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вновь созданный объект недвижимости является объектом незавершенного строительства, следовательно, такой объект не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, спорный объект жилым помещением, пригодным для проживания, в установленном законом порядке не признан.

При таких обстоятельствах УМВД по г.Архангельску обоснованно отказано Моисеенко Т.С. в регистрации в спорном объекте по месту жительства, поскольку не представлен документ, служащий основанием для вселения в жилое помещение, регламентированный Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Административным регламентом. При этом, вопреки доводам административного истца, в силу изложенных норм права, технический паспорт таким документом не является, при подаче заявления о регистрации по месту жительства данный документ представлен не был, равно как и иные документы, подтверждающие проживание Моисеенко Т.С. в спорном объекте и пригодность объекта для проживания, признание его жилым, а согласно правоустанавливающим документам на объект он строительством не завершен, жилым помещением не является.

Суд также полагает необходимым отметить, что Моисеенко Т.С. не лишена возможности обратиться в уполномоченный орган власти с заявлением о регистрации спорного объекта в качестве жилого. представив необходимые документы, а в случае отказа оспорить решение в суд.

То обстоятельство, что незавершенный строительством дом принадлежит Моисеевой Т.С. на праве собственности, и она проживает в нем с семьей, не имеет правового значения для данного спора, поскольку право собственности на созданный (завершенный строительством) объект недвижимого имущества как жилой дом не зарегистрировано в установленном законом порядке, а факт проживания не является достаточным основанием для регистрации лица по месту жительства или пребывания.

Проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что у должностного лица УМВД по г.Архангельску отсутствовала обязанность в предоставлении государственной услуги по регистрации Моисеевой Т.С. по месту жительства по указанному адресу.

Таким образом, нарушений административными ответчиками правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, при разрешении заявления о регистрации Моисеевой Т.С. по месту жительства в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем административные исковые требования Моисеевой Т.С. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Моисеевой Т. С. к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел России по городу Архангельску, Тукачевой Е. А. о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства по адресу: ... отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Жданова

2а-2542/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Моисеева Татьяна Сергеевна
Ответчики
Управление МВД России по Архангельской области
Тукачева Екатерина Андреевна
УМВД России по городу Архангельску
Другие
Администрация МО "Город Архангельск"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Жданова Анастасия Андреевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация административного искового заявления
14.08.2020Передача материалов судье
14.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2020Подготовка дела (собеседование)
04.09.2020Рассмотрение дела начато с начала
04.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2020Предварительное судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Судебное заседание
11.11.2020Судебное заседание
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее