Дело № 2-1758/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием истцов Вокуевой Э.В., Вожлякова С.А.,
представителя истца Вокуевой Э.В. - Вокуева Г.И.,
представителя ответчика ООО "Стройком" Потапова Р.А.,
представителя третьего лица ОУФМС России по РК в г. Инте Бонь Г.А.,
третьего лица Поповой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 14 октября 2015 года дело по иску Вокуевой Э.В., Вожлякова С.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Стройком" о признании отказа паспортистки ООО "Стройком" ФИО12 принять, оформить и передать в ОУФМС России по ____ в ____ заявление на регистрацию Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. по месту пребывания незаконным, возложении обязанности принять, оформить и передать в ОУФМС России по ____ в ____ заявление Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. на регистрацию Вожлякова С.А. по месту пребывания, взыскании расходов Вокуевой Э.М. на проезд для подачи заявления на регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Вокуева Э.В. и Вожляков С.А. обратились в суд с иском к ООО «Стройком" о признании отказа паспортистки ООО "Стройком" ФИО12 принять, оформить и передать в ОУФМС России по ____ в ____ заявления Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. на регистрацию по месту пребывания Вожлякова С.А. незаконным, возложении обязанности принять, оформить и передать в ОУФМС России по ____ в ____ заявление Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. на регистрацию Вожлякова С.А. по месту пребывания, взыскании расходов Вокуевой Э.М. на проезд для подачи заявления на регистрацию в сумме <....> руб. Вокуева Э.В. в обоснование своего заявления указывает, что является собственником (доля в праве <....>) жилого помещения по ____. Так же собственником (доля в праве <....>) является ее сын ФИО6 Доля в праве <....> перешла ФИО6 на основании договора дарения и зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ____ __.__.__. Вожляков С.А обратился к Вокуевой Э.В, ФИО6 и ФИО7 с просьбой разрешить ему оформить регистрацию по месту пребывания в ____. Поскольку никто из собственников и зарегистрированных в жилом помещении по ____ не возражал, и Вожляков С.А находился в жилом помещении с их ведома и разрешения. Вокуева Э.В. приехала в Инту для подачи заявления на регистрацию Вожлякова С.А по месту пребывания ____. Она с Вожляковым С.А неоднократно (__.__.__, __.__.__) обращалась к паспортистке ООО «Стройком» ФИО12 с требованием принять у них заявление и документы для регистрации Вожлякова С.А по месту пребывания ____, но всякий раз получала отказ со ссылкой на то, что пока они не предоставят Свидетельство о праве собственности на ФИО6 и его нотариально заверенное согласие, документы она не примет. В связи с отказом паспортистки ФИО12 принять, оформить и передать в ОУФМС России по ____ заявление на регистрацию Вожлякова С.А. по месту пребывания, Вокуева Э.В вынуждена была обжаловать действия паспортистки ее начальнику ООО «Стройком» ФИО8, а так же обратиться в Прокуратуру ____. Полагают отказ паспортистки ООО «Стройком» ФИО12 принять, оформить и передать в ОУФМС России по ____ заявление и документы на регистрацию Вожлякова С.А по месту пребывания ____ незаконным и препятствующим им в получении государственной услуги - регистрации Вожлякова С.А. по месту пребывания ____121.
Истец Вокуева Э.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила суду, что действия УФМС не обжалует, а считает незаконным сам факт отказа паспортиста ООО "Стройком" в приеме и передаче документов для регистрации Вожлякова С.А. по месту пребывания незаконным, так как в соответствии с п. 33 административного регламента не вправе была отказать. Пункт 25 административного регламента не содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить при обращении за регистрацией по месту пребывания.
Представитель истца Вокуевой Э.В. – Вокуев Г.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы доверителя.
Истец Вожляков С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО "Сиройком" - Потапов Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал на том основании, что действия паспортиста, которая имела право определить комплектность представленных документов, по отказу в принятии заявления на регистрацию Вожлякова С.А. носили правомерный характер, так как заявителем Вожляковым С.А. не представлено согласие второго собственника жилого помещения на его вселение. Также представитель ответчика пояснил, что ООО "Стройком" является организацией ответственной за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, так как в его управлении находится многоквартирный ____.
Представитель третьего лица ОУФМС России по Республике Коми в г. Инте Бонь Г.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, так как паспортист ООО "Стройком" в соответствии с п. 57 административного регламента обязана была проверить комплектность предоставленных заявителем документов. Так как заявителем Вожляковым С.А. не было представлено заявление от второго собственника жилого помещения, то действия паспортиста правомерны. Вожлякова Э.В. не является надлежащим истцом, так как не является получателем государственной услуги по регистрации по месту пребывания. Для регистрации Вожлякова С.А. по месту пребывания Вокуевой Э.В. не обязательно было приезжать в ____.
Третье лицо Попова И.В. в судебном заседании пояснила, что имел место факт отказа ею в приеме заявления Вожлякова С.А. о регистрации его по месту пребывания на том основании, что заявителем не были представлены все необходимые документы к заявлению, а она обязана проверять комплектность документов.
Определением Интинского городского суда от __.__.__ исковые требования истцов о возложении обязанности на паспортный стол ООО "Стройком" принять, оформить и передать в отделение УФМС России по ____ в ____ заявление Вожлякова С.А и Вокуевой Э.В. на регистрацию Вожлякова С.А. по месту пребывания по адресу: ____, выделены в отдельное производство.
Заслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 25.06.1993) постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Правила).
Правилами утвержден перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно данного перечня к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, относятся уполномоченные лица управляющей жилищным фондом организации.
Ответчиком не оспаривается, что в его управлении находится многоквартирный дом по адресу: ____.
__.__.__ Вожляков С.А. обратился в ООО "Стройком" с заявлением по форме №__ о регистрации его по месту пребывания с __.__.__ по __.__.__ по адресу: ____, в основание для временного проживания указал: заявление лица предоставившего жилое помещение. В заявлении имеется подпись лица предоставившего жилое помещение (л.д. 87).
Вместе с указанным заявлением Вожляковым С.А. в ООО "Стройком" __.__.__ представлено заявление Вокуевой Э.В., адресованное в УФМС России по ____ в ____, с просьбой зарегистрировать по месту пребывания в жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, по адресу: ____, вселенного ей знакомого – Вожлякова С.А., на период с __.__.__ по __.__.__ (л.д. 88).
Ответчиком и третьим лицом ФИО12 не оспаривается факт отказа паспортиста ООО "Стройком" в принятии вышеуказанного заявления Вожлякова С.А. вместе с заявлением Вокуевой Э.В.
__.__.__ ООО "Стройком" в адрес Вокуевой Э.В. направлен ответ на её жалобу от __.__.__ на незаконные действия паспортиста, из которого следует, что для регистрации по месту пребывания Вожлякова С.А. необходимо предоставить согласие второго собственника (нотариально заверенное), либо присутствие самого собственника, либо выезд паспортиста на дом (л.д. 27).
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.
Согласно пунктов 9, 10, 11 и 12 Правил граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами 5, 6 и 9 п. 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России (далее – Административный регламент).
Согласно п. 17 Административного регламента лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан являются уполномоченные лица управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с п. 25 Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при его отсутствии - собственнику жилого помещения: заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 2 к Регламенту), подписанное гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Подписи заявителя и собственника (нанимателя) жилого помещения заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов; документ, удостоверяющий личность (предъявляется заявителем в целях идентификации получателя государственной услуги); документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
В соответствии с п. 57 Административного регламента при поступлении заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 2 к Регламенту) лица, ответственные за регистрацию, в присутствии заявителя проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия, составленными в 2-х экземплярах, поквартирной карточкой по форме № 10 (приложение № 7 к Регламенту) или домовой (поквартирной) книгой по форме № 11 (приложение № 8 к Регламенту) в орган регистрационного учета.
Согласно пунктов 39, 40 Административного регламента регистрация заявлений о регистрации по месту пребывания или по месту жительства и необходимых для предоставления государственной услуги документов осуществляется в день поступления указанных документов в орган регистрационного учета в порядке, предусмотренном пунктами 58 и 90 Регламента. Днем поступления документов считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов.
Пунктом 58 Административного регламента установлено, что уполномоченные должностные лица органа регистрационного учета при поступлении документов от лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо при получении документов, направленных по почте, или заявления о регистрации по месту пребывания в форме электронного документа через Единый портал рассматривают их не позднее 3-х рабочих дней производят запись о принятом решении в графе "Принятое решение" заявлений по форме № 1 или по форме № 1ПР (приложение № 2 к Регламенту). При этом указываются основания регистрации со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 58 Административного регламента).
