Председательствующий по делусудья Иванец С.В. | Дело № 33-2825/2024 (дело в суде 1 инст. № 2-696/2023)УИД 75RS0001-02-2022-009733-58 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей краевого суда Погореловой Е.А., Радюк С.Ю.,
при секретаре Максимовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 августа 2024 г. гражданское дело по иску прокуратуры Улетовского района Забайкальского края в интересах Никулина Т.Д. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациента к месту прохождения медицинской процедуры и обратно
по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края Панкова М.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 15 мая 2023 года, которым постановлено:
«Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края обеспечить транспортировку автомобильным транспортом для прохождения медицинской процедуры гемодиализа Никулина Т.Д., <Дата> года рождения (паспорт №) до места получения медицинской помощи в ООО «Байкальская Медицинская компания» по адресу: г. Чита, ул. Нагорная, д.81 и обратно, в соответствии с графиком лечения».
Заслушав доклад судьи Епифанцевой С.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Улетовского района Забайкальского края Цырендоржиев Т.Б. в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Никулина Т.Д., мотивируя тем, что пациент Никулина Т.Д. является пациентом, страдающим почечной недостаточностью, которой назначен программный гемодиализ. Процедуры гемодиализа она получает в Забайкальском филиале ООО «БМК» по ОМС.
Ввиду отсутствия организации транспортировки к месту проведения гемодиализа пациентка вынуждена добираться самостоятельно (на такси, городским транспортом), частично перевозку пациентов организовывает ООО «БМК». Вместе с тем, ООО «БМК» не является медицинской организацией, подведомственной федеральным органам исполнительной власти и несет бремя обеспечения расходов за собственный счет.
Транспортировка такой категории пациентов в медицинское учреждение является составной частью мероприятия по оказанию медицинской услуги, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Кроме того, следует отметить что способ исполнения субъектом Российской Федерации возложенной на него обязанности путем выплаты денежной компенсации, применимый по общему правилу, не может быть использован в случае, когда в силу особенностей личности пациента (его состояния здоровья, возраста, физиологических особенностей), а также фактических обстоятельств, связанных с местом проживания и организацией движения транспортных средств к месту получения лечения, гражданин не имеет возможности самостоятельно добираться до места. Не организация и не обеспечение доставки автомобильным транспортом Никулина Т.Д. для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места проживания пациентов до места получения медицинской помощи и обратно в соответствии с графиком лечения свидетельствует о лишении их возможности использовать предоставленные федеральным законом права, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье.
Просит обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациента Никулина Т.Д. для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места проживания пациентов до места получения медицинской помощи и обратно в соответствии с графиком лечения (л.д.5-6).
Определением от 18.01.2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Забайкальскому краю, Правительство Забайкальского края (л.д.48-49).
Определением от 16.02.2023 г. произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Забайкальскому краю на Министерство финансов Забайкальского края, в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены ООО «БМК», ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (л.д.77-78).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 150-156).
С решением суда не согласилось Министерство здравоохранения Забайкальского края, представитель Панкова М.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование ссылается на положения ст. 6.1. Закона Забайкальского края от 20 мая 2009 г. № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае», согласно которым инвалиды, страдающие заболеваниями почек и нуждающиеся в процедурах гемодиализа, проживающие в Забайкальском крае имеют право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте в междугородном сообщении (за исключением проезда в вагонах категории СВ и вагонах повышенной комфортности), автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, и личном автомобильном транспорте.
Порядок выплаты указанной компенсации, в том числе ее размер, определяются постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года № 178, в соответствии с пунктом 3 которого предоставление компенсации осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 9 июля 2019 года № 887 утвержден административный регламент предоставления указанной государственной услуги.
Согласно Закону Забайкальского края от 22 декабря 2022 года № 2134-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в 2023 году на указанные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 5 474,0 тыс. руб. Данные бюджетные ассигнования предусмотрены ответственному исполнителю государственной программы Забайкальского края «Социальная поддержка граждан» - Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Министерством финансов Забайкальского края бюджетные ассигнования, предусмотренные на исполнение указанных расходных обязательств перечисляются в установленном порядке в рамках текущего финансирования в полном объеме согласно представленным заявкам.
Пунктом 6 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2019 года № 11-7/И/2-12330 «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 января 2012 года № 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи. При этом вышеуказанный Порядок не предусматривает доставки пациентов до места проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно в качестве одного из мероприятий по ее оказанию.
Кроме того, перевозка указанных пациентов, получающих медицинскую услугу гемодиализа в плановом порядке, до места оказания медицинской помощи и обратно осуществляется на неспециализированном автомобильном транспорте и не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, поскольку во время следования пациента к месту лечения и обратно медицинская помощь не оказывается. Сопровождение в данном случае не предусмотрено.
Медицинская помощь методом заместительной почечной терапии в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территорий Забайкальского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, оказывается пациентам бесплатно, при этом транспортировка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно данной Территориальной программой не предусмотрена.
Истцом Никулина Т.Д. не предоставлено доказательств обращений за получением выплат или отказа Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в реализации права на получение компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно.
Таким образом, обязанность транспортировки пациентов к месту проведения гемодиализа и обратно действующим законодательством не предусмотрена, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении принципа доступности медицинской помощи, в силу которых такая обязанность могла бы быть возложена на Министерство здравоохранения Забайкальского края не представлено. Считает, что суд удовлетворяя требования прокурора, установил новые формы компенсации затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения процедуры гемодиализа, при этом фактически осуществляет нормативное правовое регулирование, в противоречие с нормами Федерального закона и Закона Забайкальского края от 29 мая 2009 года № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае» (л.д. 161-169).
Материальный истец Никулина Т.Д., представители ответчика Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, третьих лиц Правительства Забайкальского края, Министерства финансов Забайкальского края, ООО «БМК», ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя Министерства здравоохранения Забайкальского края Сатурченко А.В., поддержавшую доводы жалобы, процессуального истца прокурора Пешкову А.Б., о законности постановленного судом решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения предусмотрены статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К ним пунктами 1, 2, 4 части 1 названной статьи отнесены: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, материальный истец Никулина Т.Д. получает заместительную почечную терапию трижды в неделю в ООО «БМК» по адресу: г. Чита, ул. Нагорная, д.81, нуждается в регулярной транспортировке на процедуры гемодиализа в связи с тяжестью основного диагноза и его осложнений.
Материальный истец добирается до места получения медицинской услуги и обратно самостоятельно.
В связи с отсутствием организации перевозки пациентов, нуждающихся в проведении процедуры гемодиализа, которая охватывается понятием специализированной медицинской помощи, и организация которой отнесена к полномочиям органов государственной власти Забайкальского края, прокурор обратился в интересах материального истца с иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедурой гемодиализа. Оказываемая медицинская помощь, в том числе специализированная, должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отдаленности лечебного учреждения и отсутствия возможности самостоятельного прибытия материального истца для получения медицинской помощи и обратно она лишена возможности получить жизненно необходимую процедуру гемодиализа, которая должна предоставляться бесплатно.
Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде заместительной терапии методом гемодиализа возложена на Забайкальский край в лице его уполномоченного органов, какими являются Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Судебная коллегия не может согласиться с принятым по делу решением и находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Забайкальского края по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Законом об основах охраны здоровья граждан предусмотрено (ч. 1 ст. 81), что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Положениями п. 6 ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан определен один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи в числе прочего обеспечиваются (ст. 10 Закона об основах охраны здоровья граждан): организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
При том, что нормативы приближенности и транспортной доступности Законом об основах охраны здоровья граждан не определены, они должны конкретизироваться иными законодательными либо подзаконными актами.
Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 81 Закона об основах охраны здоровья граждан.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (ст. 34 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Положением об организации деятельности отделения диализа, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002 г. N 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1271-н заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N 17н, не предусматривает доставку пациентов до места проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно в качестве одного из мероприятий по ее оказанию.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в письме от 17 февраля 2016 г. N 1195/26/и обращает внимание на необходимость недопущения нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на оплату проезда пациентов к месту получения сеансов гемодиализа. ФФОМС указывает, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации. Вместе с тем, не исключается медицинская эвакуация в экстренной и неотложной форме, в случаях, распространяющихся, в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания транспортировки истца специализированным автомобильным транспортом в соответствии с положениями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».
Таким образом, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ).
В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ).
Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденный Постановлением Правительства Забайкальского края № 551 от 29.12.2021 года предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Статьей 6 (1) Закона Забайкальского края от 29.05.2009 № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае» инвалиды, страдающие заболеваниями почек и нуждающиеся в процедурах гемодиализа, проживающие в Забайкальском крае, имеют право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте в междугородном сообщении (за исключением проезда в вагонах категории СВ и вагонах повышенной комфортности), автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, и личном автомобильном транспорте. Порядок выплаты указанной компенсации, в том числе ее размер, определяются Правительством Забайкальского края. Финансирование расходов на выплату компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета края.
Согласно п. 3 Порядка выплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающихся в процедурах гемодиализа, и определения ее размеров, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 № 178, компенсация производится в виде ежемесячной денежной выплаты по заявлению гражданина в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 500 рублей за один проезд к месту лечения и обратно.
Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 502 установлено, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет выплату компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, и определяет ее размере (п. 12.13.25 Положения).
ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края осуществляет выплату компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа.
По сведениям ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края, истцу Никулина Т.Д. как инвалиду 1 группы предоставляется компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеванием почек и нуждающихся в процедурах гемодиализа с 2017 г. Выплата произведена по февраль 2023 года в полном объеме через отделение почтовой связи. (л.д.72-76,87-88).
Несмотря на наличие заболевания, требующего проведение процедуры гемодиализа, материальный истец передвигается самостоятельно (л.д.101-114).
Доводы прокурора о том, что в силу состояния здоровья истец лишена возможности передвигаться на общественном транспорте трижды в неделю, судебная коллегия отклоняет как не нашедший своего подтверждения.
Согласно Методическим рекомендациям для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе по оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации № 46 от 1 февраля 2018 г. выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень – стойкие незначительные нарушения функций организма, II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма, III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма, IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, Никулина Т.Д. имеет степень ограничения к самообслуживанию – 3 из 3, к передвижению - 2 из 3, к трудовой деятельности – 3 из 3. Нуждается в медицинской реабилитации, в реконструктивной хирургии, протезировании и ортезировании, санаторно-курортном лечении, профессиональной ориентации, содействии в трудоустройстве не нуждается.
В социально-средовой, социально-психологической, социокультурной реабилитации или абилитации, в технических средствах реабилитации или абилитации не нуждается.
В данном случае правовое значение имеет физическая возможность самого пациента добираться до места получения лечения общественным, личным транспортом либо на такси без какой-либо посторонней помощи.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что материальный истец в силу состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, исключительных обстоятельств не может самостоятельно следовать к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно, материалы дела не содержат, её нуждаемость в перевозке специализированным транспортом имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждена.
Таким образом, постановленное судом решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Читы от 15 мая 2024 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск прокуратуры Улетовского района Забайкальского края в интересах Никулина Т.Д. к Министерству здравоохранения Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациента к месту прохождения медицинской процедуры и обратно, оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Центральный районный суд г. Читы.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 августа 2024 г.