Согласно пункту 33 указанного Административного регламента, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что только после предоставления гражданином всех необходимых надлежаще оформленных документов орган регистрационного учета осуществляет регистрацию гражданина по месту пребывания.
При этом ни Закон РФ от 25.06.1993, ни Правила не предусматривают возможность отказа лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в принятии от гражданина заявления на регистрацию по месту пребывания, в том числе и в случае предоставления не всех необходимых для регистрации документов.
Кроме того, п. 33 Административного регламента напрямую содержит запрет лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Запрет, установленный п. 33 Административного регламента, обусловлен тем, что полномочиями по проверке полноты предоставляемых заявителем документов и принятии решения о регистрации либо отказе в регистрации граждан по месту пребывания наделены территориальные органы УФМС России, а не лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, чьи полномочия сводятся к приему заявления граждан, оформлению и передачи документов в органы регистрационного учета.
Таким образом, отказ паспортиста ООО "Стройком" в принятии заявления Вожлякова С.А. о регистрации его по месту пребывания по адресу: ____, является незаконным.
Оснований для признания незаконными действий паспортиста ООО "Стройком" в оформлении и передачи заявления Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. в Отделение Управления федеральной миграционной службы России по ____ в ____ на регистрацию по месту пребывания Вожлякова С.А. не имеется, так как имел место отказ в принятии заявления, а не в его оформлении и передаче в органы регистрационного учета, то есть действий подлежащих совершению уже после совершения процедуры принятия заявления.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993, Правил и п. 2 Административного регламента заявителями являются граждане Российской Федерации: прибывшие на новое место жительства; прибывшие для временного проживания в жилом помещении, не являющемся их местом жительства, на срок свыше 90 дней; убывающие с места жительства; убывшие с места пребывания до истечения заявленного срока; проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы; связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), прибывшие к месту работы или на временные (сезонные) работы; относящиеся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющие места, где они постоянно или преимущественно проживают; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.
Так как, в рассматриваемом случае Вокуева Э.В. не является заявителем о регистрации её по месту пребывания, и её заявление от __.__.__ в адрес органа регистрационного учета является документом, прилагаемым к заявлению Вожлякова С.А. о его регистрации по месту пребывания, обосновывающим основание для временного проживания его в жилом помещении, то исковые требования Вокуевой Э.В. к ООО "Стройком" о признании незаконным отказа в принятии, оформлении и передаче заявления Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. в Отделение Управления федеральной миграционной службы России по ____ в ____ на регистрацию по месту пребывания Вожлякова С.А. по адресу: ____, не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом Вокуевой Э.В. не представлено суду доказательств того, что понесенные ею расходы в размере <....> руб. на ____ вызваны именно необходимостью личного присутствия __.__.__ в паспортном столе ООО "Стройком" для регистрации по месту пребывания Вожлякова С.А. и невозможностью предоставления необходимых документов для его регистрации иными способами (почтой, в форме электронного документа). Кроме того, суду не представлено доказательств, что данная поездка была связана только с необходимостью регистрации Вожлякова С.А. и не связана с решением иных вопросов и дел. При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с ответчика расходов в размере <....> руб. не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования истца Вокуевой Э.В. о возмещении ей стороной ответчика судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины в размере <....> руб. (л.д. 14).
В пользу истца Вожлякова С.А. с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <....> руб. (л.д. 15).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ ООО "Стройком" в принятии заявления Вожлякова С.А. о регистрации по месту пребывания по адресу: ____.
Отказать Вожлякову С.А. в иске к ООО "Стройком" в части признания незаконным отказа в оформлении и передаче заявления Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. в Отделение Управления федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Инте на регистрацию по месту пребывания Вожлякова С.А..
Отказать Вокуевой Э.В. в иске к ООО "Стройком" о признании незаконным отказа в принятии, оформлении и передаче заявления Вожлякова С.А. и Вокуевой Э.В. в Отделение Управления федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г. Инте на регистрацию по месту пребывания Вожлякова С.А. по адресу: ____; расходов в размере <....> руб. на ____, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <....> руб.
Взыскать с ООО "Стройком" в пользу Вожлякова С.А. уплаченную государственную пошлину в размере <....> руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2015 в 17 час.
Судья И.М. Румянцева